Саморазвитие и самообразование педагога в условиях реализации инклюзивного образования

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Саморазвитие и самообразование педагога.docx

Саморазвитие и самообразование педагога

в условиях реализации инклюзивного образования

Педагог дополнительного образования Жекотова Л.В.

Сегодня стратегическим направлением в модернизации образования является обеспечение познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, компетентностный подход к обучению, формирование личностных качеств, соответствующих определенным общественным и культурным ценностным установкам.

         На фоне этих изменений  стало возможным возникновение предпосылок для развития инклюзивного образования, основная идея которого в обеспечении равного доступа к образованию различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развитие общества, признающего «разных как равных».

Каждый человек нуждается в образовании, так как это единственная возможность для его саморазвития и самореализации, обеспечивающая взаимодействие с социумом. И сегодня оно требует создания такого  образовательного пространства, которое будет организовано с учётом всех индивидуальных особенностей обучающихся.

Ключевой фигурой, которой предстоит создавать и поддерживать инклюзивный процесс обучения является учитель. В связи с этим, к его профессиональной деятельности предъявляются особые требования.

Профессионализм современного педагога – это важная характеристика деятельности учителя в целом, и отдельных его действий в частности.  Предполагается, что учитель, как профессионал точно представляет стратегическую цель свой деятельности, ставит правильные задачи, владеет обширным спектром средств для решения этих задач. Кроме того, свои действия он осуществляет, руководствуясь профессионально-этическим кодексом и личной системой ценностей, рефлексируя и совершенствуя свои возможности.

Естественно, что профессионализм не приходит к человеку одновременно с получением диплома об образовании. Это результат кропотливого труда, вызывающего уважение «извне» и удовлетворение – «изнутри».

Одним из основных документов, определяющих требования к профессионализму учителя является Профессиональный стандарт педагога, который, по мнению разработчиков, должен дать ему новый импульс для развития. Сегодня учитель должен обладать достаточными компетенциями, чтобы решать следующие задачи:

·        работа с одаренными учащимися;

·        работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;

·        преподавание русского языка тем, для которых он не является родным;

·        работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

·        работа с девиантными социально запущенными обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении;

·        мониторинг качества обучения, соответствующий международным стандартам.

«…Профессиональный стандарт педагога включает перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории РФ и отражает его обобщенные трудовые функции, выполняя которые педагог будет должен:

­   владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты);

­   использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников (одаренных, с ОВЗ, тех, для которых русский язык не является родным, с девиантным поведением):

­   владеть  формами и методами воспитательной работы, использовать  их как на уроке, так и во внеклассной деятельности;

­   эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

­   ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

В соответствии с принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен:

­   уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

­   уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка);

­   уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Стандарт предъявляет требования к личностным качествам и профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления развивающей деятельности.  Вот некоторые из них: 

­   готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

­   наличие профессиональной  установки на оказание помощи любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают…»  

Одной из основных компетенцией учителя инклюзивного образования, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику его развития.

Важным этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является изменение профессиональных установок педагога, его инновационной деятельности и собственного развития.

Уже на первых этапах реализации инклюзивного образования остро встает проблема неготовности  учителей общеобразовательной школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток их профессиональных, психологических и методических компетенций для работы в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Особые опасения педагогов общеобразовательных школ связаны с пониманием собственного дефицита знаний в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов работы с детьми с нарушениями в развитии, основных принципов и терминов  инклюзивного  образования. Чаще всего учителя  не видят необходимости в знакомстве с ними, пока не возникает ситуация, когда  в обычной школе  появляется ребёнок с ОВЗ.

Специалисты, исследующие опыт реализации принципов инклюзии в образовании зарубежных стран утверждают, что степень успешности такой программы  во многом зависит от «универсальности» учителя. И речь, при этом,  не идет о предметных знаниях учителя. Имеются в виду общепедагогические компетенции и умения учителя, его способность «переживать опыт трансформации» в процессе освоения новых профессиональных навыков, изменение его установок в отношении учеников, требующих особого подхода в обучении.

Считаю, что новый тип профессионализма педагога современной школы заключается не только в умении воспринимать детей такими, какими они есть, но и в умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области знаний, в которой он  работает. В инклюзивной школе без рефлексивного, творческого отношения педагога к обучению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья практически невозможно обеспечить его качественное доступное образование. И сегодня, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к системе образования в целом и каждому учителю, осуществляющему свою педагогическую деятельность в условиях реализации программы инклюзивного образования в частности, необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный багаж. Чтобы оставаться в профессии, требуется непрерывный процесс саморазвития, который должен стать потребностью каждого современного учителя.