Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
03.09.2019
Это отчет по самообразованию на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры". Благодаря осуществлению данной работы дети в течении года будут знакомится с русскими народными традициями и праздниками (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха). В группе, при поддержке родителей, были оформлены выставки "За самоваром", "Светлая Пасха".
Самообразование 2017-2018 Приобщение детей к истокам русской народной культуры.docx
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
План работы по
самообразованию
20172018
«Приобщение дошкольников к истокам русской
народной культуры»
Грумеза Е.М., воспитатель
Разработала:
Москва 2017 год
Актуальность
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
……………………………..
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей…
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
М. Лисянский Я считаю, что приобщение детей к истокам русской народной культуры –
актуальная проблема в условиях современной России. На протяжении 25 лет нас
планомерно уводили от нашей национальной культуры,
традиций,
самоидентичности. Каков результат? В современном мире «в тренде» всё
европейское, заграничное. Посмотрите какие мультики смотрят наши дети, в какие
игрушки играют. Мы считаем необходимым отпраздновать Хэллоуин, День всех
влюбленных и ещё десятки непонятных и навязанных нам праздников. А между тем
Россия славится своей богатой историей, в которой происходили радостные и
трагические события. Главным способом объединения людей на протяжении
многих веков служили традиции, зародившиеся еще в Древней Руси. Наша страна
стала домом для ста девяноста народностей и крайне важно сохранить культурное
наследие нации в чистом виде.
Поэтому наиболее актуальным становится приобщать детей к истокам русской
народной культуры. Формирование у дошкольников представлений о истории
русской народной культуры, поможет нам воспитать чувства патриотизма, любви к
своей Родине, чувства гордости за свою нацию, за прошлое своего народа,
уважения к своей семье!
А у детского сада в этом процессе своя важная роль. И эта роль по ценности и
глубине сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению
самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо,
занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле
общечеловеческого развития.
Наша основная цель как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной
земле, уважение к традициям и обычаям нашего народа, заложить важнейшие
черты русского национального характера: порядочность, совестливость,
способность к состраданию!
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности,
теоретического уровня по данной теме.
Формирование у детей дошкольного возраста общечеловеческих
нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной
культуры.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно
методической и художественной литературы по теме самообразования.
2. Изучить опыт других педагоговспециалистов в данной области (посещение
открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах). 3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.
4. Разработать проект «Сказочнобылинный жанр как средство духовно
нравственного воспитания дошкольников».
5. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев
праздников, досугов) по теме самообразования.
6. Составить картотеку народных игр, считалок, пословиц.
7. Оформить в группе выставки: «За самоваром», «Светлая Пасха».
8. Оформить мини – музей «Русская сказка в живописи».
9. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Формы и методы работы:
1. Непосредственнообразовательная деятельность.
2. Беседы.
3. Дидактические игры.
4. Игрызабавы, подвижные, хороводные игры, игрыдраматизации.
5. Чтение художественной литературы.
6. Слушание народной музыки.
7. Рассматривание иллюстраций, картин.
8. Продуктивная деятельность.
9. Оформление выставок работ народных мастеров, детского творчества.
Перспективнотематический образовательный план
Месяц
НОД
НОД
матрешка».
«Русская
НОЯБРЬ
Совместная
Самостоятельная
деятельность
Дидактическая
игра
«Путешествие
матрёшек».
Загадки
матрёшку.
про
Беседа «Зимние
игры и забавы».
Разучивание
скороговорки.
«Купили Егорке
Взаимодействия
с родителями
Консультации:
«Роль родителей
в возрождении
русских
традиций»,
«Устное
народное
творчество как
выразительное
средство
в
речевом развитии
детей».
Помощь
подготовке
Новому году.
в
к для
Салазки
горки.
Всю зиму Егорка
Катайся
на
горке».
Разучивание
потешки «Уж ты,
зимушка зима».
игра
С/Р
«Празднуем
Рождество».
Разучивание
скороговорки.
«Сани – сани
Едут сами!
Через горы и леса
Едут сани
чудеса».
ДЕКАБРЬ
Беседа «Что такое
Новый год?».
ЯНВАРЬ
НОД «Рождество
Христово».
Проведение
«Масленица».
развлечения
Создание выставки в группе «За
самоваром».
ФЕВРАЛЬ
Беседа «Что за
праздник –
Масленица».
Беседа «Почему
масленица
называется
масленицей».
Рассматривание
картины
Кустодиева
«Масленица».
Разучивание
стихов и закличек
про Масленицу.
С/Р игра
«Празднуем
Масленицу».
Д/И «Продолжи
пословицу».
Заучивание
колядок и стихов
к празднику.
в
Участие
конкурсе
детских поделок
«Мастерская
Деда Мороза».
Консультация
для родителей:
«Что можно
рассказать детям
о Рождестве».
в
Участие
подготовке
развлечения
«Масленица».
в
Помощь
родителей
организации
выставки «За
самоваром».
Консультация
«Русский
самовар
чаепитие
Руси».
и
на Беседа «Русские
народные игры
забавы».
Беседа
мчится
удалая».
«Вот
тройка
с
Знакомство
народными
играми: «Ручеек»,
«Звонарь», «Кто в
домике живет»,
«Плетень».
Играхоровод
«Веснянка».
Рассматривание
картины
Соловьева
«Тройка».
Создание минимузея «Русская сказка
в живописи».
МАРТ
Беседа «Что такое
былина?»
в
Экскурсия
минимузей
НОД «Кто такие
богатыри».
Беседа «Одежда
богатырей».
Беседа «Как звали
богатырей и с кем
они сражались».
игра
Прослушивание
звучания гуслей.
С/Р
«Богатыри
защищают землю
матушку».
Рассматривание
картины
Васнецова
«Богатыри».
С/Р игра «Три
богатыря».
Д/И
богатыря».
П/И «Перетяни
богатыря.
С/Р игра «Илья
Муромец
и
Соловей
разбойник».
Д/И
богатыря
поход».
П/И
«Собери
в
«Забрось
«Одень
Помощь
родителей
в
создании мини
музея «Русская
сказка
в
живописи».
Консультация
для родителей:
«Роль семьи в
духовно
нравственном
воспитании детей
дошкольного
возраста». Экскурсия в зал
минимузея
НОД «Какая она
–
Царевна
лягушка».
Беседа по картине
Врубеля «Царевна
Лебедь».
НОД Беседа о
персонаже Баба
Яга, её чертах
характера, образе.
палицу в логово».
Рассматривание
картины
Васнецова
«Царевна
лягушка».
С/Р
«Царевна
лягушка».
Рассматривание
картины Врубеля
«Царевна
Лебедь».
игра
Рассматривание
картины Билибина
«БабаЯга».
С/Р игра «Баба
Яга – костяная
нога».
Учить
передавать сказ
ные образы.
Д/И
«Назови
сказки, где есть
«БабаЯга».
Оформление выставки «Светлая
Пасха» (детские поделки и пасхальные
атрибуты).
АПРЕЛЬ
НОД «Светлая
Пасха».
Л.
Рассматривание
картины
Архипова
«Пасхальная
ночь».
Знакомство
пасхальными
играми: «Чоканье
«Катание
яиц»,
яиц»,
«Найди
яйцо».
С/Р игра «Дом» (в
с
Участие в
конкурсе
детских поделок
«Светлая
Пасха».
Консультация
для родителей:
«Сказка в жизни
ребёнка».
«Как правильно
читать сказку». чистый четверг
готовим дом к
празднику Пасхи).
Повторение
закличек, песенок
о временах года.
Консультация
для родителей:
«Сказочно
былинный жанр в
изобразительном
искусстве».
«Времена года».
Рассказ о временах
года с
использованием
соответствующих
загадок.
«Волшебная
палочка».
Узнавание
знакомых сказок по
отрывкам из них,
иллюстрациям,
предметам.
Прощание с мини
музеем «Русская
сказка
в
живописи».
Заключительная
беседа о сказочной
живописи.
МАЙ
Работа над темой профессионального самообразования поможет решить
следующие задачи:
1. Познакомить детей с народными праздниками, традициями, обычаями.
2. Познакомить детей с русским фольклором: потешками, прибаутками,
частушками, сказками, былинами, пословицами.
3. Познакомить детей с народными играми и забавами.
4. Познакомить детей со сказочной живописью, связанной с фольклором,
средствах ее выразительности.
5. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
6. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании
детей и повысить их педагогическую компетентность. ЛИТЕРАТУРА
1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с
русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. – 2е изд.,
испр. – СПб.: 2009.
2. Боголюбская М.К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду
М.: Просвещение, 1970.
3. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и
обучения в детском саду // Москва. Мозаика Синтез. 2005
4. Виноградов Г.С. Детский фольклор. Из истории русской фольклористики. –
Л., 1978.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
6. Званцова М.Е., Носова Т.Д. Русь святая, православная, богатырская
(Народное творчество в детском саду): Учебно методическое пособие.
Благовещенск: Издво БГПУ, 2005.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
культуры: Парциальная программа. Учебнометод. пособие, 2е изд.,
перераб. и доп. СПб.: 2008.
8. Курочкина Н.А. Знакомим детей с живописью. Сказочнобылинный жанр:
учебнонаглядное пособие. СПб.; 2017
9. Курочкина Н.А. Знакомим детей с живописью. Пейзаж. Средний
дошкольный возраст (45 лет): учебнонаглядное пособие. СПб.: 2017.
10.Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 47 лет
на основе проектноисследовательской деятельности. Волгоград.: 2016.
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Самообразование на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (средняя группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.