Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках математики
Оценка 4.8

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках математики

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
20.06.2017
Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство  воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках  математики
Учитель математики всегда должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения. Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Обучение математике призвано содействовать выработке представлений о предмете математики, ее сущности и специфике ее метода, расширению и обогащению жизненного опыта человека. Преподаватель математики находит богатую почву для воспитания у учащихся тех черт характера и развития тех навыков, которые обязательно будут необходимы им на протяжении всей жизни
Статьят Microsoft Office Word (2).docx
Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство  воспитания личных и коммуникативных способностей школьников. Степень   развитости   ученика   измеряется   и   оценивается   его   способностью самостоятельно   приобретать   новые   знания,   использовать   в   учебной   и   практической деятельности   уже   полученные   знания.   Обучение   не   может   считаться   правильно ориентированным  и не может протекать успешно, если  не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда. Самостоятельная  работа учащихся, т.е. их  работа в отсутствие  учителя  или без обращения к его помощи в течение какого­то времени, является важнейшей частью всей работы   по  изучению   математики.   Многие   вопросы   школьного   курса   математики   могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, но от учителя зависит   сделать   этот   процесс   более   успешным   –   научить   учащихся   самостоятельно приобретать знания, научить их учиться. Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником: ­ чтение текста вслух (про себя); ­ воспроизведение и обсуждение прочитанного материала; ­ разбиение прочитанного на смысловые части, выделение главного; ­   самостоятельное   составление   плана   прочитанного   для   использования   его   при подготовке к ответу; по учебнику. ­ работа с оглавлением и предметным указателем; ­ работа с рисунками и иллюстрациями; ­ работа над понятием, термином; ­ составление конспекта, схемы, таблицы графика на основе материала, изученного Как   правило,   почти   на   каждом   уроке   математики   проводятся   самостоятельные работы тренировочного характера. Для закрепления изученного, для его применения, для овладения необходимыми умениями и навыками. Они состоят обычно из типовых умений и задач, аналогичных тем, которые выполнялись с помощью учителя. Это могут быть также: самостоятельное воспроизведение известных учащимся выводов формул, доказательство теорем,   составление   таблиц,   составление   задач   и   упражнений,   организация   работы   над ошибками. Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования умений в любой самостоятельной деятельности. Во   всем   многообразии   ее   видов   самостоятельная   работа   учащихся   не   только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков,   но   и   служит   для   них   средством   воспитания   самостоятельности   как   черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи. Еще одной задачей воспитания личностных черт человека является воспитание у школьников умение правильно общаться между собой и с другими окружающими людьми, слышать их, грамотно и доходчиво доносить свою мысль. Любой учитель сталкивается с проблемой: как опросить каждого ученика по всему теоретическому   материалу?   Существующие   методы   опроса   (математический   диктант, уплотненный   опрос,   воспроизведение   опорных   сигналов,   магнитофонный   или   «тихий» опрос) не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов, либо наоборот. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило лаборатории математики НИИ ШОТСО АПН СССР разработать методику так называемых «Уроков общения». На таком уроке каждый ученик изучает материал вместе с соседом по парте. Ребята читают учебник, сами отвечают на вопросы, решают задачи, проверяя друг друга. Первые подготовившиеся   пары   опрашивает   учитель,   а   из   их   числа   он   назначает   помощников, которые участвуют в опросе остальных. Начинается урок общения с рассаживания учащихся таким образом, чтобы за одним столом   оказались   ученики   приблизительно   равные   по   своей   подготовке   и   по   скорости работы. Затем учитель сообщает, как будет организовано занятие, а также предъявляет (на доске   или   через   ТСО,   интерактивную   доску)   вопросы   по   изучаемому   материалу   и дополнительные задания. Инструкция для учеников о порядке действий на уроке примерно выглядит так: 1) Прочти заданный пункт учебника; 2) Подготовь ответы на вопросы, указанные на доске; 3) Помоги подготовиться своему соседу; 4) Ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на них, исправляя ошибки; 5) Сообщи учителю о готовности своей и соседа отвечать на вопросы; 6) Говори при этом очень тихо. Ученики приступают к работе. Учитель обходит класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь. Первые подготовившиеся ребята отвечают материал учителю. Учеников, хорошо ответивших материал, учитель назначает ассистентами и указывает, кого они будут опрашивать. При этом нежелательно, чтобы кто­ либо (учитель или ассистент) беседовал более чем с двумя парами учащихся за один урок. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также становятся ассистентами и опрашивают других учащихся по указанию учителя. Ответившие на двойку готовятся снова и пересдают материал тут же, на уроке или на дополнительном занятии. Ученики, освободившиеся от работы, выполняют дополнительные задания. Уроки взаимообучения по теоретическому материалу рекомендуется проводить с V­VI  классов, но не по всем пунктам учебника, а лишь по тем, которые представляют сравнительную   трудность   для   учащихся   из­за   принципиальной   новизны   или   большого объема. Начиная с VII класса, уроки общения целесообразно проводить по всему курсу. Для   уроков   общения,   проводимых   по   материалу   алгебры,   учителю   необходимо самому   составить   список   вопросов,   руководствуясь   следующим   соображением:   каждая теорема,   определение   или   правило   излагаемой   темы   должно   быть   включено   в   состав вопросов. Уроки общения по геометрии можно проводить по учебнику геометрии для VII­ XI  классов,   содержащему   все   необходимые   вопросы   по   теоретическому   материалу. Поэтому на уроках общения достаточно указать лишь номера этих вопросов. На первых порах учитель, применивший данный метод уроков общения, обязательно испытывает трудности: не успевали опросить весь класс, не могли добиться, чтобы все ученики сразу включались в работу, привыкнуть к рабочему шуму на уроке. Но, не смотря на   эти   трудности,   которые   постепенно   снижаются,   уроки   общения   очень   полезны:   они развивают   речь   школьников   (и   не   только   математическую),   приучают   их   работать   с учебником, воспитывают уважение к книге, к своим товарищам, помогают лучше усваивать прочитанное.

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках математики

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство  воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках  математики

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках математики

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство  воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках  математики

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках математики

Самостоятельная работа и взаимообучение – как средство  воспитания личных и коммуникативных способностей школьников на уроках  математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017