Самоанализ работы учителя начальных классов
Работаю по программе «Школа России». В своей практической деятельности руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования. Преподавание осуществляю в соответствии с программами стандартов второго поколения на базовом уровне. Рабочие программы составлены на основе стандарта и в соответствии с примерными программами Министерства образования начального общего образования для образовательных учреждений.Самоанализ работы учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов
Работаю по программе «Школа России». В своей практической деятельности
руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами:
Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании»,
Концепцией модернизации образования. Преподавание осуществляю в
соответствии с программами стандартов второго поколения на базовом
уровне. Рабочие программы составлены на основе стандарта и в соответствии
с примерными программами Министерства образования начального общего
образования для образовательных учреждений.
С 2011 учебного года работаю по ФГОС. Обучение веду по УМК «Школа
России», который в полной мере отражает идеологические,
методологические и методические основы ФГОС второго поколения. Система
учебников «Школа России» помогает обеспечивать требования современного
образовательного процесса, определяемые ФГОС.
В кабинете собрана методическая справочная, учебная литература, а также
имеется библиотечка детских книг для дополнительного чтения. Кабинет
оснащён учебными таблицами по математике, русскому языку, окружающему
миру, изобразительному искусству, литературному чтению, для развития
речи. Кроме того, имеется раздаточный, дидактический и наглядный
материал по предметам, экранно-звуковые пособия и презентации к урокам.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального
образования. Конечный результат образовательной деятельности начальной
школы зафиксирован в стандарте в качестве портрета выпускника. Каким же
должен быть ребёнок, оканчивающий начальную школу?
Это:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Перед собой как учителем начальной школы ставлю проблему, которая
является актуальной и тесным образом переплетается с требованиями ФГОС
НОО - выпустить из начальной школы гармонично развитую личность,мотивированную на самореализацию полученных знаний и
самосовершенствование через умение работать с информацией.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование
информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
Исходя из этого, ставлю перед собой следующую цель:
Создание условий для самореализации личностно-познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников через применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.
Эта цель предполагает педагогические задачи, решаемые на уроках и
внеурочных занятиях:
1. Информационная: Что и чему учить?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и когда?
Планируемые результаты:
повышение качества преподаваемых предметов;
осуществление индивидуального подхода в обучении;
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом;
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Компьютер стал
частью жизни практически каждого ребёнка. Поэтому последние годы работы
я посвятила изучению того, как через применение ИКТ достичь планируемых
результатов в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.
Для современного человека главное – не готовые знания, а умение учиться,
самостоятельно открывать новое. В своей деятельности постоянно ищу пути
для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую,
решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и
применять их в нестандартных ситуациях.
Несколько десятилетий назад учитель выступал чуть ли не единственным
источником информации. Сейчас же роль учителя заключается в том, чтобы
научить ребёнка отбирать из различных источников информации нужное и
важное для его самореализации и самосовершенствования. Информацию дети
извлекают из Интернет ресурсов, обучающих лазерных дисков, электронных
приложений к учебникам, электронных энциклопедий, справочников,
словарей, электронных учебников.Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, учитель должен владеть
современными образовательными технологиями, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы. Для реализации поставленных
задач овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по
практическому использованию компьютерных технологий, научилась
применять их в учебном процессе. Самостоятельно изучила назначение и
возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel,
графический редактор, разработала уроки в программе Power Point
Делюсь опытом и интересуюсь работой своих коллег. Создана страница на
сайте «Мультиурок». Публикую свои разработки на сайтах: «Знанио», «Портал
педагога», «Мультиурок».
Активно использую ИКТ в учебном процессе:
На этапе подготовки к уроку ( использование электронных и информационных
ресурсов, оформляя их на электронных или бумажных носителях)
При изучении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно -
энциклопедические программы; программа презентаций Power Point;
предметные коллекции, интерактивные модели, динамические таблицы и
схемы, интернет – ресурсы.
Закрепление изученного материала (презентации, разнообразные обучающие
программы, лабораторные работы; фронтальные, групповые, индивидуальные
и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся,
цифровые образовательные ресурсы, электронные тренажеры);
Система контроля и проверки ( контролирующие программы; итоговое
тестирование (фронтальное, групповое или индивидуальное). Тесты
проводятся по двум вариантам:
Самостоятельная работа учащихся ( энциклопедии, развивающие программы,
работа в программе Power Point)
Тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память,
мышление и т.д.)– использование электронных тренажёров.
Уроки строю в различных педагогических технологиях, приемлемых для
начальной школы:
-проектной,
-коммуникативной,
-здоровьесберегающей
-исследовательской,
-игровой.Каждая из технологий построена на развитии способности учащихся
проектировать предстоящую деятельность, быть её активным участником.
Реализую деятельностный подход в обучении при моделировании занятий,
используя различные приёмы: стратегия «Зигзаг», приём «взаимообучение»,
сочинение синквейна, чтение в технологии критического мышления,
составление интеллект-карт.
Считаю, что формирование ИКТ-компетентности учащихся способствует
развитию у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникативности;
обучает самостоятельному приобретению знаний.
А одним из эффективных способов формирования ИКТ-компетентности
учащихся, считаю включение учащихся в проектную деятельность.
Проектная деятельность с использованием ИКТ даёт возможность
формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в
условиях увеличивающейся информатизации общества, а самое главное –
сделать учёбу в школе более интересной и увлекательной. Уверена, что
использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к
реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие
способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в
развитии познавательных и творческих способностей. Использование
проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во
внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует
умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению
кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь
поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся
своими находками,
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы.
Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности
реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности
наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование
позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения,
развития и воспитания.
Применение ИКТ-технологий является для меня средством повышения
качества знаний учащихся и средством достижения поставленной цели.
Помогает делиться с коллегами своим педагогическим опытом, проводить
открытые уроки, выступать с докладами и сообщениями перед коллегами,
участвовать в школьных семинарах.