Самостоятельная работа как фактор развития познавательной активности на уроках иностранного языка
Оценка 4.8

Самостоятельная работа как фактор развития познавательной активности на уроках иностранного языка

Оценка 4.8
doc
30.04.2020
Самостоятельная работа как фактор развития познавательной активности на уроках иностранного языка
самост.раб.в иностр.яз..doc

               

 

 

 

 

 

 

 

 

   

       Самостоятельная работа как фактор развития познавательной

                   активности на уроках иностранного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Сегодня в обществе резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к поиску, к принятию нетрадиционных решений, к активной деятельности. У общества возникает потребность не только в знающих и умелых специалистах, но и в такой категории людей , которые способны самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Появилась необходимость в поисках новых методах, способных обеспечить воспитание творческих личностей.

     Современная педагогика все чаще обращается к учащемуся как субъекту учебной деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению.

    Требования Государственного образовательного стандарта предполагают психологическую перестройку педагога. Сегодня он должен быть не просто урокодателем, а творческой личностью – планировать и проводить учебные занятия так, чтобы помочь учащимся раскрыть свои индивидуальные способности и возможности. Подготовка квалификационного специалиста невозможна без реализации развивающего подхода в обучении. В основе этой концепции лежит идея работы педагога в зоне ближайшего развития обучения.

    Целью современной системы образования является создание условий для развития творческой индивидуальности учащегося. Цель эта может быть достигнута только с применением активных  форм обучения, которые включают также и организацию творческой самостоятельной работы.

    Сегодня много говорят о педагогических технологиях. Современные политическая и экономическая ситуации предъявляют повышенные требования к уровню знаний иностранного языка, а значит, к его преподаванию В связи с этим важное значение приобретают развитие мыслительной и познавательной активности на уроках, разработка эффективных приемов и методов овладения иностранным языком. Многие психологи, педагоги, методисты подчеркивают большую роль приемов проблемно-развивающего обучения именно для преподавания иностранных языков.

   В основе учебных занятий основным принципом развивающего обучения должна быть проблемность. Данный принцип предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности по передаче и усвоению системы понятий и способов мышления. Данная технология  основывается на системе заданий для самостоятельной работы, суть которых в решении определенной проблемы на разных этапах формирования умений.

   Повышение интереса к изучению иностранного языка и недостаточное количество учебного времени, отведенного существующими программами, образуют несоответствие между потребностью во владении иностранным языком и возможностью развить у учащегося соответствующие навыки.

  Одним из путей решения возникшей проблемы является развитие познавательной активности через самостоятельную работу на учебных занятиях и дома.

  Стандарт образования в значительной мере усилил роль самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа является важным фактором, обеспечивающим значительно большую эффективность процесса обучения. Это особенно важно в ситуации все более увеличивающегося потока информации. При подготовке заданий для самостоятельной работы необходимо четко сформулировать: содержание работы (что?), ее цели и задачи (зачем?), методику выполнения (как?).

  Важным фактором, определяющим качество самостоятельной работы, является дифференцированность задания, а также критерии оценки.  Самостоятельная работа вызывает у студентов, особенно студентов первых курсов, ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

   Выделяют три основных типа самостоятельной работы:

1.По методам и методическим приемам. Здесь можно использовать в зависимости от уровня обучаемости учащихся работу с учебником и другой литературой, чтение текстов и подготовку письменных вопросов, составление словаря терминов по тексту.

2.По дидактическим целям. Это контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля ( выполнение тестовых заданий, работа по индивидуальным карточкам, устные сообщения, выполнение творческих работ).

3. По уровню мыслительной деятельности. Учащиеся выполняют работы по образцу ( исполнительские) или самостоятельные ( перенос знаний и умений в измененные условия).

   В настоящее время преобладают две общепринятые формы самостоятельной работы:

- традиционная, т.е. выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории;

- аудиторная, т.е. проводимая под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

   Педагогическое мастерство преподавателя включает умение формировать у учащихся основные качества личности. В ходе самостоятельной работы студенты формируют у себя такие качества, как трудолюбие, организованность, инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.

   Необходимость выработки самостоятельных решений , активация мышления являются определяющими особенностями методов активного обучения, одной из форм которого можно с уверенностью считать работу с газетой. Работа с неадаптированными  текстами дает учащимся возможность учиться языку «по-настоящему», а преподаватель может творчески применить предлагаемый материал на занятиях разного типа с учетом индивидуальных особенностей  как отдельных учащихся, так и учебных групп в целом. Ценность газетных материалов еще в том, что они имеют не только познавательное , но и большое воспитательное значение.

     Развитию активной воспитательной деятельности способствует также и реализация на практике межпредметных связей. Интеграция в процессе преподавания иностранного языка обусловлена спецификой учебного заведения и требованиями подготовки специалистов определенного профиля.

Успех в обучении зависит не только от уровня сформированности умственных действий и навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и от развития мотивационной сферы учащегося, который не только должен уметь учиться, но и хотеть это делать, желать учиться. Положительное отношение к учебе и знаниям – важная составная успеха в обучении.

    Правильно организованная самостоятельная работа имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении, выступает важным фактором в развитии способности учиться, заниматься самообразованием, а значит, является как средством, так и целью обучения.

    Практика работы позволяет выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение студентами самостоятельной работы:

- мотивированность учебного задания;

- четкая постановка познавательных задач;

- алгоритм выполнения работы;

- критерии оценки;

- виды и формы контроля.

   Использование элементов развивающего обучения для организации самостоятельной работы, применение газетного материала, новых современных учебников, пособий, теснейшая взаимосвязь содержания уроков с современной жизнью в стране изучаемого языка в процессе преподавания иностранного языка позволяет учащимся овладеть знаниями легко, у них  развивается интерес к изучению языка и появляется чувство удовлетворения своей работой. Как результат – растет качество знаний.


Самостоятельная работа как фактор развития познавательной активности на уроках иностранного языка

Самостоятельная работа как фактор развития познавательной активности на уроках иностранного языка

Сегодня в обществе резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к поиску, к принятию нетрадиционных решений, к активной деятельности

Сегодня в обществе резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к поиску, к принятию нетрадиционных решений, к активной деятельности

В основе учебных занятий основным принципом развивающего обучения должна быть проблемность

В основе учебных занятий основным принципом развивающего обучения должна быть проблемность

По дидактическим целям. Это контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля ( выполнение тестовых заданий, работа по индивидуальным карточкам, устные сообщения, выполнение творческих…

По дидактическим целям. Это контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля ( выполнение тестовых заданий, работа по индивидуальным карточкам, устные сообщения, выполнение творческих…

Развитию активной воспитательной деятельности способствует также и реализация на практике межпредметных связей

Развитию активной воспитательной деятельности способствует также и реализация на практике межпредметных связей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020