Забывайте о своих собственных неприятностях.
Пытаясь дать немного счастья другим,
Вы в первую очередь поможете себе.
Д. Карнеги
1-я группа «Учитель - учитель».
К группе чувств, которыми руководствуются учителя в своих отношениях с коллегами по работе, прежде всего относятся:
солидарность,
коллективизм,
взаимопомощь,
взаимопонимание,
взаимоуважение,
взаимная требовательность,
ответственность,
взаимоконтроль.
Очень важны и такие качества, как честь и гордость. Учитель начинает дорожить тем доверием, которое ему оказано, и гордиться результатами своего труда.
1. Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно».
А. С. Макаренко «... авторитет проистекает только от ответственности».
Ответственность = авторитету!
Творческая атмосфера в коллективе - это деловые споры, педагогические дискуссии, борьба мнений. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Однако споры полезны, когда они принципиальны, иначе создают отрицательный эмоциональный климат, порождающий взаимные обиды.
В споре не преступи грани такта!
компоненты творческой атмосферы
"учитель - ученик"
Позицию «учитель - ученик» связывают тесные духовные узы. Хотелось бы чтобы они были достаточно прочными и день ото дня только укреплялись. Поэтому следует руководствоваться следующими рекомендациями:
Нельзя быть олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Нужно быть человеком, а если получится, то
человеком с большой буквы.
• Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми, добрым, но не
добреньким.
Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
Быть оптимистом.
Быть активным и инициативным.
« Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить ее снова будет гораздо труднее.
Рекомендации
учителю
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
2. Главное - не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха - она приносит хорошие результаты.
4. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
"УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛИ"
Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
Позиция учителя
Позиция учителя на уроке бывает 2 типов:
1. Учитель на пьедестале.
2. Учитель без пьедестала.
Учитель на пьедестале - такая позиция неоднородна.
Есть разные стили учительского поведения, так сказать, разные «пьедесталы», на которые взбирается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность.
Американский психолог Вирджиния Сатир предложила типологию стилей ведения урока (пьедесталы)
Учитель-начальник.
Его пьедестал - власть. От учеников он требует, прежде всего, послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это учитель, знающий скрытые пороки и тайные страхи своих учеников. Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою единственную «правильную» точку зрения.
Результаты такого стиля поведения - конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками.
Учитель - мученик.
Конечно, школьная жизнь очень сложна, здесь очень трудно вести уроки «без пьедестала» - это высокие требования, большое количество детей в школе, невоспитанность учеников.
Но все-таки нужно попробовать, постараться иметь с учениками партнерские отношения и оставаться учителем «без пьедестала».
«В человеке все должно быть прекрасно –
и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.