Самообразование Тема: «Тестопластика как средство художественного развития детей
Оценка 4.7

Самообразование Тема: «Тестопластика как средство художественного развития детей

Оценка 4.7
docx
11.02.2024
Самообразование Тема: «Тестопластика как средство  художественного развития детей
самообразование средняя группа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование

Тема: «Тестопластика как средство

художественного развития детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию на учебный год

Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Обучающие:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством тестопластики.

-Учить основным приемам тестопластики (раскатывание прямыми движениями, раскатывание круговыми движениями, отщипывание, вдавливание, сплющивание, разминание, скрепление).

-Закрепить ранее полученные навыки работы с соленым тестом, показать новые приемы лепки.

-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

-Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины.

 

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

 

Воспитательные:

-Воспитывать навыки аккуратной работы.

-Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

-Помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

-Воспитывать личностные качества выдержку, терпение, желание доводить начатую работу до конца.

 

Отличительные особенности программы.

В отличие от традиционных программ по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста, в программе «Мукосолька» основное внимание уделено обучению детей лепке, тестопластике из соленого теста. Программа предполагает тематическое планирование, но содержание программы реализуется интегрировано. По отдельным темам проводится серия занятий: Основная часть занятий строится на основе игр и игровых упражнений, способствующих развитию различных сторон художественно -

эстетического развития. Сроки реализации программы Данная программа рассчитана на детей 3-7 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения, с учетом возраста детей.

 

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в вечернее время.

Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям детей:3-4

года-15 мин, 4-5 лет - 20 мин, 5-6 лет - 25 мин, 6-7 лет - 30 мин.

 

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

- Легко отмывается и не оставляет следов.

- Безопасно при попадании в рот.

- Не липнет к рукам при лепке.

- Можно сушить на воздухе.

- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

 

Методы:

- Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);

- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

- Практический

 

Формы работы:

1.Совместная работа с детьми:

- Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

- Наблюдения.

- Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

- Организация выставок.

- Изготовление подарков.

- Просмотр слайд. фильмов.

- Чтение художественной литературы.

- Дидактические игры.

2.Самостоятельная деятельность детей.

- Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.

- Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.

- Создание поделок.

 

Средства:

- соленое тесто

- стеки

- доски

- кисти

- краска гуашь

- шаблоны

 

Умения детей к концу первого года обучения. Младшая группа:

1.скатывает прямыми движениями

2.соединяет в виде кольца

3.сглаживает поверхности формы

4.присоединяет части

5.прижимает

6.примазывает

7.вдавливает для получения полой формы

8.использует стеки

9.расплющивает

10.использует дополнительные материалы для украшения изделия

 

Умения детей концу второго года обучения. Средняя группа:

1 Использует разнообразные предметы для придания изделию фактуры

2.Защипывает края формы

3 использует трафареты и формы для вырезания фигур

 

Умения детей к концу третьего года обучения. Старшая группа:

1 лепит с натуры

2 лепит по представлению

3 лепит из целого куска

4 устойчиво устанавливает изделия

5 выразительные образы

6 лепит предметы в движении

7 соблюдает пропорции

8 расписывает предметы

9 использует налепы

10.использует разнообразные каркасы

 

Умения детей концу четвёртого года обучения. Подготовительная группа:

1 лепит скульптуру из 2-3 предметов

 

Календарно - тематический план

Дата

 

Младшая

 

Средняя группа

 

Старшая группа

 

Подготовительная

Сентябрь

 

1.Грибы

2.Яблоко с

червячком

3.Овощи на

тарелке

4.Лягушка

 

1 Корзинка с

грибами

2 Ягода - малина

3 Яблонька

4 Осень

 

1 Мухомор

2 Пугало(штекер)

3 Пчелка(штекер)

4 Корзина с

фруктами

 

Октябрь

1.Вишенки

2.Яблочко

3.Баранки с

маком

4.арбуз

 

1. Рябинка

2.Свинка

3.Кактус

4.Луна со звездами

 

1.Моя буква

2.Кошка(брелок)

3.Медвежонок

«Тедди»

4.Черепаха

 

1.Осенняя рамка

2 Подсолнух

3.Снегирь и рябина

4.Ворона

 

Ноябрь

1.грибок

2.улитка

3.гусеничка

4.ёжик

 

1.Рыбка в

аквариуме

2.Дельфин

3.Пирожное

4.Снеговик

 

l.Kpoш (фольга)

2.Ежик(фолыа)

3 Машины,дома,

деревья

4.Оформление

композиции

 

1.Рыбы , медузы ...

2.Оформление

композиции

3.Самовар

4.Подвеска на елку

 

Декабрь

1.отпечаток

руки

2.мороженое

(ел.игр.)

3.ёлка (ёл.игр)

4.домик

 

1.Отпечаток руки

2.Конфета (на елку) (плоскость)

3.3везда(на елку)

4.Елочка(на елку)

 

1.Снеговик

2.Игрушка на елку

3.Игрушка «Дед

Мороз»

4.Открытка «Елка»

(семечки)

 

1.Рыба (подвеска)

2.Елочка(разные

способы)

З.Дед Мороз

(объёмный)

4.Подсвечник

 

Январь

1.снеговик

2.зайчик

3.мышка на

сыре

 

1.Зимняя картинка

2.Символ года

3.Рамка для фото

 

1.3има

2.Символ года

3.Павлин

 

1.Символ

года(подвеска)

2.Ангелы

З.Корова(подвеска)

 

Февраль

1.сердечко

2.самолёт

3.зайчик с

морковкой

4.медвежонок

с мёдом

 

1.Седечко

2.Танк

3.Матрешка

4 «Ложки»

 

1.Сердечки

2.Кораблик

З.Дымковский конь

2.Солдат

4.Дымковский

козлик

 

1 Коты

(Валентинка)

2.Солдат

3 Дымковский

петух

4 Дымковская

барышня

 

Март

1.цветок

2.цыплёнок

3.петушок

4.мишка

 

1.Подарок маме

2.Солнышко

(подвеска)

3.Лошадка

4.Весна

 

1.Рамка с цветами

2.Утята в пруду

З.Два веселых гуся

4.Лебеди

 

1.Ваза (подарок

маме)

2.Цветы (для вазы)

3.Солнечное

настроение

4.Подсвечник с

цветами

 

Апрель

1.яйцо декор. 1.Ракета

2.кошка

3.кит.

4.божья

коровка

 

1.Ракета

2.Белка

3.Курица с

цыплятами

4.Колобок(фольга)

 

1.Курица

(подставка)

2.Космос

З.Месяц(подвеска)

4 Овечка

 

1.Африка (фон -

пальмы)

2.Африка

(животные)

3.Сытый кот

4.Курица

декоративная

 

Май

1.бабочка

2.черепаха

3.утёнок с

бантом

4.чашка с

блюдцем

 

1.Такса

2.Собачка (фольга)

3.Тюльпан

4.Цветы на лугу.

 

1.Одуванчик

2.Корзинка с

цветами

3.Бабочка (штекер)

4.Кот с рыбой

(подвеска)

 

1.Подкова (с

украшениями)

2.Насекомые, цветы

3.Оформление

композиции

4.Умная сова

 

 

Планируемые результаты освоения Программы.

· Дети ответственно относятся к выполнению работ.

· Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.

· Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.

· Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.

· Лепят предметы, передавая их характерные особенности.

· Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы

педагога.

· Соблюдают правила по технике безопасности.

· Получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

·

У детей стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное

время. Дети умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.

·

Имеют представления о народных промыслах.

· Владеют техническими приёмами лепки.

· Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.

· Умеют составлять простые композиции.

· Соблюдают правила по технике безопасности.

· Получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.

Учащиеся приобретут навыки:

- наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона

- определение свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок

-изготовление поделки по собственному эскизу.

Формами подведения итогов реализации программы являются выставки, конкурсы, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ.

 

Используемые приемы лепки:

 Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

 Отщипывание – отделение от большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

 «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать

 Сплющивание – сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок теста можно сплющить при помощи пальцев.

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Доступность.

4. Системность знаний.

5. Воспитывающая и развивающая направленность.

6. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

7. Активность и самостоятельность.

8. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

Месяц

Формы работы

Сентябрь

1.   Ознакомление с литературой.

2.   Разработка перспективного плана.

3.   Работа с родителями. Консультация «Соленое тесто – лепим вместе».

4.   Познакомить детей с соленым тестом, с его свойствами (оно мягкое), развивать интерес к процессу лепки. Учить находить сходства с предметами, учить аккуратно пользоваться тестом.

Октябрь

1.   Совместный с детьми замес теста. Материалы и инструменты.

2.   Памятка «Правила безопасности работы с соленым тестом».

3.   Организация рабочего места.

4.      Свободная лепка из теста. Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Ноябрь

1.   Чтение сказки «Колобок».

2.   Создание картотеки пальчиковых игр. Пальчиковая игра «Колобок».

3. Лепка по мотивам сказок. Пример, «Колобок».

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто, окрашенное в желтый цвет.

- крупа: фасоль, горох.

4. Лабиринты (пройди пальчиком, проведи дорожку карандашом).

Декабрь

1.   Создание картотеки «Игры с крупами и семенами».

2.   Беседы о зиме. Отгадывание «Зимних загадок».

3.   Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики  “ёжики”).

4.   Лепка «Новогодняя елочка» (с использование формочки елочки).

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

- соленое тесто;

- бисер;

- блестки;

- доски для лепки.

5. Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание -целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)».

Январь

1.   Работа с родителями Консультация на тему: «Тесто как средство развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук».

2.   Рекомендации – Привлечение родителей к созданию поделки «Новогодняя игрушка». Выставка совместных поделок с родителями «Новогодняя игрушка».

3.   Массаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов (в стихах).

4.   Создание картотеки «Игры, развивающие моторику и координацию движений».

Февраль

1.   Оформление картотеки «Игры с прищепками».

2.   Разноцветные бусины.

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- доски для лепки;

3. Игра «Волшебный мешочек» - угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

4. Разноцветные бусины.

(2-е занятие)

Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

- бусины из соленого теста;

- гуашь разноцветная;

- кисточки;

- подставки;

- стаканчики с водой;

- подкладные листы.

5.      Оформление картотеки «Игры со шнурками и лентами» (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение, шнуровки).

Март

1.   Мастер-класс для воспитателей «Тесто бабушка месила».

2.   Лепка из соленого теста на тему «Я пеку, пеку, пеку…»

Учить детей лепить угощение для мам из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овал), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- противни из картона, окрашенного в черный цвет;

- колпачки от фломастеров;

- палочки;

- доски для лепки;

- поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

4. Поделка из соленого теста к празднику 8 Марта, с помощью формочек.

5. Проведение семейного досуга «Весеннее чаепитие, или поздравляем мам и бабушек с 8 Марта».

Апрель

1.      Подготовка картотеки на тему: «Приемы лепки и украшения изделий из соленого теста».

2.   Игры с соленым тестом и конструктором.

3.      Картотека «Способы окрашивания соленого теста». Создание палитры цвета соленого теста. Смешивание цвета.

4.      Лепка из соленого теста к празднику Весны и труда, «Земной шар», путем смешивание зеленого и голубого теста. Цель: научиться гармонично сочетать цвета. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Май

1.   Игры и упражнения на развитие внимания для детей.

2.      Выполнение поделки ко Дню Победы – вечный огонь (тесто насыщенного серого цвета, формочка звезда + ткань красного цвета). Цель: научиться изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания.

3.   Оформление выставки детских работ из соленого теста к празднику 9 МАЯ.

4.   Пальчиковые игры «Теневой театр».

 

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Сентябрь

Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.

Октябрь

Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.

Ноябрь

Лыкова И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /

Декабрь

Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.

Январь

Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.

Февраль

Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010.

Март

Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М. :АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с.

Апрель

Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.

Май

Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

 

РЕЦЕПТЫ СОЛЁНОГО ТЕСТА:

1 РЕЦЕПТ

Смешать 2 стакана муки без разрыхлителя,

1 стакан соли, 1 стакан тёплой воды, 2 столовые ложки масла растительного и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

2 РЕЦЕПТ

Смешать 150 г. Муки, 300г. Соли, 3 столовые ложки клея любого (сухого), добавить 100мл, воды, и вымесить до получения крутого теста.

3 РЕЦЕПТ

Для более тонких декоративных работ нужно взять 200г. Муки, 200г. Соли, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл, воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

4 РЕЦЕПТ

Смешать

1 стакан муки,

0,5 стакана соли, 1 стакан тёплой воды,

2 столовые ложки масла растительного

1 столовая ложка лимонной кислоты и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.


ВНИМАНИЕ
Если вы собираетесь лепить из солёного теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель. Удобнее всего подкрасить воду и затем влить её в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто лучше всего в целлофановых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушивать в духовке или при комнатной температуре.

Хранение.

Соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике. Если оно станет размягчаться, перед лепкой нужно добавить в него муки.

 

Сушка.

Готовые изделия помещают на противень и сушат в духовом шкафу не менее 10 минут. Духовой шкаф должен быть не очень горячим, и в процессе сушки его дверцу можно приоткрыть.

Разрисовка изделия.

После высушивания изделия раскрашивают пищевой краской, гуашью или акварелью. Последние штрихи можно нанести фломастером. Раскрашивание временно размягчит поверхность изделия. Следует дать тесту снова подсохнуть на воздухе или в теплой духовке.

 

План мероприятий

Вид деятельности

Сроки

результат

Изучение методической литературы

В течение учебного года

Картотека литературы по теме

Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов

В течение учебного года

Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал «МААМ.RU»

Разработка плана занятий с детьми.

Оформление стенда «Мы старались»

В течение учебного года

Выставка детских работ

Работа с родителями:

-Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.

-Родительское собрание  в форме мастер - класс «Тесто это просто».

- Выставка  работ родителей из соленого теста.

Ноябрь





февраль


март

Результат участия

 


 

Самообразование Тема: «Тестопластика как средство художественного развития детей

Самообразование Тема: «Тестопластика как средство художественного развития детей

План по самообразованию на учебный год

План по самообразованию на учебный год

Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям детей:3-4 года-15 мин, 4-5 лет - 20 мин, 5-6 лет - 25 мин, 6-7 лет - 30 мин

Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям детей:3-4 года-15 мин, 4-5 лет - 20 мин, 5-6 лет - 25 мин, 6-7 лет - 30 мин

Умения детей концу второго года обучения

Умения детей концу второго года обучения

Декабрь 1.отпечаток руки 2

Декабрь 1.отпечаток руки 2

Получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой

Получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой

Памятка «Правила безопасности работы с соленым тестом»

Памятка «Правила безопасности работы с соленым тестом»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста

Продолжать учить детей лепить из соленого теста

Апрель 1. Подготовка картотеки на тему: «Приемы лепки и украшения изделий из соленого теста»

Апрель 1. Подготовка картотеки на тему: «Приемы лепки и украшения изделий из соленого теста»

Смешать 150 г. Муки, 300г. Соли, 3 столовые ложки клея любого (сухого), добавить 100мл, воды, и вымесить до получения крутого теста

Смешать 150 г. Муки, 300г. Соли, 3 столовые ложки клея любого (сухого), добавить 100мл, воды, и вымесить до получения крутого теста

Оформление стенда «Мы старались»

Оформление стенда «Мы старались»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024