Тема: "Развитие творческих и аналитических способностей на уроках
технологии методом проектов"
Аннотация:
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышение эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько «помогать школьнику учиться», направлять его познавательную деятельность. Способность к сотрудничеству - важное качество творческой личности. Климат доверия в коллективе, где каждый может предложить свои идеи и в диалоге выработать оригинальное решение – условие успешной работы учителя технологии. Сотрудничество в процессе творчества позволяет самореализоваться каждому и решению проблемы в целом. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод учебных проектов. Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Главная задача педагога — создать такую ситуацию, при которой ребенок захочет сделать что-то такое, что ему интересно. Необходимо обязательно учитывать то, чтобы развивалась творческая активность ученика, чтобы раскрывались его индивидуальные качества.
Наиболее успешным в своей деятельности для решения данной проблемы, считаю использование исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время. Именно исследовательская творческая работа создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности. Проектная методика основывается на личностно-ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности. Ведущие
положения проектной методики основаны:
- на учете особенностей личности учащихся;
- на изменении учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
Методическая тема, над которой я работаю последние 4 года - "Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии методом
проектов"
Цель:
создать условия для развития творческой активности учащихся в образовательном процессе на уроках технологии через использование групповых форм обучения, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в исследовательскую деятельность, повышение качества знаний учащихся по технологии.
Задачи:
- На основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта разработать педагогическую модель организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие их творческой активности.
- Разработать и апробировать систему педагогической деятельности по организации исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях.
- Способствовать распространению и презентации результатов творческой активности учащихся.
- Воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей.
Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.
Работа над опытом продолжалась в течение 4 лет.
Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 1-4 классах, внеклассную работу, участие в конкурсах.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Мультимедиа-презентации, видеоролики, использование мультимедиа оборудования на уроках, игровые и арт-технологии – всё это помогает пробуждать интерес к предмету и развивать творческие способности даже у слабых учеников. Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.
На своих уроках я стараюсь придерживаться основополагающих принципов обучения:
1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
2) принцип наглядности;
3) принцип научности;
4) принцип доступности и посильности;
5) принцип завершенности процесса обучения.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности. Из форм, продуктов проектной деятельности для учеников начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности, исследовательские работы, проекты.
Обучение я строю с опорой на пройденный материал. Развивая имеющиеся умения и навыки, учащиеся устанавливают связи между новыми и ранее приобретенными знаниями в области разных предметов. Это дает возможность максимального раскрытия потенциала. Такая деятельность позволяет проявить себя учащемуся индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат, стать уверенным в себе. И эти методы обучения очень интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общению в коллективе. Чтобы заинтересовать детей в работе стараюсь на практических занятиях рекомендовать детям разные изделия, чтобы ни одно изделие не повторялось. На практике убедилась, что ребятам это нравится, ведь творческая работа, над которой они трудятся больше нет ни у кого. Они все делают с интересом, энтузиазмом, вкладывая всю свою душу
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий. Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.
Из года в год мои ученики принимают активное участие во всевозможных конкурсах: городских, региональных, всероссийских и международных.
2021-2022 год - Всероссийский детский конкурс «Бабушке и дедушке с любовью»- 1 место.
2022-2023 год - Республиканская природоохранная акция «Экоёлочка 2022»-2 место.
2023-2024 год - Международный творческий конкурс «Космос зовёт!»- 1 место; Международный творческий конкурс «Новый год стучится в двери!»- 1 место и 1 место; Всероссийский конкур поделок из бросового материала «Планету нужно беречь!»- 1 место» Всероссийский детский конкурс поделок из конструктора «Я- изобретатель!»- 1 место; Всероссийский детский конкурс работ из пластилина «Животные Крайнего Севера»- 1 место.
Приоритетные направления в дальнейшей работе
1. Продолжение работы по теме» "Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии методом проектов" потому, что она актуальна, отвечает основным требованиям преподавания предметов эстетического направления.
2. Введение в образовательный процесс информационных технологий для создания условий формирования соответствующих компетенций и повышения качества проводимых занятий и их соответствия современным требованиям.
3. Развитие творческих, умственных и сенсорных способностей.
4. Продолжение проектной исследовательской деятельности.
5. Привлечение учеников к участию в творческих конкурсах и выставках.
Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска.
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников и формированию творческой личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.