С какого возраста следует развивать ребенка? Как и зачем это обычно делают?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последние 7-10 лет распространилась мода на «раннее развитие» детей. Что это такое и для чего это нужно? Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две тенденции. Первая — когда родители (в основном мать, гораздо реже — отец) развивают ребенка сами, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, семьи Никитиных или Н. А. Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий «компот» с опорой на более менее случайным образом приобретенный набор пособий.
Иконка файла материала С какого возраста следует развивать ребенка.doc
С какого возраста следует развивать ребенка? Как и зачем это обычно делают? В последние 7­10 лет распространилась мода на «раннее развитие» детей. Что это такое и для чего это нужно? Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две тенденции. Первая — когда родители (в основном мать, гораздо реже — отец) развивают ребенка сами, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая­либо система целиком   (например,   семьи   Никитиных   или   Н. А. Зайцева)   или,   гораздо   чаще, имеет   место   некий   «компот»   с   опорой   на   более   менее   случайным   образом приобретенный   набор   пособий.   В   совершенно   исключительных   случаях озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями, а   эмпирически   составляет   как   бы   собственную,   индивидуальную   программу, опираясь   исключительно   на   свои   мировоззренческие   характеристики   и интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности ребенка. Родители,   придерживающиеся   такой   позиции,   как   правило,   начинают «развивать» ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни. Такие   родители   часто   ведут   подробные   дневнички   достижений   ребенка, скрупулезно   сверяют   его   данные   с   приведенными   в   литературе среднестатистическими   показателями   и   упорно   работают   в   направлениях, которые   кажутся   им   проблемными.   Именно   эти   дети   становятся   объектами всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе, обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, по примеру маленьких африканцев,   не   слезают   с   материнских   рук,   подвешенные   для   удобства   в современной   модели   «кенгурушника».   Именно   для   них,   трехмесячных, подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных хитроумных   гимнастических   снарядах.   К   советам   врачей   и   традиционных педагогов   родители   этих   детей,   как   правило,   относятся   скептически   и большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные новинки вызывают у них жгучий и не всегда оправданный интерес. Вторая тенденция «развивания» детей выглядит, на первый взгляд, куда менее радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются «рассуждениями на тему», более­менее внимательно почитывают литературу, а также   объявления   на   столбах   и   парадных,   и,   кроме   того,   собирают всевозможные слухи об окрестных «обучалках­развивалках». В дальнейшем (как правило, это происходит на третьем­четвертом году жизни ребенка) на основе собранного   и   тщательно   проанализированного   материала   они   делают   некое активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют все   рекомендации   врачей   и   педагогов,   даже   не   пытаясь   их   «творчески переработать».   Они   не   считают   все   старое   плохим,   даже   наоборот,   все суперсовременные   программы   вызывают   у   них   некоторую,   иногда   излишнюю, настороженность,   а   в   дальнейшем   они   предпочитают   отдавать   детей   не   вэкспериментальные   школы,   а   в   школы   с   «хорошими,   добрыми   традициями»,   в класс, который ведет немолодая опытная учительница. Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться, зачем нужно родителям (понятно, что 3­5­летние дети в этом вопросе голоса практически   не   имеют)   это   самое   «раннее   развитие».   Вот   самые   типичные ответы,   которые   мне   удалось   собрать,   опрашивая   родителей,   уделяющих большое внимание развитию своих детей­дошкольников. Ответ № 1 (Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года): — Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо уже   читать­писать   уметь.   Мыто   без   этого   росли,   конечно,   но   сейчас   ведь   в обычных­то школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете… Так что чем раньше начнешь, тем больше шансов… Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить и дальше… Ответ № 2 (Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года): — Они там песенки поют по­английски и ритмика. Буквы еще учат. Пускай. Ему это нравится, он бежит, радуется. И мне тоже отдых. Я ведь сама­то не знаю, как с ним играть. Кубики там построю, в мяч — и все. А там разбираются, небось. И на потом полезно. Ответ № 3 (Ирина Семеновна, 38 лет, инженер, дочь Лиза, 4 года): — Лизочка слабенькая родилась, поздний ребенок, кесарево сечение, да еще я долго   болела.   Так   что   мне   просто   пришлось   и   закаливать   ее,   и   всякими упражнениями заниматься, и массажи, и плавание. Да и в психическом развитии она   была  не  так  чтобы   очень.  Я  с  ней  упорно  занималась,  использовала  все методики,   какие   могла   достать,   и   результат   налицо.   Вот   пошла   в   садик, воспитатели говорят: надо же, какая развитая девочка! А ведь ей невропатолог ставил «задержку психического развития»! Ответ № 4 (Вера, 28 лет, педагог, сыновья Володя и Кирилл, 3 года и 1,5 года): — Да вы знаете, мне так просто веселее. Ну, не просто пеленки стираю, а какая­ то   цель,   смысл.   Я   их   сначала   по   Никитиным   развивала,   а   теперь   сама   игры придумываю. Я же педагог все таки. А то вот подруги мои, что с детьми сидят, куксятся, скучают, злятся… А мне с ними весело, потому что я все время что то придумываю. И голова всегда загружена. Мы с ними иногда такое устроим! Муж приходит, сперва ничего понять не может, а потом тоже вместе с нами возиться начинает… Это же и есть счастье, правильно? Итак,   развивают   ребенка,   родившегося   больным,   слабым   или   отстающим   в развитии.   Это   разумно   и   целесообразно.   Адаптационные   возможности маленького   ребенка   очень   велики,   и   чем   раньше   вступила   в   действие коррекционная программа, тем больше будут успехи. Сидящая дома с детьми мать не хочет киснуть и кукситься, как ее подруги. Она загружает не только свои руки, но и свой мозг, активизирует свои творческие способности и профессиональные навыки и направляет все это на пользу своих сыновей. Имея на руках двух совсем маленьких детей, она вовсе не нуждается в сочувствии. Наоборот, благодаря ее творчеству вся семья живет полнокровной, наполненной весельем и разнообразием жизнью. Что тут можно сказать? Только позавидовать белой завистью. Молодая женщина, не читающая книг и не имеющая специального образования, отдает своего сына в «обучалку­развивалку» потому, что сама она не знает, что с ним   делать,   но   хочет,   чтобы   ему   было   интересно   и   весело.   Она   смутнодогадывается, что все это может быть еще и как­то полезно для него, но главное —   это   положительные   эмоции   для   сына   и   для   нее   самой,   получающей долгожданный отдых от забот о шустром и проказливом малыше. Можно сказать, что, не будь «обучалки­развивалки», Алена, осознав свою ответственность, сама смогла бы научиться играть с сыном. Может быть, да, а может быть, и нет. Во всяком случае, никакого вреда от пения песенок и прыгания под музыку вроде бы не наблюдается. И наконец, последний, он же первый, пункт — «без этого сегодня нельзя». Здесь нет   ни   следа   творческого   веселья   Веры   или   легкомысленных   размышлений Алены.   Только   суровый   долг,   вызванный   к   жизни   не   менее   суровыми требованиями   окружающей   среды.   Мы   рассматриваем   этот   тип   ответов последним, но количественно преобладает именно он. С громадным отрывом от всех прочих типов. Бессмысленно   рассуждать   о   том,   хорош   или   плох   конкурсный   отбор   детей   в первые классы некоторых школ. Если в школу хотят попасть больше детей, чем она может принять, то у школы просто нет иного выхода. Трудно судить о том, что более безнравственно или продуктивно — конкурс умственных способностей детей  или  конкурс  кошельков  родителей. Тем  более что на практике  мы, как правило, имеем дело с какими­то смешанными вариантами. Так есть. Поэтому не будем   сотрясать   воздух   бесполезными   декларациями   и   сузим   тему,   поставив вопросы следующим образом. Действительно ли для того, чтобы поступить в хорошую школу и успешно пройти  тестирование, необходимо как можно раньше отдавать ребенка в группу  подготовки к школе? И всем ли детям следует стремиться в эти самые «хорошие» школы? Ответ на оба вопроса отрицательный. На первый потому, что для  каждого типа навыков существует свой, оптимальный возраст начала обучения,  как правило, тесно связанный с созреванием каких­то психических функций и  началом использования этого навыка. Кроме того, всем известный закон  Ломоносова, закон сохранения вещества и энергии, гласит: «Если где­то что­то  прибавится, то где­то что­то непременно убавится». Если вы в два года начнете  учить ребенка читать и в пять лет завершите этот процесс, то понятно, что вы  сделали это за счет энергии для формирования каких­то других функций и  навыков. Хорошо, если ваш ребенок сверходарен и ему энергию девать некуда, а  если все не так? К тому же те, кто начинает обучение ребенка чтению в пять с  половиной — шесть лет, затрачивают на это гораздо меньше сил и времени.  Двухлетнего ребенка можно обучить читать за три года, шестилетнего — за три  месяца. Двухлетнему навык самостоятельного чтения ни к чему, шестилетний на  следующий год пойдет в школу. Что вы предпочитаете? К ответу на второй  вопрос мы вернемся ниже…