Самоанализ классного часа «Развитие сплоченности классного коллектива»
Классный час в форме тренинга проведен в 6 классе. Присутствовало 6 человек (3 девочки, 3 мальчика)
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
5. развитие умения работать в команде
Занятие составлено с учетом возрастных особенностей детей. Организация сплоченного классного коллектива - важная и актуальная тема. Соответствующая целям воспитательной работы.
Мы знаем, что от уровня развития коллектива и степени его сплоченности зависит эффективность работы в классе, степень усвоения учебного материала, а также психологический комфорт обучающихся. Другими словами - от того, на сколько дружен класс – зависит психологическое состояние каждого ребенка. Взаимоотношения в классе, статус учащегося оказывает влияние на все сферы его жизни, включая учебную деятельность, поведение, самосознание, дальнейшее благополучие и во взрослой жизни. Мне кажется, что установление положительного эмоционального контакта с детьми, оптимального психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений очень важно при формировании сплоченности классного коллектива. Работа по сплочению класса осуществляется с начала обучения в школе. Ведь, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками могут вести к страху ответов у доски, или мешать усвоению материала. Поэтому развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития коллектива, но и для успешной учебной деятельности каждого обучающегося в классе. Ведущая роль в развитии сплоченности в коллективе принадлежит классному руководителю. Предложенное мною занятие можно проводить и совместно педагогу-психологу и классному руководителю. Упражнения подобраны таким образом, чтобы любой классный руководитель мог самостоятельно провести классный час в форме тренинга, т.е. чтобы дети могли в игре получить опыт, отработать и закрепить его. Желательно проведение такого занятия в свободном пространстве сенсорной комнаты, возможно в спортивном зале или на улице.
Для более эффективного проведения занятия - важно было учесть эмоциональный настрой детей, самочувствие, желание в данный момент сотрудничать. В процессе занятия мною была предоставлена возможность участникам мягко включиться в процесс. Некоторым детям сложно рассказывать о своих ощущениях, возможно из-за подсознательных установок, малого практического опыта осмысливания своих эмоциональных состояний
В любом возрасте важно умение проговаривать свои чувства. Отслеживая свои эмоции, ощущения, осознавая свое состояние – тогда ребенок сможет анализировать и понимать чувству, эмоции других людей. Тем самым развивая эмоциональный интеллект.
Готовность вступать во взаимодействие с окружающими, проявлять открытость миру – это личностные качества формируемые в процессе образовательной и воспитательной деятельности. На проведенном тренинговом занятии в групповой форме были использованы упражнения на развитие коммуникативных навыков, а важный навык будущего – это умение коммуницировать.
Сейчас я расскажу об «Ожидаемых результатах занятия»:
метапредметные:
1. Оптимизация межличностного общения обучающихся.
2. Формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия.
3. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
1. Ознакомление школьников с элементами психологического анализа ситуации, поведения человека в ней и составления характеристики личности.
2. Повышение интереса подростков к изучению психологии.
3. Получение новых знаний и умений по взаимодействию в классном коллективе.
личностные:
1. Активизация личностной позиции и взгляда обучающегося на рассматриваемую на занятии проблему.
2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
3. Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки.
На мой взгляд, занятие прошло результативно. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей, что способствует развитию классного коллектива, его сплоченности, а также выстраиванию доверительных взаимоотношений между педагогом и детьми – это определяет значимую ценность проведенной работы и в идеале предполагает дальнейшее сотрудничество и реализацию цикла мероприятий по развитию сплоченности данного классного коллектива.
В целом удалось достигнуть поставленной цели и задач. Удалось ребят активизировать, найти контакт. Конечно, игровые упражнения, творческое задание, свободное общение, использованное оборудование, условия проведения - сенсорная комната – способствовало удачному проведению мероприятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.