ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема самообразования: «Проектная и
исследовательская деятельность младших школьников»
Цель:
способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности
и включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- воспитание патриотических чувств,
приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание
нравственных и духовных качеств личности;
- внедрение интерактивных форм
организации учебного процесса с целью формирования ключевых
компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- разработка учебных, дидактических
материалов.
- изучение педагогических,
психологических, методических литературных источников по проблеме;
- развитие творческих способностей;
- создание условий для отношений
сотрудничества между учителем и учащимися.
·
исследование актуальности проблемы в рамках школы;
·
изучение теоретических основ новой технологии;
·
выявление наиболее приемлемых форм введения метода проектов;
·
ознакомление учащихся с проектной деятельностью, через
разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
·
исследование результативности применения метода проектов;
·
использование метода проектов в классно-урочной деятельности.
Актуальность
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в
вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот
метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом,
лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские,
творческие, приключенческо-игровые, информационные и
практикоориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности
через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной
деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы
проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к.
она
·
Личностно ориентирована;
·
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в
работу по мере ее выполнения;
·
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
·
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации
конкретного дела;
·
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт
собственного труда.
Перечень
вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической
литературы;
- разработка программно –
методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская
деятельность;
- анализ и оценка результатов своей
деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический
опыт других преподавателей;
- планомерное
и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного
процесса.
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ по
предметам в соответствии с ФГОС
· формирование у
ученика внутренней
позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание
необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать,
контролировать свои действия, формулировать собственное мнение,
осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых
предметов;
- участие в педсоветах, семинарах,
в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую
помощь коллегам.
- изучение и внедрение современных
образовательных технологий
- анализ и оценка результатов своей
деятельности и деятельности учащихся;
- применение проектной деятельности
в учебно-воспитательном процессе, что будет способствовать
формированию у учащихся универсальных учебных действий, составляющих
основу умения учиться, навыков решения творческих задач, поиска,
анализа и интерпретации информации
Форма отчета по проделанной работе: выступление
на заседаниях ШМО и педсовете, публикации статьи по теме самообразования,
выступления на родительских собраниях, участие в конкурсах.
Форма
самообразования: (индивидуальная, групповая,
коллективная)
План
самообразования разработан на 2018-2023 г.
Этапы
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Практическая деятельность
|
Диагностический
|
Изучение литературы по проблеме и
имеющегося опыта
|
2018 – 2023
год
|
Курсы
повышения квалификации учителей.
Изучение
соответствующей литературы.
Изучение ФГОС начального общего
образования.
|
Прогностический
|
Определение этапов работы.
Определение целей и задач темы.
Составление плана работы над темой.
Разработка системы мер, направленных
на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
|
2018 – 2023
год
|
Работа по теме «Проектная и
исследовательская деятельность младших школьников»
Участие в школьных семинарах, МО,
педсоветах
|
Практический
|
Внедрение
опыта работы.
Формирование методического
комплекса.
Корректировка
работы.
|
2018 – 2023
год
|
Создание
рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.
Выступление на ШМО «Проектная и
исследовательская деятельность».
Выступления на педагогических
советах, МО.
Участие в конкурсах, олимпиадах.
Защита проектов учащимися на
школьном уровне.
|
Обобщающий
|
Подведение
итогов.
Оформление
результатов работы.
|
2018 – 2023
год
|
Участие
в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.
Участие и результаты в
муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах
Консультативная помощь учителям и
учащимся.
Выступление на родительском
собрании.
Публикация печатных работ в изданиях
для учителей.
|
Внедренческий
|
Распространение опыта работы
|
2018 – 2023
год
|
Анализ
проделанной работы по проблеме.
Представление
опыта и публикация статьи в сборнике научно – практической конференции
Развивающего обучения
Публикация печатных работ в изданиях
для учителей.
|
Действия и мероприятия, проводимые в
процессе работы над темой:
В
чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно
добывает знания из различных ов, использует эти знания в профессиональной
деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же
эти и знаний, и где их искать?
- Курсы
повышения квалификации
- Семинары
и конференции
- Мастер-классы
- Телевидение
- Газеты,
журналы
- Путешествия
- Видео,
аудио информация на различных носителях
- Платные
курсы
- Мероприятия
по обмену опытом
- Экскурсии,
театры, выставки, музеи, концерты
- Литература
(методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет
Список
использованной литературы:
1.Как
проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для
учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010г.
2.Пахомова
Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
3.Постоева
Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск:
издательство «Учитель», 2006 г.
4.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
5.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 2010
6.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004
7.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект. – М., 2010
8.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга
для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2010.
9. Учительский
портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим
доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
10.
Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим
доступа: www.URL:// http://www.nachalka.com/proekty
|