Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
по теме «Звук и буква Л»
Данное занятие посвящено закреплению звука Л и знакомству с буквой Л. Учебный материал соответствует требованиям программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной для детей с ФФНР в условиях детского сада. Оно спланировано в соответствии с перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и индивидуальные возможности каждого ребёнка.
В подготовительной группе занимаются с логопедом 17 детей. Из них 9 детей имеют речевое заключение ОНР 3 уровня, 6 детей – дизартрию разной степени сложности и ОНР 3 уровня синдром дизартрии и 2 ребёнка ОНР 2-3 уровня.
Самоанализ
НОД по подготовке детей к обучению
грамоте.
Гончаренко М.А.
Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
по теме «Звук и буква Л»
Данное занятие посвящено закреплению звука Л и знакомству с
буквой Л. Учебный материал соответствует требованиям
программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной для детей с ФФНР в
условиях детского сада. Оно спланировано в соответствии с
перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим
задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано
с предыдущими занятиями и опирается на них и является
подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала
особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста и индивидуальные возможности каждого ребёнка.
В подготовительной группе занимаются с логопедом 17 детей. Из
них 9 детей имеют речевое заключение ОНР 3 уровня, 6 детей –
дизартрию разной степени сложности и ОНР 3 уровня синдром
дизартрии и 2 ребёнка ОНР 23 уровня.
Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия,
определила форму проведения, методы, приёмы и средства,
необходимые для получения положительного результата.
Цель: закрепить знания о звуке Л и познакомить с буквой Л;
Задачи: корекционно образовательная:
дать детям понятие о механизме образования звука Л;
корекционно развиваюшие:автоматизировать у детей звук Л в слогах ,словах и предложениях;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
развивать фонематический слух и восприятие;
развивать умения выделять в словах первые звуки и из них
составлять слово;
развивать навыки звукобуквенного разбора слов;
формировать у детей самоконтроль
корекиионновоспитательная:
воспитывать интерес к занятию, умение слушать друг друга и
педагога.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению
основополагающих дидактических принципов (доступность
предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.
д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип
развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с
другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной
деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения
детьми фонетической системой языка придавался осознанный
характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими
и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с
развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным
использование способа коррекции с помощью сопряженных
движений.
Сознательный звуковой анализ, понимание конкретнолексического
значения слова с одной стороны, умение вслушиваться в звучание
слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой
позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.
Для получения более высоких результатов деятельности детей была
подготовлена презентация, составленная по авторскому конспекту.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемноигровую деятельность. Познакомившись со шмелёнком, дети
выполняли вмести с ним различные задания. Такая деятельность
создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения,
повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на
протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические
методы, направленные на применение речевых навыков и умений и
их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности:
сначала дети определяли наличие звука Ш в словах, затем
определяли место звука Ш в словах (начало, середина, конец,
исправляли речевые ошибки педагога, читали слоги со звуком Ш,
выполняли звукобуквенный разбор слов (шум, машина) и составляли
слово из первых звуков заданных слов.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены,
подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила
предотвратить утомляемость и пресыщаемость какимто одним
видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных
игр на пальчиковые игры и задания в тетрадях. В занятие была
также включена музыкальная физминутка «Друзья», которая
отражала воспитательную задачу занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность
детей. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание
на особенности речевого и особенности психического развития. Так,
к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных
и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная
индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому
ребёнку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со
стороны третьего лица.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи
детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении.
Максимально учитывала интересы и способности детей,
варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям привыполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки на
слайдах, наводящие вопросы.
Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и
активизируют неуверенных в себе детей.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что
они проявляли познавательную активность,
эмоционально
реагировали на приёмы активации деятельности, использовали
имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы,
внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы
обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей
на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить
полученные знания. Коррекционноразвивающие задачи были
выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.