(СРОП №1) Менеджмент как наука об управлении.
Чапаксин Иван 2 курс химия полияз
План:
1. Понятие управления в образовании.
2. Модель демократического управления образованием.
3. Принципы демократического управления образованием.
1. Понятие управления в образовании.
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.
В условиях формирующихся рыночных отношений профессиональные образовательные учреждения (ПОУ) получили большую самостоятельность, которая проявилась в передаче им части основных полномочий с верхних уровней управления. Они получили право осуществлять выбор типа учреждения, специализации образования с учетом спроса и предложения на образовательные услуги, отбор и формирование нового содержания образования, формирование новых организационных структур и механизмов управления; проводить опытно-экспериментальную работу по новым педагогическим технологиям обучения и воспитания. При этом в процессе развития и последующей аттестации стал возможным переход образовательного учреждения в новый статус – профессионального лицея, колледжа, центра непрерывного профессионального образования, интегрированного учебного комплекса.
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.
Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.
Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.
Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.
Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.
Субъектами управления
системой образования в данном случае выступают Министерство образования Республики Казахстан,
управления образования области или города, а также районные отделы
образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает
объектом внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.
2. Модель демократического управления образованием.
В 1940 г. в США комиссией по образовательной политике были
сформулированы следующие принципы демократического образования.
1.
Целью демократического образования является достойная жизнь людей.
2.
Демократическое образование обеспечивает равные образовательные возможности для
каждого индивида независимо от национальности, пола, социального положения,
экономического положения.
3.
Демократическое образование базируется на основных гражданских свободах и
проясняет их смысл обучающимся.
4.
Демократическое образование направлено на поддержание таких экономических,
политических и социальных условий, которые необходимы для свободного
существования людей.
5.
Демократическое образование гарантирует всем членам общества право участвовать
в определении образовательной политики.
6.
Демократическое образование использует демократические методы в классе, в
управлении, в организации свободной деятельности школьников31.
Американский педагог Уильям Килпатрик, отмечая,
что "демократия по существу своему есть жизнь, этическая жизнь",
указывал на необходимость "практически применять в школе принципы
демократии". Развивая эту идею, Стивен Керр, профессор педагогики
университета штата Вашингтон (Сиэтл, США), пишет: «Вопросы о том, что может
означать выражение "демократическое образование", и о том, как
реализовать демократические идеи в школьной практике, были важнейшими в дискуссиях
деятелей образования на Западе на продолжении ХХ века. В этих дискуссиях
появилось множество интересных идей и планов. Однако лишь в немногих школах
демократические модели и подходы не только изучались, но и жили… Правильная
практика демократии способствует становлению самосознания и рефлективности
будущих граждан, что позволяет им видеть общественные проблемы, представлять их
на общественное обсуждение. Освоение этого процесса становится сердцевиной
демократического образования, что делает его таким важным и необходимым для
нашего современного постоянно усложняющегося мира».
В июне 2003 г. на конференции Сообщества
демократий, посвященной демократическому образованию (Покантико, Нью-Йорк), был
принят Глобальный стратегический план развития демократического образования. В
этом документе была дана следующая характеристика демократического образования.
Что мы
понимаем под демократическим образованием. Любые
демократические общества, в особенности вновь возникшие демократии, будут
развиваться и процветать только с информированным и активным гражданским
обществом. Демократическое образование – это ключ к достижению этой цели.
Демократическое образование необходимо, чтобы обеспечить людей надежными возможностями
получать знания, навыки, вырабатывать отношения и демократические ценности,
которые дадут им способность действовать как гражданам и развивать способности
для эффективного и ответственного участия в своем обществе. Демократическое
образование должно также развивать уважение к правам человека и культурному
многообразию. Демократическое образование является существенным моментом для
защиты, поддержки и развития демократических достижений в обществах,
находящихся в период трансформации, а также оживить приверженность
демократическим ценностям в развитых демократиях.
Принципы
эффективного демократического образования. Эффективное демократическое образование включает в
себя:
-основы понимания и оценки того, как демократия
и её институты работают, и как это отличается от функционирования
недемократических правительств;
-понимание концепций "верховенства
права" и "прав человека", как они отражены в международных
договорах, конституциях и других документах;
-развитие общественной активности и чувства
разделенной ответственности всеми гражданами, особенно молодёжью;
-расширение навыков участия, которые дают
учащимся эффективно участвовать и адекватно реагировать на проблемы своего
общества;
-широкое использование интерактивных и
практико-ориентированных методов обучения, а также подхода, который ставит
учащегося в центр образовательного процесса;
-практикование культуры демократии и мира во
время самих учебных занятий, и в жизни школы в целом, а также во взаимодействии
школьного сообщества с обществом.
Основные выводы. Образование – это ключ к выживанию и
распространению демократии. Демократии требуются не только общественные
институты, но также активные граждане, которые обладают знаниями, умениями и
ценностями демократической жизни, без которых демократическая культура не будет
процветающей.
Демократическое образование должно быть
чувствительно к вопросам культуры, традиций и гендерных различий.
Демократическое образование является
существенным моментом для защиты, поддержки, объединения и развития
демократических достижений во всех странах, особенно в обществах в период
трансформации.
Демократическое образование должно быть
неотъемлемой частью образования каждого гражданина во всех странах, и должно
рассматриваться таким же существенным, как чтение, письмо, естественные науки и
математика.
3. Принципы демократического управления образованием.
Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей.
Общие принципы управления образовательными системами.
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций.
В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся:
- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;
- системность и целостность в управлении;
- рациональное сочетание централизации и децентрализации;
- единство единоначалия и коллегиальности;
- объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.
Демократизация и гуманизация управления образовательными системами.
Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в школьной жизни.
Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общественным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации школы.
Утверждение гуманистических ценностей в
современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности,
богатство ее духовного мира.
Гуманизация управления в образовании - это
общественность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.
Системность и целостность в управлении.
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления ими. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках.
Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.
Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для убеждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.
Единство единоначалия и коллегиальности в управлении.
Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие и коллегиальность в управлении — это проявление единства противоположностей.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.
Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.
Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.
В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы.
Основная литература:
1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. – Москва, 1999.
2. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – Москва, 1998.
3. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. – Москва, 1991.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.