Самообразование в подготовительной группе на тему: "Русский хоровод" на
Оценка 4.7

Самообразование в подготовительной группе на тему: "Русский хоровод" на

Оценка 4.7
docx
04.12.2022
Самообразование в подготовительной группе на тему: "Русский хоровод" на
самообразование на 2022-2023 уч. год цели задачи.docx

МБДОУ

детский сад 38 «Успех»

 

 

 

 

 

Самообразование

на тему: «Русский хоровод»

воспитателя Пикалевой О.А.

в 1 подготовительной группе

на 2022-2023учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 г.Ставрополь

2022 год


Самообразование

на тему: «Русский хоровод»

в 1 подготовительной группе

на 2022-2023учебный год

 

Хоровод, хоровод,

задушевный хоровод!

Как лебёдушка,

по кругу дева каждая плывёт.

От мелодии душевной

и берёзка поплывёт,

Девы статны,

как царевны,

славься русский хоровод!

С.Э.Пескова

 

Возраст – дети 1 подготовительной группы.

Направленность – познавательная,  творческая,  игровая.

Сроки реализации – долгосрочный,  ноябрь 2022 – май 2023 г

Составитель: Пикалева О. А .

Участники: дети 1 подготовительной группы, воспитатель, родители.

 

Ресурсное обеспечение проекта

 Нормативно-правовой ресурс: Согласование проекта с администрацией детского сада.

 Информационный ресурс: Подбор методической и познавательной литературы по теме; Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Актуальность

 Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Хороводная игра является уникальным средством обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста, поскольку она учитывает возрастные психофизические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества, здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнёра, формируются навыки взаимовыручки и чувства локтя, а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

«Хоровод – Древнейший вид народного танцевального искусства, сочетает хореография с драматическим действием. переплясом, песней.» - (Большой энциклопедический словарь)

«Хоровод – народная игра, движения людей по кругу с пением и пляской» - (Словарь русского языка С.И.Ожегова)

 

Цель проекта: Раскрытие индивидуальных творческих возможностей детей дошкольного возраста через знакомство с народным искусством.

Задачи.

1. Знакомить детей с народными обычаями, традициями, используя народные игры, потешки, приговорки.

 2. Стимулировать творческие проявления детей, проявлять свои мысли, чувства, желания, самостоятельность, фантазию.

3. Проявлять чувство единения, дружбы, товарищества.

4. Учить двигаться в соответствии с музыкальным ритмом, взаимодействовать с окружающим; выполнять различные перестроения, присущие хороводу.

Познание

Познакомить детей с русскими народными традициями, используя элементы народного фольклора.

Коммуникация

Способствовать развитию связной диалогической речи, учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Социализация

 •Дать детям возможность проявить свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку.

 •Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми.

Музыка

Развивать у детей музыкальные способности, выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию.

 

Этапы освоения детьми хороводных игра задачи методы и приемы *Познакомить детей с новой игрой, хороводом.

*Создать целостное впечатления о музыке и движении.

*Начать разучивание.

*Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.

*Пояснение содержания, показ элементов движений.

*Последовательность движений.

*Углубленное разучивание движений, уточнение элементов и создание целостного образа, настроения хоровода.

*Дети осознанно выполняют движения.

*Вопросы о характере, настроении песни и движений

 *Пересказ сюжета игры или композиции хоровода.

 *Закрепить представления о музыке и движениях, побуждая детей самостоятельно выполнять разученные движения.

 *Создание условий для эмоционального, чёткого и уверенного исполнения хоровода.

Хороводные игры

Хороводные игры доступны ребенку, потому что они:

*просты по содержанию при относительной кратности и многократности повторности одного и того же действия;

 *музыкальны;

 *имеют установку на забаву, развлечение;

В освоении хороводных игр используются приемы:

*целостный показ игры;

*частичное разучивание;

 *совместный анализ игровых образов;

*сочинение игровых образов.

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Цель: Обеспечить условия успешной реализации проекта.

Содержание

 Изучение методической литературы, сбор информации из Интернета.

Составление плана работы.

 Создание специальной среды в помещении группы, изготовление пособий.

Технологический этап

Цель: Выполнить задачи проекта.

Содержание

Знакомство детей с народными играми и русскими народными традициями. Формы организации:

Беседы, познавательные минутки, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильм, ведение хороводов.

Контрольно-оценочный этап

Цель: выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшей деятельности.

Содержание

Анализ эффективности проведенной работы, формулирование выводов.


Хоровод – это так называемый танец, песня, игра.  Участники хоровода держатся за руки.  Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев.  Участники хоровода  стараются инсценировать содержание песни.

В русских хороводах принимали участие девушки и парни,  мальчики и девочки, все взрослые.

 

Самая главная фигура хоровода – круг.

Фигура, чаще всего используемая в хороводах это простой круг (рис.1). Часто в хороводах используется двойной круг (рис.2), а иногда когда участников достаточно много, дети могут построить и тройной круг (рис. 3).

В ходе перестроений хоровода часто используется фигура «петля». Колонна участников образуется петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг (рис.4). Участники также могут двигаться по раскручивающейся из центра спирали. Такая фигура носит название «улитка» (рис.5).

https://ist.na5bal.ru/pars_docs/refs/12/11429/11429_html_4000123d.png

Ключевые слова:  1. Венок 2. Изба 3. Коробейник 4. Подворье 5. Потешка 6. Пословица 7. Поговорка 8. Платок 9. Рубаха 10. Сарафан 11. Утварь 12. Фольклор 13. Хоровод 14. Ярмарка

 

Список литературы:

1.Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Старшая и подготовительная группы. Ярославль. Академия развития,2008 г. 2.Веракса Н.Е.,Комарова Т.С. «От рождения до школы», Москва «Мозаика-Синтез, 2011г.,Основная образовательная программа МДОУ. 3.Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду», Москва, Сфера 2006г. 4.Князева О.Л. «Как жили люди на Руси», «Детство-Пресс», 1998г. 5.Ломбина Т.Н. «Красота и ритм народных праздников», Сыктывкар, КРИРОиПК, 2009г. 6.Н.В.Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста», Москва,«Айрис-Дидактика», 2004г. 7.О.П.Власенко,Г.П.Попова «Весну привечаем, весело встречаем», Волгоград, «Учитель», 2007г.


Перспективный план самообразования по развитию патриотизма и знакомства с русским народным танцем-хороводом и хороводными играми в 1 подготовительной работе на 2022-2023 учебный год.

 

Месяц

Работа педагога

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Октябрь

Изучение литературы.

Разработка планов и конспектов занятий.

Составление картотеки.

Беседа «Происхождение и история русского хоровода»

 

 

 

Ноябрь

Подбор потешек, поговорок, которые используются в хороводах.

Разучивание хороводных потешек. поговорок.

Хоровод «Каравай», «Пузырь».

 

 

Декабрь

Составление картотеки хороводных игр.

Знакомство детей с хороводными играми.

Разучивание Хороводной игры «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок…»

Подбор хороводной игры на новогодний утренник совместно с музыкальным руководителем согласно музыкальному репертуару группы.

 

Январь

Подбор хороводов для детей. Составление консультации для родителей.

Разучивание хоровода «Заинька»

 

Консультация на тему: «Русские хороводы»

Февраль

Подбор для презентации на тему: «Какие бывают хороводы»

Показ детям презентации «Какие бывают хороводы». Обсуждение с детьми. Разучивания хоровода «Дубок»

 

 

Март

Подбор потешек, закличек весны, Масленицы. Подбор хороводных игр.

Разучивание с детьми потешек «Гори, гори ясно…», закличек весны «Ау. ау, аукаем, Весну приаукиваем…», проводов Масленицы. Хороводные игры «Пройди в воротца», «Игры с Солнцем».

 

 

Апрель

Подбор фотографий, материала для презентации. Самоанализ.

«Мой любимый хоровод»

Разучивание хоровода «Ванька»

Презентация для педагогов

 

Май

Подбор фотографий, материала для презентации

«Ярмарка» Хороводы и хороводные игры по замыслу детей.

 

Презентация-фотоотчет для родителей


Картотека хороводных игр для детей 5–7 лет

Хороводы

Русские народные хороводы

Русские народные хороводы, как традиция, возникли еще в языческие времена, когда люди поклонялись Солнцу как главному божеству. Танцуя хоровод, люди прославляли источник тепла и света, благодарили природу за благосклонность и щедрый урожай, а также просили покровительства у сил природы. Русский народный хоровод традиционно водили весной, летом и осенью, а зимой танцы на природе приостанавливались до наступления теплых дней. Сейчас, так же как и в старину, водя хоровод, Россия танцует, играет и поет песни. Вариаций хороводов существует великое множество, их фигуры, мотивы и сюжеты различаются в зависимости от природных, климатических условий, особенностей быта и труда разных регионов России.

Начальной и основной фигурой любого хоровода является круг. Всем нам хорошо знакомы детские хороводы. У детишек часто можно увидеть двойной круг, т. е. круг в круге. Танцоры могут образовать два круга рядом, иногда в танце эти круги сливаются друг в друга, образуя «восьмерку». Помимо круговых движений в хороводе есть движения «змейка», «корзиночка», «веревочка» и многие другие.

В традиционном хороводе количество танцоров не имеет значения, оно может быть любым. Однако минимальное количество человек должно быть трое. Что касается техники танца, то для исполнения хоровода следует стать лицом в круг и взяться за руки. При этом руки должны быть свободны. Движение делают по часовой стрелке, сделав легкий полуоборот по ходу движения. Шаги могут быть простыми или переменными.

Русские хороводы по сюжету и технике исполнения могут быть орнаментальными и игровыми. Как правило, орнаментальный хоровод – это праздничный хоровод, в котором танцоры выполняют круговые движения, создают разнообразные фигуры под музыку. Такие хороводы сопровождаются песнями, в которых нет явного сюжета и действующих лиц. Игровой же хоровод, наоборот, своей целью имеет показать определенный сюжет. В песне есть конкретные события, исполнители обыгрывают песню с помощью танца, жестов и мимики. Рисунок игрового хоровода при этом значительно проще, чем в орнаментальном.

Русские хороводы с древних времен и по сей день являются воплощением единства и дружбы русского народа, показывают ширину русской души, а также выполняют свое непосредственное назначение – благодарить природу за щедрость и доброту.

История, происхождение, значение хороводов

Ни один славянский праздник не обходится без хороводов. Образ девичьего хоровода всегда был наполнен целомудренной чистотой и красотой. А смешанные хороводы представляются весёлыми и одновременно с глубоким смыслом. Но каков его этот древний смысл? Народная игра — движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей — участников какой-нибудь игры, танца. Водить хоровод вокруг новогодней ёлки.

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

 

Хороводные игры

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Русская народная хороводная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не лопайся!

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)
Корень да его —

Вот так глубок,

Вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его —

Вот так высоки,

Вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его —

Вот так широки,

Вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т. д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т. д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная хороводная игра «Березка»

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка - это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зелененька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ветрами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Русская народная хороводная игра «Вьюн»

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

Со вьюном я хожу,

(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

С золотым я хожу,

(хоровод расходится от центра, руки опускаются)

Я не зная, куда вьюн положу,

Я не зная куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа).

 «Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки.
В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют:
Как то вечерком на грядке
Репа свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки
Но сначала встали в круг

Останавливаются, считают загибая пальцы
Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше,
Прячься глубже.
Ну а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать.
Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

Ванька

Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу,дети поют:

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, посреди кружочка.

«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

По окончании песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется

 «Овес»

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс
Мой батюшка сеял так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест-накрест.

Потом кружатся в хороводе, припевая:

— Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!

Новый куплет:

— Кто хочет знать, как жнут овёс?
— Отец мой жинал его так (показывают)
— Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).

«Заинька»

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:
Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг,
Серенький, выйди в круг,
Скорей, скорей, выйди в круг,
Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись,
Серенький, ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись,
Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки,
Серенький, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки,
Леву, праву, умой ручки!
Заинька, умой личико,
Серенький, умой личико.
Сверху донизу умой личико,
Сверху донизу умой личико!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку,
Серенький, пригладь шерстку.
Сзади, спереди пригладь шерстку,
Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
Да получше причешись,
Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка,
Серенький, под бочка.
Пляшет, пляшет казачка,
Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.

Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

Игра «Репка»

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Со старшими дошкольниками проводятся занятия по приобщению к народному творчеству. Это интегрированные формы обучения: сочетается художественная деятельность, физическая активность и познавательный элемент. Проведение занятия с акцентом на народные игры-танцы предполагает знание воспитанниками нескольких подвижных забав. Вождение хороводов перемежается с исполнением народных песен, изучением образцов декоративно-прикладного искусства, продуктивным творчеством. Игры проводятся без повторения, водящими в хороводах назначаются разные воспитанники.

Игры для детей 5-7 лет
“Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Слова : – дети встали в кружок

увидали флажок,

Кому дать, кому дать

Кому флаг передать

выйди, Саша в кружок,

Возьми Саша флажок

Движения:

дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Слова : – ходит Ваня. ходит Ваня

ищет Ваня, ищет Ваня,

для себя дружочка

Нашел Ваня. нашел Ваня

для себя дружочка

Движения Дети становятся в круг, и ходят по кругу и приговаривают слова.Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем меняют ведущего игра продолжается.

«Зайка»

Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.

Слова : Зайка, зайка, что с тобой

ты совсем сидишь дольной

встань попрыгай, по пляши.

твои ножки хороши

Движения: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

«Колпачок»

цель : учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

слова: Колпачок, колпачок

тоненькие ножки,

красные сапожки

мы тебя кормили,

мы тебя поили

на ноги поставили

танцевать заставили.

Движения: Дети становятся в круг. выбирают одного из детей, он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

 

Игры-хороводы относятся к фольклорному жанру. Танцевальные движения, сюжеты и мелодии песен придуманы народом и сохранились с древних времён. Существуют современные музыкальные обработки для хороводных игр, рекомендуется их использовать нечасто: на праздничных мероприятиях или спортивных занятиях. Основное значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского народного искусства. Дети чувствуют красоту мелодий и движений в их простоте.

Детские хороводные игры бывают не только круговыми. Построение фигур заимствовано из народного танца:

·         «Стенка на стенку», «Воротца»: участники выстраиваются в две линии и становятся напротив друг друга. На одну музыкальную фразу стенка «находит» на стенку и возвращается на место, затем находит вторая линия. Движение навстречу возможно для обеих линий. Чтобы получились воротца, первые участники линий берутся за руки, под ними пройдут цепочки хоровода.

В хороводной игре «Как у наших у ворот» цепочка участников проходит через воротца, образованные ведущими

·         «Круг» бывает единичный. Для русских народных хороводов характерно движение по солнцу, т. е. по часовой стрелке. Но в игровых танцах возможно и обратное направление. Например, в игре «Карусель» участники закручивают ленты сначала в одном направлении, затем разворачиваются и раскручивают карусель.
В играх возможно построение двух отдельных кругов или круга внутри круга.

Чаще всего хороводы с дошкольниками водятся по кругу

·         «Улитка», «Капустка»: закручивание хороводной цепочки в спираль. Эта фигура получается, когда один из участников разрывает круг и начинает движение таким образом, чтобы цепочка обвивалась вокруг импровизированного центра. Такая игра предполагает и возвращение в круг: ведущий пробегает из центра капустки (улитки) и начинает движение по большому кругу.

В хороводной игре «Капустка» ведущий закручивает цепочку в виде спирали

«Змейка»: ведущий направляет хоровод, чтобы образовался зигзагообразный узор.

Хороводная цепочка при построении змейкой рисует зигзагообразный узор.

Обычно знакомят детей с круговым построением хоровода и играми типа «Змейка», редко — с «Капусткой» и «Воротцами». На мероприятиях в детском саду часто проводят хороводные игры на масленичных гуляниях и празднике осени. Традиционно хороводы водятся на новогодних утренниках. К игровой форме относятся хоровод, в котором содержание песни определяет движения. На спортивных праздниках весело было  бы играть в хоровод-змейку. Родители и дети брались за руки, и эту длинную цепочку ведущий (обычно выбирается самый активный папа) вёл на большой скорости залихватскими узорами.

 

Источники:

·         https://azbyka.ru/deti/horovodnye-igry-dlya-doshkolnikov

·         https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-horovodnyh-igr-v-starshei-grupe.html

·         https://rodobogie.org/tradicionnye-igry-horovody-i-molodeckie-zabavy-na-velikden-maslenicu

·         https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/igry-na-prazdnikah/horovodnye-igry-dlja-detei-5-6-let-v-detskom-sadu.html

·         https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html


 

·         Скачано с www.znanio.ru

МБДОУ детский сад 38 «Успех»

МБДОУ детский сад 38 «Успех»

Самообразование на тему: «Русский хоровод» в 1 подготовительной группе на 2022-2023учебный год

Самообразование на тему: «Русский хоровод» в 1 подготовительной группе на 2022-2023учебный год

Хоровод – Древнейший вид народного танцевального искусства, сочетает хореография с драматическим действием

Хоровод – Древнейший вид народного танцевального искусства, сочетает хореография с драматическим действием

Дети осознанно выполняют движения

Дети осознанно выполняют движения

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра

Перспективный план самообразования по развитию патриотизма и знакомства с русским народным танцем-хороводом и хороводными играми в 1 подготовительной работе на 2022-2023 учебный год

Перспективный план самообразования по развитию патриотизма и знакомства с русским народным танцем-хороводом и хороводными играми в 1 подготовительной работе на 2022-2023 учебный год

Март Подбор потешек, закличек весны,

Март Подбор потешек, закличек весны,

Картотека хороводных игр для детей 5–7 лет

Картотека хороводных игр для детей 5–7 лет

Водить хоровод вокруг новогодней ёлки

Водить хоровод вокруг новогодней ёлки

Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

А макушка зелена, зелена. Летом-то мохнатенька,

А макушка зелена, зелена. Летом-то мохнатенька,

Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода

Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода

Потом отдыхал вот так… Становятся сложив руки крест-накрест

Потом отдыхал вот так… Становятся сложив руки крест-накрест

Заинька, причешись, Серенький, причешись

Заинька, причешись, Серенький, причешись

Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах

Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах

Затем меняют ведущего игра продолжается

Затем меняют ведущего игра продолжается

В хороводной игре «Как у наших у ворот» цепочка участников проходит через воротца, образованные ведущими · «Круг» бывает единичный

В хороводной игре «Как у наших у ворот» цепочка участников проходит через воротца, образованные ведущими · «Круг» бывает единичный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022