Тема урока: Последовательное и параллельное соединение проводников
Тип урока: Практическая работа
Цели урока
Образовательные:
· Закрепить понятие последовательного соединения проводников;
· Закрепить понятие параллельного соединения проводников;
· Закрепить знания по формулам для определения силы тока, напряжения и общего сопротивления соединений проводников.
Развивающие:
· развивать умение обучающихся обобщать и систематизировать полученные экспериментальным путем знания;
· формировать умение наблюдать и исследовать.
Воспитательные:
· формировать умение работать в группе и объединять результаты работы нескольких групп.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультиметры, набор «черных ящиков» со схемами соединений.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Повторение темы «Последовательное соединение проводников»
3. Повторение темы «Параллельное соединение проводников»
4. Разбор алгоритма анализа возможной схемы «черного ящика»
5. Проведение учениками самостоятельного анализа схем «черных ящиков»
6. Проведение замеров«черных ящиков» учениками в парах
7. Определение принадлежности варианта «черного ящика» к определенной схеме
8. Подведение итогов и обсуждение на интерактивной доске
Ход работы
1. Организационный момент
Объяснение целей и методов работы на данном уроке
2. Повторение темы «Соединения проводников»
Последовательное соединение
|
Параллельное соединение |
|
|
I1 = I2 = I. U = U1 + U2 = I(R1 + R2) = IR, R = R1 + R2.
|
U1 = U2 = U. I = I1 + I2.
|
3. Разбор алгоритма анализа возможной схемы «черного ящика»
Разбор ведется на примере схемы №1 из рабочих листов.
Схема I
Проанализируем прохождение тока по контактам 1-3:
и перестроим схему в более привычный вид:
Таким образом, мы видим, что можно провести сокращение по основным формулам последовательного соединения в нижнем ответвлении, то есть заменить нижние три резистора на эквивалентный:
Теперь среднюю часть мы можем сократить по формуле параллельного соединения:
После чего мы видим, что нами получена схема простого последовательного соединения трех сопротивлений: R13= 2,75R. Также мы можем видеть, что сопротивление цепи по схеме 2-4 аналогично: R24= 2,75R.
Теперь проанализируем соединение по схеме 1-4 (аналогично схеме 2-3). Сразу приведем ее в удобный вид:
Мы видим, что можно сократить два последовательных соединения в разветвлении:
Теперь сокращаем параллельное соединение проводников:
После чего мы видим, что нами получена схема простого последовательного соединения трех сопротивлений: R14=R23=3R
Сведем полученные данные: R13= 2,75R; R24= 2,75R; R14= 3R; R23= 3R
4. Проведение учениками самостоятельного анализа схем «черных ящиков»
По такому же алгоритму ученикам предлагается провести анализ остальные 5 схем (в зависимости от состава класса можно каждой бригаде предложить проанализировать все схемы, или назначить каждой бригаде по одной схеме).
СхемаII
СхемаIII
|
|
|
|
СхемаIV
Схема V
СхемаVI
5. Проведение замеров «черных ящиков» учениками в парах
После анализа схем бригады проводят замеры сопротивления между соответствующими контактами и записывают их в рабочие листы.
6. Определение принадлежности варианта «черного ящика» к определенной схеме
Сведя все значения анализа схем в общую таблицу…
Схема |
R13 |
R24 |
R14 |
R23 |
I |
2.75R |
2.75R |
3R |
3R |
II |
3R |
3R |
4R |
4R |
III |
2.75R |
1.75R |
2R |
3R |
IV |
3R |
2R |
3R |
4R |
V |
2.75R |
0.75R |
2R |
2R |
VI |
3R |
1R |
3R |
3R |
…подставляют значение сопротивления единичного элемента (в нашем случае это 30 Ом)
Схема |
R13 |
R24 |
R14 |
R23 |
I |
82,5 Ом |
82,5 Ом |
90 Ом |
90 Ом |
II |
90 Ом |
90 Ом |
120 Ом |
120 Ом |
III |
82,5 Ом |
52,5 Ом |
60 Ом |
90 Ом |
IV |
90 Ом |
60 Ом |
90 Ом |
120 Ом |
V |
82,5 Ом |
22,5 Ом |
60 Ом |
60 Ом |
VI |
90 Ом |
30 Ом |
90 Ом |
90 Ом |
7. Подведение итогов и обсуждение на интерактивной доске
Делаем вместе вывод о принадлежности каждого варианта «черного ящика» к определенной схеме.
После чего ученики делают вывод о том, почему измеренные величины не полностью соответствуют расчетным:
1. Класс точности радиоэлементов (±5%)
2. Неучтено сопротивление соединительных проводов
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.