Самообразование
Оценка 4.6

Самообразование

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство +1
Взрослым
13.09.2018
Самообразование
Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений. Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает: • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; • участие в педсоветах, научно-методических объединениях; • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
доклад.docx
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких­либо качеств или навыков. Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально­личностных качеств, педагогических способностей и практических умений. Самообразование как постоянная деятельность преподавателя включает:  научно­исследовательскую работу по определенной проблеме;  посещение библиотек, изучение научно­методической и учебной литературы;  участие в педсоветах, научно­методических объединениях;  посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;  теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Самообразование     направлено на расширение и углубление профессионально­ методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Исходя из сказанного, мною была взята тема по самообразованию «Развитие речи учащихся на уроках русского языка». Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования. Объект исследования – учебно­воспитательный процесс на уроках русского языка в начальных классах. Предмет исследования – способы развития речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка. В соответствие с вышеизложенным были определены цели: ­ изучить состояние проблемы в теории и на практике; ­ выявить роль и значение речевой деятельности в учебно­ воспитательном процессе; ­ определить, в какой мере реализуется формирование речевой деятельности в начальной школе. Важнейшими источниками исследования являются: ­ литература по вопросам теории и методики проблемы; ­ учебники по русскому языку С. А. Никитиной, Р. Т. Мендекиновой и методические рекомендации к ним. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка. . Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся. Во­первых, повышение эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык). Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока. 1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться). 2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока [см. приложение 1] 3. Продуманность отбора материала: ­ Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам. ­ Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования. ­ Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. ­ Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотела бы исправить (добавить)». ­ Учу строить свободные высказывания. [см. приложение 2] Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность. 4. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать речь товарища, тем самым подвожу к самооценке. Во­вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не только с позиций формально­ грамматических, но в первую очередь нравственно ­ эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова. Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях. Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально­нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения. Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.[см. приложение 3] Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово. В результате беседы приходим к выводу: СЛОВО УБЕДИТЕЛЬНОЕ, ЖИВОЕ, ТРЕПЕТНОЕ, ВОЛНУЮЩЕЕ, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ, УМЕСТНОЕ, КРАСИВОЕ, ИСКРЕННЕЕ. Что может сделать слово? СЛОВО МОЖЕТ ОБОГАТИТЬ, РАСТРЕВОЖИТЬ, ОЗАДАЧИТЬ, УСПОКОИТЬ, ИЗЛЕЧИТЬ, ПОБУДИТЬ, СПАСТИ, РАНИТЬ. Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие. Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать, призывом стать, и отзывом, и зовом. И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят, и чернят. Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией. Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно­ ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи.[см. приложение 4] Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок». Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания.[см. приложение 5] В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы.[см. приложение 6] Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. [см. приложение 7] В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие. Приложение №1. ­ Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза. ­ Скажи наоборот: холодно ­ ; сладкий ­ ; близко ­ . ­ Назови слова с ударением на первом (втором) слоге. ­ Скажи по­русски: презентовать, дефект, интервал. №2. а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам; б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»; в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»; г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?». №3. ­ Назови слова близкие (противоположные по смыслу). ­ Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием. ­ Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке. ­ Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла». ­ Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка». ­ Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки». №4. Рад и взрослый, и ребёнок, Когда беленький, как снег, В стаде первый оленёнок Появляется на свет. Затем идёт беседа: ­ О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке). ­ Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень). ­ Сравните слова по значению. В чём заключается различие? ­ Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение отличается от слова «олень». Или: Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд. Чайчонок – чайка. ­ С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу? ­ Какая часть слова выражает это отношение? №5. ] При работе с синонимами использую следующие упражнения: ­ Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница». ­ Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой». ­ Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак». ­ Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)». ­ Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)». №6. Например: «Картина висит». «Картина висит на стене». «Картина висит на стене в детской». Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как: ­ Составь предложение по схеме: Кто? Что делает? Дятел стучит Какой? Где? ­ Подбери и напиши подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) лист и (какая?) травинка. (Какое?) солнце и (какой?) ветер». №7. Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее: Мал золотник, да дорог. Гроша не стоит, а выглядит рублём. Не вкусив горького, не узнаешь сладкого. Друзья познаются в беде. Задание предлагаю такое: 1. Прочитай одно (по выбору) предложение­пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему. 2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение­ опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста­рассуждения. Так постепенно ты научишься одно предложение превращать в текст. Список литературы. 1. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» ­ М., Просвещение, 1985 г. 2. Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» ­ М., Просвещение, 1984 г. 3. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе». 4. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» ­ М., Просвещение, 1991 г. 5. М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» ­ М., Просвещение, 1980 г. 6. Т.А. Ладыженская «Живое слово» ­ М., Просвещение, 1986 г. 7. В.А. Синицын «Путь к слову» ­ М., АО «Столетие», 1996 г. 8. А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников». 9. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» ­ М., Просвещение, 1980 г. 10. «Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г./ 11. «Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г./ 12. «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа, № 10, 2001 г./ 13. «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа № 10,2003г.

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование

Самообразование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018