Самостоятельная работа по русскому языку "Поэтическая судьба"

  • docx
  • 01.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 03.05.21. Русск. яз СМ. р.16 гр..docx

Число: 03.05.2021

Тема: работа с текстом

 

 

 

1.     Прочитайте внимательно текст, выполните задание.

 

   (1)  Поэтическая судьба, биография художника – это и есть решающая основа, главная почва  лирического творчества. (2)Есенин обладал такой богатой, сложной и по-своему цельной поэтической    судьбой, которой очень не хватало многим его образованным современникам. (3)  Но отчасти как раз поэтому Есенин в высшей степени владел тем знанием, которое живёт в самом человеке и воплощается в его поведении и, конечно, в его творчестве. (4)   С другой стороны, он имел достаточно знаний     интеллектуального характера, достаточно для создания той великой поэзии, которую он мог и должен был создать, выразив, по словам Горького, «неисчерпаемую печаль полей», «любовь ко всему живому в мире…». (5)Если бы ему были необходимы иные знания, он, без сомнения, ими бы овладел.                             

   (6) Есенин, по верному замечанию Пастернака, обладал тем «высшим моцартовским началом», той «моцартовской стихией», которая, пожалуй, и есть не что иное, как ярчайшее воплощение культуры. (7) Думать, что культура измеряется количеством интеллектуальных знаний, - значит волей-неволей приходить к выводу, что все Сальери мира – люди более высокой культуры, чем Моцарт… (8) Духовная культура способна оплодотворить поэзию лишь тогда, когда она не просто накопленная сумма идей, но когда она воплощена в самом жизненном поведении поэта.

                                                                                                                    (В.Кожинов)

1.Какое название в большей степени отражает содержание текста?

А)В чём суть духовной культуры?

Б) Роль интеллектуальных знаний.

 В) Основа лирического творчества.

Г)Тема природы в творчестве Есенина.

Ответ: В) Основа лирического творчества

2.     Какого имени собственного нет в тексте?

А) Есенин;  Б)  Пушкин;  В) Пастернак;  Г) Горький.

Ответ: Б) Пушкин

3.     Укажите слово, которое является «лишним» в ряду синонимов к прилагательному неисчерпаемый.

1)    Безграничный;  2) неистощимый;  3) неиссякаемый;  4) плодородный.

Ответ: 4) плодородный.

4.     В каком случае значение слова поневоле объясняется не с помощью фразеологизма?

А) рад не рад;  Б)  волей-неволей;  В)  хочешь не хочешь;  Г)  как ни крутись.

Ответ: Б) волей-неволей

 

5.     Какое из слов является ключевым в данном тексте?

1)    интеллект;  2) культура;  3) современник;  4) почва.

Ответ: 2) культура

6.     Какое имя собственное, употребляемое в тексте, выполняет роль символа?

А) Горький;  Б) Есенин;  В) Моцарт;  Г) Пастернак.

Ответ: В) Моцарт

7.     Определите стиль текста и тип речи.

А) художественный стиль, описание.  Б) научный стиль, повествование.

В) публицистический стиль, рассуждение.  Г) публицистический стиль, описание.

Ответ: В) публицистический стиль, рассуждение

8.     Выпишите из предложений 6-8 прилагательное, употреблённое в превосходной степени сравнения?

Ответ: ярчайшее

9.     В каком предложении нет вводного слова?

А)3;  Б) 5;  В) 6;  Г) 7.

Ответ: Г) 7

10. В каком сложном предложении два придаточных?

А) 2;  Б) 3;  В) 4;  Г) 7.

Ответ: Г) 7

11. Какие языковые средства помогают автору выразить не только мысли, но и чувства? Укажите не менее трёх средств.

1) оценочная лексика;  2) вводные слова;  3) сравнение;  4) эпитеты:  5) олицетворение;  6) риторическое обращение.

Ответ: 1, 2, 3, 4, 5

 

12.    Ответьте на вопрос «Разделяете ли вы позицию автора?». Свой ответ аргументируйте.   Напишите развёрнутый ответ на вопрос

 

Начните  ответ «  Я разделяю( не разделяю) позицию автора, что…….»   ( какая позиция- должны её написать, это и будет тезис вашего ответа)

Ответ:  Я разделяю позицию автора, что духовная культура - это не просто накопленная сумма знаний, а идеи, воплощенные в реальности жизненного поведения поэта. Человек, который знает всё только в теоретической части, никогда не сможет воплотить свои задумки в действительности  в полной мере. Он не имеет в своей практике решение таких проблем. Есть возможность, что человек найдет выход из  трудной ситуации, но при этом потратит все свои силы на преодоление трудностей, а не на  вклад в своё творчество. Также есть еще одно предположение, что без знаний человек не сможет в полной мере описать те события, которые происходят с ним в данный момент. Можно сделать вывод из этих аргументов: человек всегда должен иметь базовый запас знаний, с которым он “пойдет” на практику, где получит свой первый определенный опыт. В дальнейшем он воспользуется этой практикой и улучшит свои знания, при получении следующей практической части. И в итоге поэт превратит все свои идеи в реальность, при этом затратив малое количество своих сил, сберегая их для других целей.