В последние 7-10 лет распространилась мода на «раннее развитие» детей. Что это такое и для чего это нужно?
Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две тенденции.
Первая — когда родители (в основном мать, гораздо реже — отец) развивают ребенка сами, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, семьи Никитиных или Н. А. Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий «компот» с опорой на более менее случайным образом приобретенный набор пособий.
С какого возраста следует развивать ребенка? Как и зачем это обычно
делают?
В последние 710 лет распространилась мода на «раннее развитие» детей. Что
это такое и для чего это нужно?
Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две тенденции.
Первая — когда родители (в основном мать, гораздо реже — отец) развивают
ребенка сами, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками
заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какаялибо система
целиком (например, семьи Никитиных или Н. А. Зайцева) или, гораздо чаще,
имеет место некий «компот» с опорой на более менее случайным образом
приобретенный набор пособий. В совершенно исключительных случаях
озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями,
а эмпирически составляет как бы собственную, индивидуальную программу,
опираясь исключительно на свои мировоззренческие характеристики и
интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности
ребенка.
Родители, придерживающиеся такой позиции, как правило, начинают
«развивать» ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни.
Такие родители часто ведут подробные дневнички достижений ребенка,
скрупулезно сверяют его данные с приведенными в литературе
среднестатистическими показателями и упорно работают в направлениях,
которые кажутся им проблемными. Именно эти дети становятся объектами
всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или
чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе,
обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, по примеру маленьких
африканцев, не слезают с материнских рук, подвешенные для удобства в
современной модели «кенгурушника». Именно для них, трехмесячных,
подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух
языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных
хитроумных гимнастических снарядах. К советам врачей и традиционных
педагогов родители этих детей, как правило, относятся скептически и
большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно
устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные новинки вызывают у них жгучий и
не всегда оправданный интерес.
Вторая тенденция «развивания» детей выглядит, на первый взгляд, куда менее
радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются
«рассуждениями на тему», болееменее внимательно почитывают литературу, а
также объявления на столбах и парадных, и, кроме того, собирают
всевозможные слухи об окрестных «обучалкахразвивалках». В дальнейшем (как
правило, это происходит на третьемчетвертом году жизни ребенка) на основе
собранного и тщательно проанализированного материала они делают некое
активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие
родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители
первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют
все рекомендации врачей и педагогов, даже не пытаясь их «творчески
переработать». Они не считают все старое плохим, даже наоборот, все
суперсовременные программы вызывают у них некоторую, иногда излишнюю,
настороженность, а в дальнейшем они предпочитают отдавать детей не вэкспериментальные школы, а в школы с «хорошими, добрыми традициями», в
класс, который ведет немолодая опытная учительница.
Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться,
зачем нужно родителям (понятно, что 35летние дети в этом вопросе голоса
практически не имеют) это самое «раннее развитие». Вот самые типичные
ответы, которые мне удалось собрать, опрашивая родителей, уделяющих
большое внимание развитию своих детейдошкольников.
Ответ № 1 (Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года):
— Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо
уже читатьписать уметь. Мыто без этого росли, конечно, но сейчас ведь в
обычныхто школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете… Так что чем раньше
начнешь, тем больше шансов… Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить и
дальше…
Ответ № 2 (Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года):
— Они там песенки поют поанглийски и ритмика. Буквы еще учат. Пускай. Ему
это нравится, он бежит, радуется. И мне тоже отдых. Я ведь самато не знаю, как
с ним играть. Кубики там построю, в мяч — и все. А там разбираются, небось. И
на потом полезно.
Ответ № 3 (Ирина Семеновна, 38 лет, инженер, дочь Лиза, 4 года):
— Лизочка слабенькая родилась, поздний ребенок, кесарево сечение, да еще я
долго болела. Так что мне просто пришлось и закаливать ее, и всякими
упражнениями заниматься, и массажи, и плавание. Да и в психическом развитии
она была не так чтобы очень. Я с ней упорно занималась, использовала все
методики, какие могла достать, и результат налицо. Вот пошла в садик,
воспитатели говорят: надо же, какая развитая девочка! А ведь ей невропатолог
ставил «задержку психического развития»!
Ответ № 4 (Вера, 28 лет, педагог, сыновья Володя и Кирилл, 3 года и 1,5 года):
— Да вы знаете, мне так просто веселее. Ну, не просто пеленки стираю, а какая
то цель, смысл. Я их сначала по Никитиным развивала, а теперь сама игры
придумываю. Я же педагог все таки. А то вот подруги мои, что с детьми сидят,
куксятся, скучают, злятся… А мне с ними весело, потому что я все время что то
придумываю. И голова всегда загружена. Мы с ними иногда такое устроим! Муж
приходит, сперва ничего понять не может, а потом тоже вместе с нами возиться
начинает… Это же и есть счастье, правильно?
Итак, развивают ребенка, родившегося больным, слабым или отстающим в
развитии. Это разумно и целесообразно. Адаптационные возможности
маленького ребенка очень велики, и чем раньше вступила в действие
коррекционная программа, тем больше будут успехи.
Сидящая дома с детьми мать не хочет киснуть и кукситься, как ее подруги. Она
загружает не только свои руки, но и свой мозг, активизирует свои творческие
способности и профессиональные навыки и направляет все это на пользу своих
сыновей. Имея на руках двух совсем маленьких детей, она вовсе не нуждается в
сочувствии. Наоборот, благодаря ее творчеству вся семья живет полнокровной,
наполненной весельем и разнообразием жизнью. Что тут можно сказать? Только
позавидовать белой завистью.
Молодая женщина, не читающая книг и не имеющая специального образования,
отдает своего сына в «обучалкуразвивалку» потому, что сама она не знает, что с
ним делать, но хочет, чтобы ему было интересно и весело. Она смутнодогадывается, что все это может быть еще и както полезно для него, но главное
— это положительные эмоции для сына и для нее самой, получающей
долгожданный отдых от забот о шустром и проказливом малыше. Можно сказать,
что, не будь «обучалкиразвивалки», Алена, осознав свою ответственность, сама
смогла бы научиться играть с сыном. Может быть, да, а может быть, и нет. Во
всяком случае, никакого вреда от пения песенок и прыгания под музыку вроде бы
не наблюдается.
И наконец, последний, он же первый, пункт — «без этого сегодня нельзя». Здесь
нет ни следа творческого веселья Веры или легкомысленных размышлений
Алены. Только суровый долг, вызванный к жизни не менее суровыми
требованиями окружающей среды. Мы рассматриваем этот тип ответов
последним, но количественно преобладает именно он. С громадным отрывом от
всех прочих типов.
Бессмысленно рассуждать о том, хорош или плох конкурсный отбор детей в
первые классы некоторых школ. Если в школу хотят попасть больше детей, чем
она может принять, то у школы просто нет иного выхода. Трудно судить о том,
что более безнравственно или продуктивно — конкурс умственных способностей
детей или конкурс кошельков родителей. Тем более что на практике мы, как
правило, имеем дело с какимито смешанными вариантами. Так есть. Поэтому не
будем сотрясать воздух бесполезными декларациями и сузим тему, поставив
вопросы следующим образом.
Действительно ли для того, чтобы поступить в хорошую школу и успешно пройти
тестирование, необходимо как можно раньше отдавать ребенка в группу
подготовки к школе? И всем ли детям следует стремиться в эти самые «хорошие»
школы? Ответ на оба вопроса отрицательный. На первый потому, что для
каждого типа навыков существует свой, оптимальный возраст начала обучения,
как правило, тесно связанный с созреванием какихто психических функций и
началом использования этого навыка. Кроме того, всем известный закон
Ломоносова, закон сохранения вещества и энергии, гласит: «Если гдето чтото
прибавится, то гдето чтото непременно убавится». Если вы в два года начнете
учить ребенка читать и в пять лет завершите этот процесс, то понятно, что вы
сделали это за счет энергии для формирования какихто других функций и
навыков. Хорошо, если ваш ребенок сверходарен и ему энергию девать некуда, а
если все не так? К тому же те, кто начинает обучение ребенка чтению в пять с
половиной — шесть лет, затрачивают на это гораздо меньше сил и времени.
Двухлетнего ребенка можно обучить читать за три года, шестилетнего — за три
месяца. Двухлетнему навык самостоятельного чтения ни к чему, шестилетний на
следующий год пойдет в школу. Что вы предпочитаете? К ответу на второй
вопрос мы вернемся ниже…