Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства
Оценка 4.8

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства

Оценка 4.8
docx
02.07.2024
Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства
Самообразование педагога..docx

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений

повышения педагогического мастерства

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высо­кие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Модернизации образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятель­ности. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Поэтому самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности каждого современного педагога.

Хотелось отметить, что самообразование признается в настоящее время ведущей ценностью образования.

Под самообразованием следует понимать непрерывную, систематическую, специально организованную познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. 

Цель самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:  
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства учителей;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие инновационных процессов.

Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Определим мотивы, потребности, побуждающие учителя к самообразованию:
      - необходимость поиска и анализа информации. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. 
      - желание творчества. Учитель - профессия творческая. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. 
      - соответствие современным требованиям. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека. 
      - конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки. 
      - общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем! 
      - материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

- интерес к делу. Учится просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования. 

"По каким направлениям деятельности учителю необходимо совершенствоваться и заниматься самообразованием?" 

       Основные направления самообразования учителя

  • профессиональное (предмет преподавания);      
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);      
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);      
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);      
  • правовое;      
  • эстетическое (гуманитарное);      
  • историческое;   
  • иностранные языки
  • политическое;      
  • информационно-коммуникативные технологии;      
  • охрана здоровья;      
  • интересы и хобби. 

Креативный учитель должен дополнить этот список собственными направлениями.  

Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников

Источники самообразования

  • телевидение
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), газета, журналы;    
  • Интернет;      
  • Видео, аудио информация на различных носителях;
  • семинары, конференции, тренинги;      
  • мастер - классы;      
  • мероприятия по обмену опытом;      
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;      
  • курсы повышения квалификации;      
  • путешествия.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, творческих групп; проведения семинаров, практикумов, педагогических чтений, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Формы индивидуальной работы:

1. научно-исследовательская работа по определенной проблеме;

2. посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

3. формирование портфолио

4. участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

5. посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

6. теоретическая разработка и практическая апробация разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

7.осмысление передового опыта и обобщение собственной практической деятельности

8. работа с электронными ресурсами

Общение в сетевых педагогических сообществах (новая форма организации самообразования учителей)

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

• освоение информационных концепций, знаний и навыков;

• наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

• обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

• методическая помощь является персональной и адресной;

• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Организация самообразовательной деятельности педагога

      Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

Составляющие процесса самообразования педагога:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.      
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.      
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.      
  • Совершенствовать свои знания в области классической, современной, коррекционной психологии и педагогики.      
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.      
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.       

  • систематический просмотр определённых телепередач;      
  • чтение методической, коррекционной, педагогической и предметной литературы;      
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, коррекционной педагогике, психологии, педагогических технологиях;      
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;      
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;      
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;      
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;      
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;      
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;      
  • изучение информационно-компьютерных технологий;      
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;      
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Эти виды деятельности напрямую или косвенно способствуют профессиональному росту учителя.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

1. Выбор направления и темы самообразования

Тема самообразования формируется, исходя:

- из методической темы школы (одна из годовых задач МО),

- из затруднений (проблемы) педагога в его учебной деятельности.

2. Установление этапов и сроков работы

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

Этапы

Содержание работы

Сроки

 I.Диагностический
 

 Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

 I год работы над темой.
 

 II.Прогностический
 

 Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.

 I год работы над темой.
 

 III. Практический
 

 Адаптация теоретического материала к классу, предмету.Апробация на практике выбранных материалов и методов (технологий).
Формирование методического комплекса.
Мониторинг (отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов, анкетирование)
Корректировка работы.

 II год; (III), (IV).
 

 IV. Обобщающий
 

 Систематизация материала по теме, обобщение.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.

 III год, (IV), (V).
 

 V. Внедренческий
 

 Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  Распространение.
 

 В ходе дальнейшей педагогической деятельности. 

Результаты самообразования

Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет каких либо достижений. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
— доклада,
— реферата,
— статьи в журнале,
— программы,
— дидактического материала,
— методических рекомендаций,
— научно-методической разработки.
Формы представления могут быть различны:
— выступления (отчет-презентация) на заседании МО, МС, РМО, педсовета;
— семинар;
— практикум;
— мастер — класс;
— открытое занятие.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство а, следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

 


 

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства

По каким направлениям деятельности учителю необходимо совершенствоваться и заниматься самообразованием?"

По каким направлениям деятельности учителю необходимо совершенствоваться и заниматься самообразованием?"

Формы индивидуальной работы: 1

Формы индивидуальной работы: 1

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

IV. Обобщающий Систематизация материала по теме, обобщение

IV. Обобщающий Систематизация материала по теме, обобщение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2024