Тема: «Рынок образовательных услуг и рынок труда Чеченской Республики»
Система высшего профессионального образования в Чеченской Республике включает 3 действующих учреждения:
1. Чеченский государственный университет (организован в 1972 г. на базе Чечено-Ингушского педагогического института, основанного в 1938 г.). В 1980-е годы Университет динамично развивался и стал одним из ведущих вузов Северного Кавказа. Были открыты новые специальности, аспирантура. По отдельным направлениям науки ученые университета заняли ведущие позиции. В частности, широкую известность получила грозненская школа физики поверхностных явлений. Стратегия развития университета строилась на необходимости обеспечения республики кадрами, специалистами во всех отраслях экономики, социальной сферы и культуры. Количество студентов возросло в 80-е годы до 9 тысяч. В середине 90-х годов процесс развития университета был прерван начавшимися военными действиями. По данным на 5 октября 2011 г., контингент студентов на очной форме обучения составлял 4.667 человек, на заочной форме обучения 4.942 человека. Кроме этого, в районных центрах Чеченской Республики открыто 5 филиалов. Здесь и далее данные Министерства образования и науки Чеченской Республики.
2. Чеченский государственный педагогический институт (основан в 1980г.) По данным на 5 октября 2011 г., контингент студентов на очной форме обучения составлял 2.114 человек, на заочной форме обучения - 1.735 человек.
3. Грозненский государственный нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова (основан в 1920 г. как высший нефтяной техникум, с 1922 г. - Нефтяной практический институт, с 1929 г. - Грозненский нефтяной институт, с 2000 г. - Грозненский государственный нефтяной институт), был первым нефтяным институтом в СССР. ГГНИ являлся ведущим нефтяным ВУЗом СССР и до начала 1990-х годов готовил инженерные кадры для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности СССР. Среди выпускников института министры нефтяной и нефтехимической промышленности бывш. СССР, два академика и ряд член-корреспондентов АН СССР и РАН, лауреаты государственных премий, руководители крупных нефтяных компаний. Практически в каждой нефтяной компании России в настоящее время работают выпускники института. До 1994 г. институт имел мощнейшую материальную базу (три учебных корпуса, два общежития, около 10 лабораторных корпусов, дворец спорта, база отдыха на Черноморском побережье (г. Туапсе). В составе института имелись крупнейший на Кавказе геолого-минералогический музей, около 200 учебных и научно-исследовательских лабораторий, оснащенных на тот период по последнему слову техники. Институт был полностью компьютеризирован, имел свою типографию. Институтом проводились НИР для многих регионов СССР.
Рис. 2.1. Порядок проведения комплексного исследования рынка образовательных услуг
Исследование рынка и изучение собственных возможностей позволяют учебному заведению отобрать наиболее оптимальные для его работы целевые рынки сбыта услуг и результатов НИОКР, по которым и разрабатываются соответствующие маркетинговые программы. Программы должны содержать разработку политики, средств и методов для достижения стратегических целей и задач, стоящих перед сферой образования (конкретным образовательным учреждением).
Как показывают наши исследования, управление образовательным учреждением на основе стратегической маркетинговой программы имеет следующие преимущества:
позволяет координировать усилия структурных элементов, подразделений (лабораторий, кафедр и т.д.) и субъектов, чья деятельность взаимосвязана в цикле производства услуг в пространстве и во времени;
предусматривает четкое взаимодействие между исполнителями в целях решения приоритетных задач учреждения;
обеспечивает готовность учреждения к изменениям внешней среды путем прогнозирования и разработки оптимальных управленческих решений реагирования на эти изменения.
Отсутствие целенаправленной образовательной политики привело к тому, что кризис образования в России в первую очередь затронул сферу повышения квалификации и переподготовки специалистов или, пользуясь терминологией Закона «Об образовании», сферу дополнительного профессионального образования. В этой сфере кризисные явления проявились еще в конце 80-х годов, одновременно с процессом резкого уменьшения бюджетного финансирования. Система дополнительного профессионального образования ощутила острый дефицит ресурсов: материальных, кадровых и финансовых.
Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования оказались во многом предоставлены сами себе и начинали самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию выживания в условиях только формирующегося отечественного рынка образовательных услуг. Проблемы выживания встала как перед государственными, так и появившимися в начале 90-х годов многочисленными негосударственными образовательными учреждениями [43, 97].
Изменения в общественной жизни России и Чеченской Республики вызывали не только количественные, но и структурные сдвиги в образовании, в спросе на образовательные услуги и продукты. Прежде всего, уменьшение доли младших возрастных групп населения и увеличение доли лиц средних и старших возрастных групп поставило задачу в первую очередь переподготовки кадров и повышения их квалификации, а не получения первичного высшего образования. Широкомасштабное сокращение Вооруженных Сил, эмиграция русскоязычного населения из Чечни и из стран бывшего СССР усиливает эту тенденцию, так как в Россию приезжает в основном население средних и старших возрастных групп. В переподготовке нуждается также подавляющее большинство выпускников вузов, техникумов и колледжей, не говоря уже о работниках образовательной сферы.
Одним из ведущих направлений в области дополнительного профессионального образования является организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием.
В настоящее время преподавательские кадры высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, включая педагогические институты, повышают свою квалификацию и проходят переподготовку более чем в 400 учебных заведениях.
Преподавательский корпус повышает квалификацию и проходит переподготовку в 23 институтах и филиалах институтов переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук вузов, 7 центрах педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации и на 74 факультетах повышения квалификации.
В 1997 году в указанной сети образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов и техникумов, а также в 164 институтах и на факультетах усовершенствования учителей прошли обучение свыше 14 тысяч преподавателей и учителей, а в 2002 году в 201 институте и факультетах - уже 23 тысяч [43, 100].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.