МОУ Ишеевский многопрофильный лицей
Доклад
на методическом
объединении:
"Самообразование учащихся на уроках математики"
Подготовила: учитель математики
Букина О.В.
Сколько работаю в школе, а работаю 39 лет, я давно поняла, только самостоятельно работая учащиеся приобретают знания. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».
В наше
время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема
информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и
такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться,
быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно без умения работать
творчески.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих
способностей учащихся. Этому способствует логическое построение предмета,
четкая система упражнений, для закрепления полученных знаний и абстрактный язык
математика. Самое сложное в математике научить решать задачи. Математика учит
аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать,
находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы,
обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Поэтому в своей работе
стараюсь обучать школьников разумной организации своего труда методом
самообразования. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она
выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и
под его управлением и контроля.
Самостоятельные работы подразделяю: на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на общие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:
· По образцу
· По инструкции и алгоритму
· По готовым схемам, чертежам, графикам
· С указанием к решению
· Вариативные
· С промежуточными записями
· Математические диктанты
· Лабораторные работы
· Тестовые опросы
· Экспресс-диктант
· Опрос эстафета
· Опрос игра
· Работа с учебником и со справочной литературой
· Работа с взаимопроверкой и самопроверкой
· Эвристические
· Сочинения
· Рефераты
· Доклады и т. д.
Я думаю, что перечень самостоятельных работ нельзя считать завершенным все зависит от творчества учителя. Приведу краткие пояснения некоторых из них:
Самостоятельная работа по образцу,заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными цель работы: закрепление изученного материала, например, формул,решение типовых задач.
Вариативная (управляемая) самостоятельная работа
Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним , то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.
Математический диктант
Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктанта можно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантные диктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время на выполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает свое задание.
Экспресс-диктант
Проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы является быстрая обратная связь.
Самостоятельная работа с выборочной системой ответа
Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы:
· Последовательное предъявление вариантов ответа.
· Введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»
· Мотивировка к выбранному ответу.
· Увеличенный выборочный набор настолько большой, что угадывание практически невозможно.
Опрос-эстафета
Проводится как соревнование трех команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают «эстафету» следующему по команде.
При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся. Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки, проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке.
Творческие самостоятельные работы
Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.
Высокая степень самостоятельности и самообразования проявляются на уроках геометрии в 9 классах. У каждого опытного учителя свои формы работы. Это я знаю из личного опыта, и активно пользуюсь своими методами и приемами обучения учащихся, и хочется поделиться с молодыми учителями.
Этапы работы учителя
1 этап :
· Всю программу по геометрии с 7 по 9 класс разбиваю на темы, знакомлю с ними учащихся через лист учета на большом стенде.
· Готовлю пособия по теории, т.к. в учебнике Л. С. Атанасян иногда теоретический материал бывает трудно доступен для учащихся .
· Затем к каждой теме даю образцы решения (примерно 10 и более) заданий.
· Предлагаю ученикам для самостоятельного решения задачи 1 ступени, где даны только ответы.
· Даны задачи 2 ступени без ответов.
· Подобраны контрольные работы из дидактического пособия.
Этапы работы ученика
2 этап:
· Учащиеся изучают теоретический материал, начиная с 1 темы, сдают зачет, их ответы фиксируются на листе учета.
· Затем они получают допуск к образцам решений, результат аккуратности, правильности выполнения оценивается и учитывается в листе учета также.
· Выполнившие эти задания допускаются к самостоятельному решению задач 1 ступени, в которой даются ответы. Выполнение также оценивается.
· Работа усложняется, ребята самостоятельно решают задачи 2 ступени, сильные учащиеся решают дополнительные задачи повышенной трудности.
· Задания учащихся, полученные в ходе приобретения теоретического и решения практического материала, проверяются контрольной работой.
· Что дает эта кропотливая работа?
·
Очень
многое и для слабых, и для сильных учеников.
Слабому можно помочь, может быть, и не один раз, некоторому достаточно только
лишь намекнуть. Ученик постоянно сам обращается к учебнику, к пособию, ищет
ответы на поставленные вопросы. В классе ученик может встать, свободно подойти
к товарищу, к учителю, не боятся. Нужно вовремя похвалить. На психологию общения
с детьми необходимо обращать особое внимание. Их общение, ходьба по классу не
отвлекает, не мешает, все заняты.
· Выполняя задание, ученики работают в своем темпе (кто успевает решить 3-4 задачи, кто 10-12 задач) – и это зависит только от ученика, но не от учителя. Есть ученики, которые какое-то время работают интенсивно, затем наступает спад, расслабление, затем снова подъем. Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния ученика.
· Причинами, заставляющими ученика работать интенсивно, является не страх перед учителем, перед наказанием. Работая в собственном темпе, ученик все время преодолевает собственную лень, разболтанность, несобранность. Он учится преодолевать трудности, работать на пределе своих сил. Его самовоспитание идет не на классном часе, а непосредственно на уроке через учебный процесс. При работе по этой методике самообразования учащихся сильные ученики не теряются, они получают прочные знания – это одно из главных достоинств. Во время зачета или сотрудничества у учителя всегда есть возможность проверить, верно, ли ученик понимает тему, помочь ему.
· Большое значение в работе по самообразованию учащихся имеет учет знаний на каждом этапе работы. Двойки за зачет не ставятся. У ученика нет боязни перед пересдачей. А при самообразовании учащихся отвечать должны все. Идет учет. Такая форма учета порождает здоровое соревнование, стремление быть не хуже других. Есть очень самолюбивые дети, и они никогда не допустят, чтобы кто-то шел впереди их. Ученики ясно видят на листе учета визуально, в цветовых гаммах, что они сделали и сколько еще нужно сделать. Общая атмосфера доброжелательности, внимательности к каждому ученику в классе – одна из движущих сил в этой работе. Какой бы ни был ученик, он всегда не хочет быть хуже других, и помочь ему в этом основная задача учителя, и если это сделать, то такой ученик будет работать изо всех сил.
· Это совсем не означает, что на уроке царит вседозволенность, и списывание. Ребята, понимают, что работать необходимо сознательно и разбираться основательно, так как контрольные работы они выполняют совершенно самостоятельно по индивидуальным карточкам, без посторонней помощи. Доброжелательность в работе и строгость в ее оценке способствуют тому, что все на уроке работают. Ученик, работает, он заранее знает, что будет у него на уроке. По сути дела идет один непрерывный урок погружения, который начался 1 сентября и закончился в мае. Организовывать учащихся не надо. Домашнее задания отпадают. Ученик ежедневно выбирает свой темп с учетом своих возможностей – это его воспитывает и дисциплинирует.
· Учитель уходит с первого плана, в центре – ученик, но учитель работает дистанционно , приводя в движение ум, совесть и души детей. Эта работа увлекает даже взрослых, умудренных опытом учителей, не говоря уже о детях. Радует, что многие учителя, сохраняя традиции преемственности, используют в своей работе крупицы учительского опыта, откуда бы он ни пришел. Ведь приобретенные человеком знания определяют качество его деятельности и обогащают его опыт.
· Такой метод работы успешно готовит всех учащихся к экзаменам и в том числе одаренных детей к математической олимпиаде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.