Самоанализ урока литературы
В 10 классе, 2020 год
Мною, Станилевич М.В., был представлен урок литературы в 10 классе по теме «Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Согласно рабочей программе по литературе это третий урок в разделе «Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» на изучение которой отводиться 3 часа.
Цели урока:
содержательная: формирование знания о понятии “праведничество”,
“праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера, своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси.
методическая: использование современных педагогических технологий (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве) для создания условий развивать коммуникативные умения, достигать определенных результатов, осмысливать получаемые знания, формировать собственную аргументированную точку зрения.
Задачи урока
учебно-практические:
¾ расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера;
¾ развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации, создание схем, дискуссии;
¾ совершенствовать речевые умения — умения пересказывать текст, комментировать, анализировать прочитанное, строить монологические высказывания, используя адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры;
¾ воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства;
¾ закрепить общеучебные умения и навыки через обучение в сотрудничестве
учебно-познавательные:
¾ создать условия для развития положительной мотивации к учению;
¾ формировать умение сопоставлять факты и делать выводы;
¾ развивать познавательный интерес и эмоции обучающихся.
воспитательные:
¾ способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы;
¾ воспитывать высокую гражданскую позицию, общечеловеческие ценности;
¾ подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление).
Вид урока: урок-диалог
При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности класса. В классе 6 мальчиков и 11 девочек. Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения. Они способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки. Применение сценки в начале урока настроило ребят к продолжению деятельности. Использование рефлексии -эмоционального настроя на урок позволило узнать настрой на урок и закрепить его в подведении итогов деятельности.
Методики, применяемые на уроке.
1) Методика развивающего обучения позволила на уроке создать ситуацию и поставить проблему.
2) Метод интриги позволил заинтересовать ребят и мотивировать на продолжение решения поставленной задачи
Основной вид деятельности учителя: демонстрация и комментирование презентации, консультирование обучающихся.
Функции преподавателя на уроке: организаторские, аналитические, контролирующие, организационные.
Оборудование.
На уроке использовались мультимедийный проектор для демонстрации презентации, компьютер, словари. Актуальность использования ИКТ: визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами, необходимость объективной проверки в более короткие сроки.
Ребятам был предложен раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах).
Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Педагогическая деятельность была построена на методах:
по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации).
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение).
- познавательные (познавательный интерес).
- социальные (работа в группах).
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, а находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- овладение базовыми предметными понятиями урока.
предметных результатов:
- анализировать чужую устную речь;
- отрабатывать умение выполнять решение поставленных задач;
- организовать деятельность учеников по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях.
Урок способствовал формированию УУД:
Личностные УУД:
· продолжить работу по формированию внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к урокам литературы.
Регулятивные УУД:
· высказывать предположения на основе наблюдений,
· формулировать тему, проблему урока и искать пути её решения,
· соотносить цели и результаты своей деятельности,
· определять степень успешности работы.
Познавательные УУД:
· Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий,
· преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).
Коммуникативные УУД:
· планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
· уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.