С чего начинается студия?

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Многие при обустройстве студий самого различного класса и применения сталкиваются с одними и теми же проблемами. Что купить, чему отдать предпочтение, как избежать почти мгновенного устаревания компьютерного оборудования? Это все уже многократно обсуждалось в различной литературе и в Интернете, однако чаще всего рекомендации не охватывают всю проблему в целом, а касаются лишь частностей. Ниже речь пойдет об основах комплектации цифровой студии на базе компьютера. Такие студии нынче в каждом городе появляются, как грибы после дождя, но большинство из их новоиспеченных владельцев повторяют одни и те же ошибки... Я не стану касаться подбора оборудования для полностью "железных" и аналоговых студий не потому, что не люблю аналоговые технологии, а потому, что на таком оборудовании работают уже "взрослые" профессионалы и все эти советы им, что азбука для восьмиклассника. Помещение Практически это самое главное! Но почему-то большинство начинающих студийцев при строительстве студий придает этой проблеме наименьшее значение. Пьер Томас, основатель и исполнительный директор компании Fundamental Acoustic Research, считает, что "звучание самого лучшего монитора будет настолько хорошим, насколько хороша акустика помещения, в котором он установлен". Лучше всего заказать проект акустической отделки контрольной комнаты у специалистов. Как минимум – необходимо победить ранние отражения и стоячие волны в аппаратной. Особенно, если у вас в студии предполагается иметь не только мониторы ближней зоны. Мониторинг Это второе по важности! Необходимо реально слышать то, что вы делаете. Как сказал известнейший российский звукорежиссер Юрий Иванович Богданов: “Недооцененка мониторинга – вот важнейшая проблема нашей работы. Мы просто не слышим, что крутим, может, и крутить-то ничего не надо!” Поверьте, для достижения хорошего звука мониторы гораздо важнее любой супер-крутонавороченной звуковой карты и самых супер-новомодных сэмплов! И совершенно не важно, собираетесь вы делать – записи своих песен для соседа по квартире или хиты для звезд мировой музыки – при отсутствии хорошего мониторинга вы в обоих случаях обречены на плохой звук. Нельзя использовать вместо мониторов разнообразные музыкальные центры и бумбоксы, компьютерные акустические системы, оборудование домашних театров и прочие прелести широко рекламируемых высоких звуковых технологий. К сожалению, невозможно дать конкретные рекомендации по приобретению тех или иных мониторов. Тут как с женщинами – одним нравятся блондинки, другие без ума от брюнеток... Все нужно слушать самому. Непременно возьмите свои любимые записи (а лучше еще и собственные записи), шероховатости звучания которых (на различных видах оборудования) вы уже хорошо знаете, и внимательно послушайте их на выбираемых мониторах. Они не должны звучать красиво, они должны звучать честно! Если вы сразу и легко слышите все мелкие нюансы звука в разных записях и при этом звучание колонок вас не раздражает – вы нашли то, что искали. Но одной пары мониторов в большинстве случаев мало. К сожалению, идеальных универсальных мониторов не существует, и если вы детально слышите локализацию и спектральные компоненты звука на выбранных вами мониторах, то, скорее всего, вы непременно ошибетесь в балансах при сведении. Значит, потребуется вторая пара мониторов, которые звучат достаточно комфортно и позволяют не утонуть в деталях при сведении, показывая лишь общую звуковую картину. Обычно это мониторы ближней зоны, и чаще всего для данного применения рекомендуют знаменитые Yamaha NS-10, которые практически стали стандартом в звуковой индустрии, но уже, к сожалению, сняты с производства. Конвертеры От их качества зависит, что вы запишите и, главное, что вы услышите в процессе работы над своей замечательной музыкой. Как и в случае с мониторами, вы должны реально слышать то, что делаете. Иначе ошибок не избежать. При выборе конвертеров имеет смысл обращать внимание на их возможность синхронизироваться с источником внешнего clock'а. Работа с использованием WordClock в студии с разветвленной цифровой коммутацией, значительно улучшает звучание системы за счет минимизации джиттера. Но это уже тема отдельного большого разговора. Имеет смысл выбирать конвертеры, поддерживающие разрядность 24 бита, особенно для цифро-аналоговых преобразователей. Но стоит помнить и о том, что в аналого-цифровых преобразователях 20 бит являются физическим пределом разрешения, а поток с большей битностью получается благодаря оверсэмплингу. Другими словами, часто старые 16-битные или 20-битные линейные АЦП звучат лучше новых 24-битных... Если вы намерены все делать внутри компьютера исключительно в цифре и записывать результат на audioCD, имеет смысл не гнаться за частотой 96 кГц, а остановиться на конвертерах с частотой дискретизации до 48 кГц, так как преимущества записи в формате 96 кГц в большинстве случаев начинают проявляться только при сведении материала на отдельно стоящий АЦП с потребительской частотой (все еще 44,1 кГц) через аналог. (Mytek, RME, Apogee, Lucid). Микрофон Даже если вы планируете записывать исключительно электронную музыку, вам потребуется приличный микрофон. Хотя бы для того, чтобы засэмплировать звуки своего голоса, гитарные ноты, стук пустых кастрюль и тому подобные звуки, которые вам пригодятся при создании своей индивидуальной звуковой палитры. Даже недорогой конденсаторный микрофон в абсолютном большинстве случаев для этих целей значительно лучше дорогого динамического собрата. Электретные микрофоны хотя и лучше динамических, но проигрывают конденсаторным. Самое сложное – отличить электретный микрофон, некоторые производители очень не любят писать об этом и даже специально называют свои электреты studio condensor microfon (например, AKG C3000B, CAD E-100, Sennheiser e865, Peavey PVM480 и другие). Внимательно читайте технические характеристики в паспорте микрофона – там вполне может попасться мелкая надпись типа "конденсаторный микрофон с предполяризованной мембраной". Это и есть самый настоящий электретный микрофон! Кроме того, возможность использования низкого фантомного питания +12 В или +18 В, а также батареек, вставляемых в корпус микрофона, тоже указывает на электретную головку. Настоящий конденсаторный микрофон требует не менее +48 В для поляризации обкладок головки (иногда около 200 В, применяются такие микрофоны только со своим специальным блоком питания. (Rode, Октава). Микрофонный предусилитель Естественно, микрофон придется включать в микрофонный предусилитель. От его качества тоже зависит, что вам удастся записать. Очень часто можно встретить рекомендации не пользоваться микрофонными входами звуковых компьютерных карт, а использовать маленький и недорогой микшер. И если с первой частью этой рекомендации невозможно не согласиться, то использование микрофонных входов дешевого (во всех смыслах) микшера вызывает большие сомнения в силу весьма невысокого качества звучания его микрофонных входов. Примерно за 50-100 долларов можно приобрести вполне приличный микрофонный предусилитель. За эту цену есть даже ламповые модели, например, ART и Bellary. Но увидев предусилитель с гордой надписью Wave или Tube, не стоит обольщаться раньше времени – большинство недорогих микрофонников сделаны по гибридной технологии. А это означает, что собственно усилением в них занимаются все те же вездесущие микросхемы, а лампа стоит лишь для "подкраски" звучания, по сути, для добавления в сигнал специфических ламповых искажений... Настоящие ламповые микрофонные предусилители ОЧЕНЬ дороги, но вовсе не потому, что очень сложны, а потому, что приходится подбирать хорошо звучащие лампы при изготовлении и применять дорогие входные и выходные симметрирующие трансформаторы. Звуковая карта Постарайтесь предварительно выяснить устойчивость работы драйверов карты, которую вы намерены приобрести. Конвертеры, расположенные непосредственно на самой карте, обычно звучат хуже внешних специализированных устройств. Имеет смысл обратить внимание на возможность WordClock синхронизации и возможность подключения внешних преобразователей с разными форматами (SPDIF coaksial, SPDIF optikal, AES/EBU, ADAT toc-link). Лучше, если все цифровые порты будут синхронного типа. (RME, Linx). Карты (системы записи), оснащенные специализированными звуковыми DSP, надежнее в работе и лучше по звуку, чем внутренние компьютерные обработки, но значительно дороже по стоимости. (Paris, ProTools, Pulsar). Остальное оборудование Нынче очень модно говорить, что теперь, во времена суперпроизводительных компьютеров, совершенно ни к чему тратить деньги на дорогие студийные синтезаторы и приборы обработки, так как компьютерные программы уже догнали и перегнали своих железных собратьев по качеству звука, гибкости и удобству работы. Самое смешное, что те, кто так утверждает, сами в это верят. И действительно, сравнивая звуки программы GigaStudio и, например, железного Akai или plug-in Wawes Renaissance Reverberator и железного Lexicon, нельзя не заметить их большое сходство. Проблемы начинаются лишь когда эти звуки не слушаются отдельно, а укладываются в микс. Вот тут-то и становится очевидно, что железные приборы звучат и остаются самим собой даже в самой насыщенной аранжировке, а их программные братья как-то тускнеют, становятся подозрительно одинаковыми и безликими. Кроме того, чтобы сделать плагинами все, что задумано, никогда не хватает ресурсов процессора и начинается бесконечная гонка за мегагерцами... Ведь как только вы приобретаете новый процессор, производитель (и как только он об этом узнает?!) непременно выпускает парочку новых плагин, которые жрут ваши кровные мегагерцы вдвое больше прежнего и им вновь становится мало скорости вашего компьютера. А продавцы (которые наверняка тоже шпионят за вами) буквально через несколько дней после вашего апгрейда предлагают те же процессоры/железки уже почти в два раза дешевле, чем вы за них заплатили!.. Выход один – постепенно, по мере возможности приобретать железные приборы, потому что рано или поздно придется обрастать железяками. Все профессионалы к этому приходят, если хотят двигаться вперед, тем более, что аналоговое железо стареет очень медленно в отличие от цифры. Я ничего не сказал о коммутации, подразумевая, что вы сами прекрасно знаете – плохая или неправильная коммутация легко изуродует звучание даже самых лучших приборов. Помните об этом и не пытайтесь на ней экономить, большого выигрыша это не даст, а вот последствия могут быть самыми непредсказуемыми и в самое непредвиденное время. И, главное, не забудьте, что компьютер всего лишь инструмент в ваших руках, как молоток в руках плотника или скрипка в руках скрипача. Конечный результат не слишком сильно зависит от качества и производительности этого "молотка". Вполне достойную запись можно сделать и на пресловутом саундбластере, если, конечно, помещение и мониторы(!) позволят вам слышать то, что вы делаете. Главное, что бы это была хорошая музыка!
Иконка файла материала 1.docx
Количество студий звукозаписи, в том числе и  специализирующихся на записях музыки разных форм и жанров, в настоящее время быстро растет. Приобретение необходимого  для оснащения студий оборудования сейчас перестало  составлять проблему. И поэтому звукозаписью ныне занимается большое количество вновь пришедших в профессию людей,  подчас плохо представляющих тонкости звукорежиссуры,  неумело использующих микрофоны и устройства обработки  звукового сигнала, что может особенно повлиять на качество  записи, и даже не умеющих объективно оценить результаты  своей работы.  Этим, очевидно, отчасти и объясняется пестрота записей по их  качеству, в чем нетрудно убедиться, послушав на досуге  появляющиеся в продаже компакт­диски некоторых наших, а  иногда и зарубежных фирм. Очень разное и не всегда  благоприятное впечатление на искушенных слушателей  оставляет также качество звучания многих музыкальных  передач телевидения и радио.  В связи с этим очень важно добиться того, чтобы  звукорежиссеры имели бы единый подход к оценке качества  звучания фонограмм, пользовались бы едиными критериями ее  оценки и единой, понятной всем терминологией. Это,  безусловно, поможет повысить уровень звукорежиссуры в  целом. Тем более что такой опыт имеется.  В рамках работ международных организаций радио ителевидения CCIR (ныне ITU) и OIRT (последняя прекратила  свое существование) были разработаны рекомендации по  субъективной оценке качества музыкальных фонограмм. Это  было сделано тогда, в первую очередь, для возможности  успешного международного обмена радио­ и телевизионными  программами. Но эти рекомендации в полной мере можно  применять и сейчас, для внутренней практики, т.к. они  содействуют взаимопониманию звукорежиссеров разных студий и помогают им, при взаимном обмене записями, говорить на  одном языке.  По этим рекомендациям во всех радиовещательных  организациях и студиях звукозаписи следует иметь  специальные, постоянно действующие группы прослушивания.  Они должны состоять из квалифицированных и прошедших  специальную подготовку экспертов из числа звукорежиссеров,  музыкантов, инженеров звукозаписи, акустиков, работников  технического контроля и других специалистов. Опыт показал,  что специалисты по звукозаписи, обладающие хорошим слухом  и большим опытом работы, после нескольких совместных  прослушиваний и обсуждений качества звучания записанных  музыкальных произведений приобретают умение оценить записи так, что их субъективные мнения практически совпадают.  Таким образом, усредненные оценки группы подготовленных  экспертов (если в прослушивании принимают участие  несколько человек), можно в известной степени считать  условно­объективными. Поэтому в учебных заведениях,  подготавливающих звукорежиссеров­профессионалов, в  программу обучения включается, в качестве обязательногопредмета, "Анализ звукозаписей и их оценка". Для облегчения  поставленной перед экспертами задачи разработан метод  субъективной оценки качества звучания, основанный на строгой конкретизации отдельных параметров, определяющих в  совокупности качество фонограммы. Оценке подлежат как  технические, так и художественные показатели,  рассматриваемые в совокупности и взаимосвязи друг с другом. Прослушивание должно проводиться в удовлетворяющем  установленным акустическим нормам помещении через  стандартные громкоговорящие установки.  Оценка фонограмм производится по следующим  параметрам:  1. пространственное впечатление;  2. прозрачность;  3. музыкальный баланс;  4. тембр;  5. помехи;  6. исполнение;  7. стереофоничность. В особых случаях оцениваются  дополнительные параметры:  8. Аранжировка (для танцевальной и популярной музыки);  9. Техника звукосъема и записи.  Результаты экспертизы заносятся в специальные  протоколы, имеющие графы, соответствующие всем  перечисленным параметрам.Оценка качества звучания производится по пятибалльной  шкале:  5 ­ отлично;  4 ­ хорошо;  3 ­ удовлетворительно;  2 ­ плохо;  1 ­ вовсе непригодно.  Для оценки параметра "помехи" шкала принимает вид:  5 ­ незаметны;  4 ­ заметны, но не мешают;  3 ­ немного мешают;  2 ­ мешают;  1 ­ сильно мешают.  Рассмотрим более подробно каждый из названных выше  основных параметров, перечислив, для удобства оценки, ихсоставные, частные параметры.  Пространственное впечатление ­ оценивается по впечатлению эксперта об акустической обстановке, существовавшей при  записи. В частности, судят о соответствии размеров студии  количеству исполнителей и характеру музыкального  произведения, времени и характере реверберации, а также об  акустическом балансе (соотношении прямых и отраженных  звуков). Важным достоинством музыкальных записей является  ощущение звуковой перспективы в глубину, т.е. создание  иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных  групп инструментов оркестра. Такая "многоплановость"  звуковой картины в известной степени воссоздает объемность  звучания, которая, как известно, неизбежно теряется при  электроакустической звукопередаче, особенно  монофонической. Однако же, управляя при записи процессом  реверберации, создавая различные звуковые планы,  звукорежиссер должен остерегаться появления так называемой  "многопространственности". Этот недостаток звукорежиссуры  проявляется в том, что различные инструменты оркестра звучат как бы из разных помещений, отличающихся своими  акустическими свойствами. Многопространственность, если  только она не предусмотрена специально режиссерскими  планами для создания необходимых мизансцен или специальных эффектов, воспринимается в записях оркестровой, хоровой или камерной музыки, как существенное нарушение естественности  звучания.  Причиной многопространственности звучания может явитьсянеудачное расположение микрофонов в студии (при  полимикрофонном способе записи), а также, как об этом  говорилось ранее, неумеренное и неумелое использование  искусственной реверберации.  Под прозрачностью понимают хорошую различимость  звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность  музыкальной фактуры, разборчивость текста.  Прозрачность находится в прямой зависимости от акустической обстановки при записи, музыкального и акустического  балансов, в значительной мере, от инструментовки  исполняемого произведения, и, естественно, от качества  исполнения. Музыкальный баланс определяется соотношением  уровней громкости различных оркестровых групп и отдельных  инструментов. Это соотношение в основном зависит от уровней  прямых звуков, приходящих непосредственно от исполнителей  к микрофону.  Найти при записи оптимальный музыкальный баланс ­ одна  из основных, и причем нелегких, задач звукорежиссера.  При прослушивании оркестра непосредственно в студии  музыкальный баланс может восприниматься иначе, чем при его  прослушивании через микрофонный тракт, даже если микрофон установлен в студии в той же точке, где находится слушатель.  Это объясняется различным восприятием звука при  непосредственном "бинауральном" прослушивании в студии и  при прослушивании через громкоговоритель в аппаратной.Нормальный музыкальный баланс может быть достигнут  правильной расстановкой микрофонов и выбором режима  микширования, причем это достигается тем легче, чем лучше  сбалансировано звучание самого оркестра в студии.  Тембр звучания музыкальных инструментов и голосов должен  передаваться естественно, без искажений. Такая оценка,  разумеется, может относиться только к записи традиционных  музыкальных инструментов, т.к. электронная музыка не может  уложиться в рамки привычных звучаний. С помощью  электронных устройств музыкант в этом случае может  создавать новые, синтетические тембры, которые оценить  можно лишь так: тембр приятный или неприятный, или в  лучшем случае, похож ли тембр на тембр того или иного из  обычных инструментов.  Но вернемся к музыке традиционной. Качество  передачи тембра зависит от расположения исполнителей и  микрофонов в студии, характера студийной акустики, от  частотной характеристики канала звукопередачи и звукозаписи, характера и дозы сигнала искусственной реверберации. Тембр  может существенно исказиться при повышенных нелинейных  искажениях в тракте, детонации при записи, а также при  возникающих в аппаратуре искажениях нестационарных  процессов, определяющих атаки звуков, их затухание и  переходы от одного звука к другому. Звукорежиссер в процессе записи должен научиться определять причину возникновения  искажений тембров, и, правильно поставив диагноз, принять  меры к их устранению. По параметру помехи записьоценивается с точки зрения заметности посторонних звуков,  мешающих восприятию музыки.  К разряду помех относят:  ­ Шумы, проникающие в студию в результате несовершенства  звукоизоляции, а также создаваемые самими исполнителями  (шелест переворачиваемых нотных страниц, щелчки клапанов  духовых инструментов, скрип мебели, паркета, или подставок  для хора, шум зрительного зала при записях с открытых  концертов и т.д.). Подобные акустические шумы при  прослушивании через динамик воспринимаются отчетливее и  оказывают значительно большее мешающее действие, чем при  непосредственном прослушивании в зале. Потому в студии при  записи так важно поддерживать полную тишину.  ­ Электрические наводки, фон, шумы, возникающие в  усилителях, шум магнитной ленты в паузах, модуляционные  шумы, копирэффект, шумы квантования при цифровых записях  и т.п.  ­ Импульсные помехи ­ электрические трески, щелчки от  случайной мгновенной намагниченности ленты (например, от  намагниченных ножниц при монтаже аналоговых фонограмм) и  т.д.  ­ Сильные нелинейные искажения, заметная на слух детонация,  помехи срабатывания автоматических регуляторов уровня  (ограничителей, компрессоров), трески, возникающие припревышении уровня при цифровой записи.  Параметр исполнение не является техническим, он  определяет эстетические свойства фонограммы. Но от  качества исполнения зависит общая оценка записи и иногда этот параметр оказывается определяющим. Действительно, если  фонограмма безупречна с точки зрения записи, но содержит  недопустимые исполнительские ошибки, то она должна быть  признана непригодной, несмотря на прочие достоинства.  Исполнение оценивается как по общей трактовке исполнителем данного произведения, так и по частным параметрам: темпу,  нюансировке, чистоте интонирования, четкости артикуляции у  певцов и по другим показателям.  Стереофоничность записи оценивается по следующим  частным параметрам:  ­ четкость локализации кажущихся источников звука  (ощущение распределения направлений на отдельные  инструменты оркестра);  ­ ширина звукового изображения;  ­ стереофонический баланс между сторонами, в первую  очередь, четкость ощущения середины сцены, а в спектаклях  плавность перемещения исполнителей по сцене (без скачков);  ­ отсутствие звуковой "дыры" в середине ансамбля  исполнителей.Кроме того, следует определить совместимость  стереофонической записи с монофоническим воспроизведением ­ по уровню, тембру, музыкальному балансу, прозрачности и  пространственному впечатлению. В некоторых случаях,  дополнительно к основным оценкам приходится оценить и  пригодность данного произведения для записи, например,  аранжировку эстрадного материала.  Действительно, излишне насыщенная, перегруженная  аранжировка иногда может сделать произведение настолько  неудобным для записи, что самая совершенная технология и  любые приемы звукорежиссуры не помогут добиться в записи  удовлетворительного музыкального баланса и хорошей  прозрачности.  Техника звукосъема и записи ­ оценивается также только в  необходимых случаях. Здесь внимание уделяется правильности  выбора и использования микрофонов, поддержанию уровня,  субъективному восприятию громкости, применению  искусственной реверберации, автоматических регуляторов  динамического диапазона и других спецэффектов, качеству  микширования и монтажа, и другим сторонам процесса  создания фонограммы, не отраженным в предыдущих пунктах.  Общая оценка записи дается после того, как экспертом  произведен полный анализ качества звучания по всем  параметрам.Далее подсчитывается окончательная оценка фонограммы,  как среднее значение оценок, данных всеми экспертами  группы прослушивания.  Многолетний опыт работы группы прослушивания в  Государственном Доме радиовещания и звукозаписи показал,  что наиболее достоверной становится экспертиза, если  результаты ее заносятся в протоколы каждым экспертом  самостоятельно, без консультаций в ходе прослушивания с  коллегами. Иначе неизбежно проявление вкусовщины и  давления авторитетов.