Самостоятельная работа как фактор развития познавательной
активности на уроках иностранного языка
Сегодня в обществе резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к поиску, к принятию нетрадиционных решений, к активной деятельности. У общества возникает потребность не только в знающих и умелых специалистах, но и в такой категории людей , которые способны самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Появилась необходимость в поисках новых методах, способных обеспечить воспитание творческих личностей.
Современная педагогика все чаще обращается к учащемуся как субъекту учебной деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению.
Требования Государственного образовательного стандарта предполагают психологическую перестройку педагога. Сегодня он должен быть не просто урокодателем, а творческой личностью – планировать и проводить учебные занятия так, чтобы помочь учащимся раскрыть свои индивидуальные способности и возможности. Подготовка квалификационного специалиста невозможна без реализации развивающего подхода в обучении. В основе этой концепции лежит идея работы педагога в зоне ближайшего развития обучения.
Целью современной системы образования является создание условий для развития творческой индивидуальности учащегося. Цель эта может быть достигнута только с применением активных форм обучения, которые включают также и организацию творческой самостоятельной работы.
Сегодня много говорят о педагогических технологиях. Современные политическая и экономическая ситуации предъявляют повышенные требования к уровню знаний иностранного языка, а значит, к его преподаванию В связи с этим важное значение приобретают развитие мыслительной и познавательной активности на уроках, разработка эффективных приемов и методов овладения иностранным языком. Многие психологи, педагоги, методисты подчеркивают большую роль приемов проблемно-развивающего обучения именно для преподавания иностранных языков.
В основе учебных занятий основным принципом развивающего обучения должна быть проблемность. Данный принцип предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности по передаче и усвоению системы понятий и способов мышления. Данная технология основывается на системе заданий для самостоятельной работы, суть которых в решении определенной проблемы на разных этапах формирования умений.
Повышение интереса к изучению иностранного языка и недостаточное количество учебного времени, отведенного существующими программами, образуют несоответствие между потребностью во владении иностранным языком и возможностью развить у учащегося соответствующие навыки.
Одним из путей решения возникшей проблемы является развитие познавательной активности через самостоятельную работу на учебных занятиях и дома.
Стандарт образования в значительной мере усилил роль самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа является важным фактором, обеспечивающим значительно большую эффективность процесса обучения. Это особенно важно в ситуации все более увеличивающегося потока информации. При подготовке заданий для самостоятельной работы необходимо четко сформулировать: содержание работы (что?), ее цели и задачи (зачем?), методику выполнения (как?).
Важным фактором, определяющим качество самостоятельной работы, является дифференцированность задания, а также критерии оценки. Самостоятельная работа вызывает у студентов, особенно студентов первых курсов, ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.
Выделяют три основных типа самостоятельной работы:
1.По методам и методическим приемам. Здесь можно использовать в зависимости от уровня обучаемости учащихся работу с учебником и другой литературой, чтение текстов и подготовку письменных вопросов, составление словаря терминов по тексту.
2.По дидактическим целям. Это контрольные и проверочные работы для текущего и итогового контроля ( выполнение тестовых заданий, работа по индивидуальным карточкам, устные сообщения, выполнение творческих работ).
3. По уровню мыслительной деятельности. Учащиеся выполняют работы по образцу ( исполнительские) или самостоятельные ( перенос знаний и умений в измененные условия).
В настоящее время преобладают две общепринятые формы самостоятельной работы:
- традиционная, т.е. выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории;
- аудиторная, т.е. проводимая под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.
Педагогическое мастерство преподавателя включает умение формировать у учащихся основные качества личности. В ходе самостоятельной работы студенты формируют у себя такие качества, как трудолюбие, организованность, инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.
Необходимость выработки самостоятельных решений , активация мышления являются определяющими особенностями методов активного обучения, одной из форм которого можно с уверенностью считать работу с газетой. Работа с неадаптированными текстами дает учащимся возможность учиться языку «по-настоящему», а преподаватель может творчески применить предлагаемый материал на занятиях разного типа с учетом индивидуальных особенностей как отдельных учащихся, так и учебных групп в целом. Ценность газетных материалов еще в том, что они имеют не только познавательное , но и большое воспитательное значение.
Развитию активной воспитательной деятельности способствует также и реализация на практике межпредметных связей. Интеграция в процессе преподавания иностранного языка обусловлена спецификой учебного заведения и требованиями подготовки специалистов определенного профиля.
Успех в обучении зависит не только от уровня сформированности умственных действий и навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и от развития мотивационной сферы учащегося, который не только должен уметь учиться, но и хотеть это делать, желать учиться. Положительное отношение к учебе и знаниям – важная составная успеха в обучении.
Правильно организованная самостоятельная работа имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении, выступает важным фактором в развитии способности учиться, заниматься самообразованием, а значит, является как средством, так и целью обучения.
Практика работы позволяет выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение студентами самостоятельной работы:
- мотивированность учебного задания;
- четкая постановка познавательных задач;
- алгоритм выполнения работы;
- критерии оценки;
- виды и формы контроля.
Использование элементов развивающего обучения для организации самостоятельной работы, применение газетного материала, новых современных учебников, пособий, теснейшая взаимосвязь содержания уроков с современной жизнью в стране изучаемого языка в процессе преподавания иностранного языка позволяет учащимся овладеть знаниями легко, у них развивается интерес к изучению языка и появляется чувство удовлетворения своей работой. Как результат – растет качество знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.