Наиболее продуктивные виды упражнений при изучении словосочетания: составление словосочетаний путем распространения данных слов зависимыми (составление беспредложных и предложных глагольных словосочетаний по данным глаголам читать, учить, радоваться);
классификация словосочетаний разных конструкций, выписанных из художественных произведений;
структурный анализ словосочетания с указанием главного и зависимого слова, их части речи, формы и значения зависимого слова, порядка их расположения, возможной замены словосочетания словом или предложением;
исправление ошибок в неправильно составленных словосочетаниях.
Самостоятельная работа по теме: «Словосочетание», 811 класс
1. Выберите правильные словосочетания из предложенного списка:
заглавная роль
косный мозг
крёстный ход
маневровый тепловоз
туристское агентство
запасный выход
обидчивый человек
элитарные войска
драматургический театр
жилищный вопрос
Рядом с неправильными словосочетаниями напишите верный вариант.
2. В каких словосочетаниях неправильно определено главное слово?
Третий участник, тонкий лед, весьма отчетливо, танцевать красиво.
3. Вставьте правильное окончание в примеры. В каком падеже употреблены слова? С
чем связаны различия в окончаниях? Можно ли найти связь между окончанием
слова и степенью устойчивости сочетания? Задыхаться на бег(…); в двадцатом
век(…); в корн(...) не согласен; на своем век(…); жить на кра(…) села; находиться в
замкнутом круг(…); работать в пот(…) лица; стоять в стро(…); спотыкаться на
каждом шаг(…); быть на повод(…) (=действовать несамостоятельно); в свет(…)
последних событий; быть в круг(…) друзей; веселиться на вид(…) у всех; яблони в
цвет(…); действовать в дух(…) времени.
4. Распределите словосочетания на три группы: 1) словосочетания, в которых
существительное в родительном падеже может иметь только окончание –а(я); 2)
словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь
только окончание –у(ю); 3) словосочетания, в которых существительное в
родительном падеже может иметь вариативные окончания –а(я) и –у(ю).
Обоснуйте свой выбор.
Продажа сахар_
Подсыпь сахарк_
Кусок сахар_
Выпейте ча_
Налейка чайк_
Производство ча_
Пачка индийского ча_
История народ_
Много народ_5. Выпишите из предложенного отрывка словосочетания, образованные по способу
согласования, управления и примыкания. В каждом из них укажите главное и
зависимое слово.
«Слушай беззвучие, говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми
ногами, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, тишиной.
Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу
венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом,
твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придет те, кого ты любишь, кем ты
интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь
тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать,
надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон
укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь.
Беречь твой сон буду я». (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)