Когда же начинает формироваться самооценка?
Самооценка – это здравое понимание своих возможностей и ограничений, своих сильных и слабых сторон
Первая закладка самооценки происходит в возрасте от двух до трех лет. Полуторагодовалый малыш пока не идентифицирует себя как отдельную личность, у него только формируется базовое доверие или недоверие к миру.
Но трехлетний карапуз уже осознает свою отдельность от мамы и папы, понимает, что он - личность, человек. Пока он не имеет собственных взглядов и образ себя формирует как отраженную самооценку. Кто же является тем зеркалом, в которое смотрится ребенок, познавая себя? В раннем возрасте — это семья и в первую очередь родители. И именно сейчас ребенок начинает очень внимательно наблюдать за тем, как к нему относятся родители, как они реагируют на те или иные поступки. Малыш очень чутко прислушивается к словам и интонациям, обращенным к нему. Наблюдая, ребенок делает выводы о том, какой он. И неправильная позиция родителей в этом возрасте и даже пустяковые ошибки (выражение нетерпения, легкого недовольства и т. д.) способны отразиться и на взрослой жизни ребенка.
Вот простой пример: ребенок только-только научился одеваться, застегивать пуговички, натягивать ботинки. Понятно, что делает он это медленно, неловко, а порой неправильно.
Чаще всего родители не ждут, когда малыш оденется самостоятельно, и начинают одевать его сами. Что испытывает при этом ребенок? Удивление. Что он думает? «Мне не доверяют, я делаю это дело плохо». В другой раз желания одеться самому у него может и не возникнуть. А зачем? «Мама или папа все равно все сделают, а я не умею». Родители совершают сразу две ошибки - подавляют самостоятельность и наносят удар по самооценке: «Я не умею, у меня не получается». Хотя разумнее было бы подбодрить, терпеливо выждать, когда все пуговички будут застегнуты, а ботинки натянуты.
Вот другой пример. Ребенок внимательно наблюдает не только за отношением родителей к себе, но и за их поведением в быту, в повседневной жизни. Мама стряпает блинчики, и они почему-то нещадно горят. Мама в сердцах выливает тесто, швыряет сковороду в раковину и с криком «Да чтобы я еще раз!» покидает кухню. Пустяковую неудачу мама воспринимает как крах, крушение, а ребенок это видит! И он может взять для себя следующую установку: «Да лучше и не начинать. А вдруг не получится?»
Самый главный страх детей дошкольного возраста - остаться без родителей, потерять их любовь. Именно мама и папа дарят ребенку чувство безопасности, без которого он не может нормально развиваться. Для малыша важно знать наверняка, что его любят, принимают таким, какой он есть. Поэтому дети изо всех сил стараются выглядеть перед родителями хорошими. И если у ребенка вдруг не получается, кроха уверен - родители его больше любить не будут. Такой вот парадокс детской психики. Именно по этой причине дети боятся, не любят рассказывать про некоторые события в детском саду - о собственных проделках или о том, что их кто-то обижал. Они боятся выглядеть некрасиво.
Часто, многие родители используют так называемый постоянный язык, который негативно влияет на детскую самооценку. «Вечно ты», «Ты опять», «Ты всегда». Знакомые выражения? Для вас это привычная формулировка речи, что-то вроде слов-паразитов, для ребенка - синонимы ужасной истины: «Меня не любят». Поэтому в общении с ребенком лучше использовать временный язык: «Сегодня не получилось, Ничего страшного», «Сейчас не вышло, но в другой раз обязательно получится». Нельзя, неправильно соотносить успешность совершенных ребенком поступков со своей любовью.
Итак, получается, что главную роль в формировании самооценки играют установки родителей. Установки— это своеобразное «скрытые послания» родителя ребенку, поучения. Сами родители могут не осознавать до конца глубинное содержание, которое заключено в их установке.
Эти установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Детское подсознание легко подхватывает неосторожную реплику и реализует впоследствии как постгипнотическое внушение.
«Какой ты все-таки плохой мальчик», – говорите вы нашкодившему сыну и не слышите ничего особенного в своих словах. Но повторите эту фразу раз, другой, и вы добьетесь-таки своего: ваш ребенок станет плохим!
Внушаемость – неотъемлемое свойство человеческого сознания, без которого невозможными стали бы процессы познания и обучения. Многократное повторение внедряемой идеи усиливает эффект внушения. Если ребенку повторять раз за разом: «Ну ты и болван! Ни черта-то тебе в башку не лезет!» – то внушение это будет усвоено и исполнено: тогда уж точно на образовании ребенка, независимо от его истинных способностей, можно ставить крест.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать его жизнь в сплошное уныние. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто нужно успокоить.
Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Как понять, занижена ли самооценка?
К сожалению, далеко не всегда родители понимают, что самооценка их сына или дочки занижена – очень часто подростки все свои переживания тщательно скрывают. А ведь для того чтобы помочь ребенку, необходимо сначала понять, существует ли сама проблема. Внимательным родителям и говорить ничего не нужно – они сами обо всем догадаются. Чтобы облегчить задачу, мы предлагаем вам ряд вопросов, которые помогут прояснить ситуацию. Чем на большее количество вопросов вы дадите положительный ответ, тем острее проблема.
1. Ваш ребенок крайне неохотно идет на контакт со сверстниками, опасаясь быть высмеянным?
2. Подросток достаточно тревожный и часто поддается панике?
3. Ребенок отказывается пробовать что-то новое для себя, потому что заранее уверен в неудаче?
4. Если у него получилось что-то сделать хорошо, ребенок считает, что это случайная удача?
5. Ваш ребенок зависит от мнения окружающих?
6. Есть у вашего ребенка пример для подражания среди сверстников?
7. Ребенок избегает пристального внимания на семейных праздниках?
8. Подросток отказывается участвовать в школьных мероприятиях?
9. Прогулке с друзьями ребенок предпочтет вечер в своей комнате?
10. Ребенок никогда или крайне редко и неохотно делится с вами своими успехами, мыслями, тревогами и переживаниями?
Конечно же, один – два положительных ответа могут быть случайным совпадением, поэтому тревогу поднимать рано – просто понаблюдайте за чадом. А вот если положительных ответов три и более – подростку требуется помощь взрослых. Причем если родители вовремя не отреагируют и не скорректируют ситуацию, появится необходимость в профессиональной помощи детского психолога.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
|
Сказав так: |
подумайте о последствиях |
и вовремя исправьтесь |
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". |
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. |
"Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!". |
"Горе ты моё!" |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
"Счастье ты моё, радость моя!" |
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. |
"Поплачь, будет легче…". |
"Не твоего ума дело!". |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. |
"А ты как думаешь?". |
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя |
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!". |
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!". |
"Не кричи так, оглохнешь!" |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!". |
"Неряха, грязнуля!". |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" |
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). |
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". |
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. |
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". |
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" |
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" |
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. |
"Давай немного оставим папе (маме) ит.д." |
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…". |
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
"Как ты мне нравишься!". |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
"Смелее, ты всё можешь сам!". |
"Всегда ты не вовремя подожди…". |
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. |
"Давай, я тебе помогу!" |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
"Держи себя в руках, уважай людей!". |
Естественно, список установок может быть значительно больше.
Конечно, Вы должны понимать, что одно - два высказывания не отложатся в голове ребенка. Но вот от слишком частого повторения некоторых высказываний у ребенка может сформироваться страх, обида, неуверенность и вырабатывается не слишком уж и хорошая жизненная позиция.
Методика «Сосуд»
Возьмите лист с изображение банки
Заполните банку 5-ю кругами примерно одинакового размера, так что бы они поместились внутри банки
В каждый круг впишите по 1 прилагательному, ответив на вопрос «Каким я хочу видеть своего ребенка во взрослой жизни?»
В пустых местах нарисуйте 5 кругов поменьше
Пусть у каждого круга будет свой маленький кружок. В маленьких кружках напишите качество, которое поможет стать вашему ребенку таким, как вы описали его в больших кругах. Можно добавить не одно, а 2-3 качества
Свободное место в банке занимает песок. Обозначьте точками песок, заполняя им пространство.
Ближайшее окружение |
Оценочные суждения |
Мама Папа Бабушка Брат Тетя и т.д |
Я горжусь тобой + Лентяй - Избалованный ребенок - |
МАК техника
«Как слово наше отзовется»
1. Оцените в % самооценку Вашего ребенка
2. ВО (портретная колода) выбрать образ своего ребенка
· Что изображено на картине?
· Как это про вашего ребенка?
· Какие эмоции возникают?
· Что бы хотелось поменять, добавить к карте? Обратите внимание на количество и характер изменений.
3. ВЗ (Мастер сказок) За что я уважаю своего ребенка
· Что изображено?
· Как это про ваше уважение к ребенку?
· Какие эмоции возникают при этом?
4. ВЗ (Эмоции и чувства) Что чувствует мой ребенок?
· Какие ассоциации возникают глядя на карту?
· Какие эмоции вашего ребенка здесь присутствуют?
5. ВЗ (Мастер сказок) За что я критикую моего ребенка?
· Что изображено?
· Как это про вашу критику к ребенку?
· Какие эмоции возникают при этом?
6. ВЗ (Эмоции и чувства) Что чувствует мой ребенок?
· Какие ассоциации возникают глядя на карту?
· Какие эмоции вашего ребенка здесь присутствуют?
7. ВЗ (Внутренняя опора) Что поможет мне формировать самооценку моего ребенка?
· Что изображено?
· Какие эмоции возникают глядя на карту?
· Какие ресурсы помогут вам?
· Как это может повлиять на ребенка?
Вывод: запишите три действия, которые Вам нужно сделать в ближайшее время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.