Русский язык в 4 классе.Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
– Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
– Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
– Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
– Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных
успехов)
1 2 3 1 – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Словарная работа.
По усмотрению учителя словарная работа может быть сокращена.
1. – Прочитайте слова, определите часть речи.
Сочинять, решать, выражать, стараться.
– Образуйте от них имена существительные.
П – Образуйте от них новые слова с помощью суффикса ени(j), ани(j). К какой части речи относятся новые слова? (Сочинение, решение, выражение,
старание.)
– Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание которой надо запомнить.
2. – В каких значениях может употребляться слово решение? Прочитайте примерыподсказки.
а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу).
б) Наконецто зачитали решение суда (постановление).
в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.
г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла).
– Составьте и запишите предложение со словом решение.
1 3 3 Введение в раздел.
– Откройте учебник на с. 73, прочитайте название раздела.
– Кто уже знает, что такое прямая речь? (Если ктото знает, то может прозвучать вопрос: что же это такое?) Сегодня на уроке проверим, так ли это. Если нет
ответа, тогда вопрос к классу: что же сегодня на уроке мы будем «открывать»?
Проблемная ситуация.
1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются?
Учитель произносит:
1) – Я услышал, как мама сказала комуто в коридоре, что тайное всегда становится явным.
2) – Я услышал, как мама сказала комуто в коридоре: «Тайное всегда становится явным».
– Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы? Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой речью.
– Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. (Как найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она встречается?)
2. Работа по учебнику.
Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82).
Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблему урока: как оформляется прямая речь на письме?
Эти два проблемных вопроса записываются на доске.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
4 5 6 1 1 3 1. Нахождение прямой речи и слов автора.
а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).
– Кто автор этих стихотворных отрывков?
– Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.
– Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и отвечают на эти
же вопросы.)
б) Чтение определения. Оно записано на доске.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение
к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
© ООО «Баласс», 2014
1Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.
– Прочитайте в предложениях только прямую речь.
– Почему эта речь получила такое название?
– Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.)
Учитель сообщает, что такие слова называются словами автора.
– Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.)
в) Работа над определением.
– Прочитайте определение в рамке (с. 84).
– Назовите ключевые слова.
– Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и П (прямая речь).]
– Задайте вопрос к каждой части.
– В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? (Во второй части.)
2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.
– Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.)
– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?
(Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)
– Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.)
б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).
– О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.)
– Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания,
интонации.)
– Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед
кавычками.)
3
4 5 6 1 3
1. Работа в учебнике.
Упр. 84 – развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического
(пунктуационного) оформления.
Выполняется по «шагам» в задании.
Можно провести эксперимент: предложить детям на слайде (карточках) те же отрывки без кавычек, без двоеточия.
– Прочитайте. Как легче читать? Расставьте знаки препинания.
2. Работа в рабочей тетради.
Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради.
3. Дополнительно:
Упр. 48, «Дидактический материал».
Самостоятельная работа – расставить недостающие знаки препинания.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
4 4
1. – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.
2. – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?
Чужая речь.
Слова автора.
Прямая речь.
Однородные члены.
Дословно.
1. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно предложение с прямой речью.
2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.
IV. Развитие
умений.
V. Итог урока.
VI. Домашнее
задание.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
2