Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.05.2017
В современных условиях необходим такой педагог, который успешно и продуктивно сотрудничал с участниками педагогического процесса, владел современными образовательными технологиями, способен был оперативно реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях.Чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться профессиональное становление личности, профессиональное становление педагога.
Методич работа- всё о ней 16.doc
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО «Центр «Луч»
Современные реформы российской образовательной системы
принципиально изменили статус и функции учреждений
дополнительного образования. В связи с этим выдвигаются
повышенные требования к методической службе. Методическая работа –
один из главных элементов деятельности дополнительного образования.
Главной целью методической работы является оказание практической
помощи педагогам, в повышении их педагогического мастерства, развитии
личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на
активное освоение новых эффективных учебновоспитательных технологий и
повышение качества образования. Чтобы методическая работа с педагогами
была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный,
планомерный и проблемноориентированный характер, а также строиться на
диагностико аналитической основе с учетом особенностей развития Центра
«Луч», социального заказа вышестоящих организаций и всех участников
учебновоспитательного процесса.
Методически обеспечить какойлибо вид деятельности – это означает
вовремя прийти на помощь педагогу, реализующего этот вид деятельности,
методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные
ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением
педагогической,
образовательной
деятельности.
методической,
воспитательной, ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Профессиональная компетентность формируется во взаимосвязи с
социальными установками специалиста.
Компетентность методиста
выражается в его способности к анализу и решению проблем в контексте
конкретных ситуаций профессиональной деятельности. Ее развитие
опирается, прежде всего, на рефлексивность и мотивационные основы
саморазвития, объединяя в себе рациональные и творческие начала
педагогической деятельности.
Таким образом, развитие профессиональной компетентности
методиста – это непрерывный процесс его профессиональной деятельности,
так как видоизменяющиеся условия развития образования ставят перед
методистом новые проблемы, разрешение которых требует иного характера
компетентности. Развитие профессиональной компетентности во многом
обеспечивается реализацией функциональных умений методиста и
обеспечивается реализацией аналитических и информационных,
конструктивных и коммуникативных, исследовательских, проектировочных и
внедренческих функций методической работы, где особое значение
приобретают следующие методы исследования:
эмпирические:
1. частные методы (изучение литературы, документов, тестирование);
2. комплексные и общие методы (мониторинг, эксперимент, обобщение
педагогического опыта).
теоретические: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия,
моделирование.
Для развития профкомпетентности методиста наиболее адекватны такие
методы, как:
репродуктивный;
частичнопоисковый;
исследовательский;
объяснительноиллюстративный;
программированный;
эвристический;
проблемный и модельный; КАРТА САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕТОДИСТА
Умение анализировать педагогическую деятельность.
Умение планировать деятельность (на месяц, год).
Умение проводить исследовательскую работу.
Умение оказывать консультативную помощь.
Умение систематизировать и обобщать информационные,
методические, дидактические материалы
Умение разрабатывать и оформлять методическую продукцию
Знание форм, методов, средств культурнодосуговой
деятельности
Знание содержания и принципов организации, видов и форм
методического обеспечения образовательного процесса в УДО
Ориентация методиста на постоянное саморазвитие.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование
методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогов.
Методическая помощь осуществляется различными средствами:
консультированием,
обеспечением.
методическим руководством,
методическим
Тематическая консультация
рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы.
позволяет глубоко,
разносторонне
Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и
вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут
включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к
тематической консультации методист подбирает наглядные пособия,
методический материал. Текущая консультация
вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной
проводится систематически по различным
деятельности.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами, а также
при освоении результативного педагогического опыта.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом
совместно с педагогами перспективных и конкретных целей совместной
творческой деятельности, намечают этапы и порядок организации
образовательной деятельности, разрабатывают критерии и показатели
результативности образовательной и творческой деятельности, отслеживает
программы и планы работ, анализирует их выполнение.
Методическое обучение – это участие методиста в работе методических
проблемных семинаров,
объединений,
дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического фестиваля.
педагогических мастерских,
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно
реализуются в следующих формах методической деятельности:
1. теоретические семинары (доклады, сообщения);
2. семинарыпрактикумы;
3. диспуты, дискуссии («круглый стол», диалогспор, дебаты, форум и др.);
4. «деловые игры», ролевые игры, занятияимитации, занятияпанорамы;
5. лектории ученых, психологов, социологов, логопедов;
6. обсуждение современных новейших методик, технологий;
7. обсуждение отдельных открытых занятий, мероприятий;
8. обсуждение методов диагностики детей;
9. разнообразные выставки, отчеты по самообразованию; 10. конкурсы «Лучший методист УДО», «Лучший педагог».
ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДИСТА НА МЕСЯЦ
1. Сценарная деятельность.
2. Тематическое консультирование педагогов.
3. Оказание практической помощи педагогам, методистам.
4. Организационная деятельность (подготовка мероприятия)
5. Анализ, самоанализ мероприятий.
6.
Информационноаналитическая деятельность (изучение научно
педагогической и методической литературы, разработка методических
рекомендаций, оформление методического уголка, подготовка выступления
на педсовет, методическое объединение, совещание – по плану работы на год
или по необходимости).
7. Самообразование.
8. Рефлексия выполнения плана работы за месяц.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МБУ ДО «Центр «Луч»
Документация:
1. «Методические рекомендации».
2 «Планирование, анализ деятельности».
3 «Подготовка мероприятий» (планы, сметы, положения).
4 «Банк сценариев». 5 «Выступления, информационные сообщения».
6 «Диагностика и прогнозирование».
7. «Самообразование».
8. Тетрадь «Методические консультации»
ФУНКЦИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЦЕНТРА «ЛУЧ»
реализуется через:
1. анализ деятельности за год;
2. накопление материалов в тематические папки, банк сценариев;
3 тетрадь отзывов;
4 обсуждение на планерках методистов, худсовете;
5 посещение мероприятий, анализ, выступление на совещаниях, МО и т. д.;
7 пополнение и сохранение фотовидео архива;
Примерный перечень рабочей документации методиста:
Перечень документов регламентирующих и фиксирующих работу методиста
учреждения дополнительного образования определяется, в первую очередь
исходя из функций, которые выполняет методист, его должностных
обязанностей, его направления деятельности, специфики учреждения,
требований администрации. 1. Анализ работы за предыдущий учебный год.
2. План работы на год.
3. План сетка на каждый месяц.
4. Журнал учета консультаций.
5. Положения о конкурсах, смотрах и др.
6. Банк методических материалов.
7. Аналитические материалы текущего и итогового характера (анализы
семинаров, конкурсов, справки и т.д.)
8. Тематические папки. Примерная схема анализа деятельности методиста
Анализ работы составляется методистом ежегодно по окончанию учебного
года. Схема анализа может быть произвольной. Но она обязательно должна
отражать все аспекты и особенности работы методиста. Анализ работы это
непросто констатация фактов проделанной работы, а анализ с позиции
Что было сделано? Как было сделано? Что удалось? Что не удалось?
Причины.
Анализ деятельность методиста направлена на изучение фактического
состояния методической деятельности и обоснованности применения
способов, средств воздействия на достижения целей, на объективную оценку
полученных результатов.
Примерная схема анализа методиста
1. Характеристика потенциала педагогов (всего педагогов по стажу
работы, по образованию, по категории)
Статистические данные приводятся в сравнении с прошлым учебным годом.
Анализ статистических данных делается с указанием причин увеличения или
снижения данных.
2. Структура, направление методической работы (по каким блокам,
направлениям). Расшифровка по этим направлениям.
3. Цели и задачи, которые ставились в прошедшем учебном году:
обоснованность их выбора, их направленность на достижение целей и задач
учреждения. Решают ли они проблемы, выявленные в результате диагностики,
анализа; соблюдается ли преемственность в постановке задач;
реалистичность;
4. Диагностика и ее анализ
какие диагностические процедуры были проведены, их результаты,
вывод; какие статистические показатели собраны, их анализ, вывод.
5. Организационнометодическое обеспечение учебновоспитательного
процесса.
организация работы МО (по каким профилям, кто руководитель, темы
МО, сколько педагогов посещало, краткий анализ, вывод);
работа творческих групп (количество участников, проблема (тема),
над которой суть содержания работы, принцип, результат работы;
образовательные семинары (темы, периодичность, методика
организации, итог, вывод);
изучение и обобщение опыта (чей, когда, в какой форме получен
результат, где печатался, распространялся, внедрялся, представлялся);
организация методических или индивидуальных выставок педагогов;
характеристика образовательных программ (сколько и каких,
достоинства, недостатки, вывод);
посещение занятия педагогов (сколько, цель, результаты, выводы);
анализ уровня преподавания;
анализ дидактического и методического материала педагогов;
консультации (сколько, какие категории чаще всего обращались, какие
чаще всего темы обсуждались, вывод);
разработка положений, памяток (сколько, каких, для кого, для чего,
содержание). 6. Повышение квалификации педагогических кадров в текущем учебном
году:
общая оценка методического уровня педагогов;
проведение открытых занятий (какие формы, качество, цель);
работа педагогов по самообразованию;
аттестация педагогов (сколько, что было сделано в рамках аттестации
компании, какие проблемы выявились, сколько на следующий год);
оценка работы методиста педагогами;
применение новых форм, методов;
проведение различного рода конкурсов: профессионального мастерства,
дидактических материалов, другое;
курсовая переподготовка (где, тема, когда, сколько человек);
разработаны карты личностного роста (у кого, суть, вывод, результат);
7. Информационное обеспечение:
анализ и состояние методического фонда, картотек (количество единиц,
направление, разделы);
организация информационных выставок, обзоров (темы, сколько);
работа постоянно действующего информационного стенда (содержание,
тематика);
отражение работы в СМИ (сколько раз, где, когда);
8. Издательская деятельность: разработка и издание методической продукции (сколько, название, виды
продукции, все перечислить);
выпуск листовок, буклетов, газеты (цель, суть, периодичность);
печатание в СМИ;
результативность участия в методических выставках методической
продукции различного уровня;
9. Инновационная работа: виды, формы, результаты;
10. Состояние материальнотехнической базы:
название и количество оборудованных кабинетов;
техническая оснащенность
11. Общие выводы и предложения
достигнута ли поставленная цель и задачи;
какую работу и в каком направлении продолжить;
недостатки в работе, причины;
какие формы работы были неэффективны;
на что следует обратить внимание в следующем учебном году;
над какими проблемами необходимо работать в дальнейшем. Виды и формы планов
Перспективный, проблемнотематический план
Составляется на 35 лет. Представляет собой поименное распределение тем и
заданий между членами педагогического коллектива, отражает последовательность
их выполнения по годам, определение формы и способа представления результата.
Это план соответствует общей программе развития учреждения и обеспечивает
преемственность, системность в работе.
Оперативный план
Календарный, месячный, недельный, планы конкретных мероприятий. Этот план
имеет более конкретные цели, узкие сроки.
Цели, задачи
Мероприятие
Сроки
Ответственный
Календарнотематический.
перспективного плана и оформляется по разделам по следующей форме:
Составляется на год на основании либо
Направления деятельности
Формы,
методы
Сроки
Ответственный Примечание 1. Диагностикоаналитическая
работа
2. Организационнометодическая
работа
3. Работа в социуме
4. Издательская деятельность
Примерное содержание методической работы по направлениям
деятельности методиста.
1. Диагностикоаналитическая деятельность:
Сбор статистических показателей по учреждению
по кадрам
по воспитанникам
по программам.
диагностика мотивационных потребностей воспитанников.
диагностика педагогов (мотивация, проф. уровня, затруднения и т.д.)
диагностика качеств воспитанников
2. Организационнометодическая работа:
МО, творческие группы, МС, школа молодого специалиста
разработка положения
разработка тем консультаций, выступлений (каких, когда)
обобщение опыта работы (тема, кого, срок)
семинары (темы)
разработка рекомендаций, методик (темы, какие)
рецензирование и корректировка программ
создание банка данных
консультирование (темы прилагаются)
информационная деятельность
конкурсы методических материалов, программ
3. Работа с кадрами:
организация наставничества
организация взаимопосещений, посещение занятий
открытые занятия (темы, Ф.И.О. руководителя)
организация конкурса «Лучший руководитель объединения»
подбор содержания конкурсов
4.Организация аттестации:
разработка требований к педагогам, проходящим аттестацию
подготовка педагогов к открытым занятиям
оформление необходимой документации
5. Работа в социуме:
работа с родителями (форма, тема, сроки, ответственные)
сотрудничество со школами (форма, тема, сроки, ответственные)
взаимодействие с др. структурами, организациями, учреждениями
6. Издательская деятельность:
издание методических рекомендаций (тема, сроки)
издание буклетов (название, сроки)
издание газеты (название, периодичность)
издание из опыта работы (тема, кого, когда)
Примерная форма журнала учета консультаций Тема консультации
Ф.И.О.
консультируемого
Подпись
консультируемого
Подпись
консультанта
Примечение
№
п\п
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.