Самостоятельная внеаудиторная работа на курсах переподготовки на учителя информатики и ИКТ
Тематическое планирование курса информатики в основной школе
Разработать примерный тематический план курса информатики в основной школе, результат представить в виде следующей таблицы
Тематический план курса информатики в основной школе
Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации требований ФГОС общего образования в образовательном процессе.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Тематическое планирование курса информатики в основной школе
Разработать примерный тематический план курса информатики в основной школе,
результат представить в виде следующей таблицы:
№
п/п
1
2
Тематический план курса информатики в основной школе
Тема
Содержание обучения
Количество
часов
Основные виды учебной
деятельности
1.Информационное
моделирование
4
10
и
2.Хранение
обработка
информации в базах
данных
Понятие
модели;
модели натурные и
информационные.
Назначение и свойства
моделей.
Виды
информационных
моделей: вербальные,
графические,
математические,
имитационные.
Табличная
организация
информации. Области
применения
компьютерного
информационного
моделирования.
Понятие базы данных
(БД), информационной
системы.
Основные
понятия БД: запись,
типы полей,
поле,
первичный
ключ.
Системы управления
БД и принципы работы
с ними. Просмотр и
редактирование БД.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем
разница между натурной и
информационной моделями;
какие существуют формы
представления
информационных моделей
(графические,
табличные,
вербальные,
математические).
Учащиеся должны уметь:
примеры
приводить
натурных
и
информационных моделей;
ориентироваться в таблично
организованной
информации;
описывать объект (процесс)
в табличной форме для
простых случаев;
Учащиеся должны знать:
что такое база
СУБД,
данных,
информационная система;
что
такое
реляционная база данных, ее
элементы (записи,
поля,
ключи); типы и форматы
полей;
структуру команд
поиска
и сортировки
информации в базах данных;
что такое логическая
логическое
величина,
выражение;
что такое логические
они
операции,
выполняются.
Учащиеся должны уметь:
как
открывать готовую
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)3
Информационные
технологии
общество
4
и
Предыстория
информационных
технологий. История
ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных
ресурсов.
Информационные
ресурсы современного
общества. Понятие об
информационном
обществе. Проблемы
безопасности
информации,
этические и правовые
нормы
в
информационной
сфере.
БД в одной из СУБД
реляционного типа;
организовывать поиск
информации в БД;
редактировать
содержимое полей БД;
сортировать записи в
БД по ключу;
добавлять и удалять
записи в БД;
создавать и заполнять
однотабличную БД в среде
СУБД.
Учащиеся должны знать:
что
такое
предмет и
кибернетика;
задачи этой науки;
сущность
схемы
кибернетической
управления с обратной
связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм
управления; какова роль
алгоритма в системах
управления;
в чем
состоят
свойства
основные
алгоритма;
способы
записи
алгоритмов:
блоксхемы,
учебный алгоритмический
язык;
основные
алгоритмические
следование,
конструкции:
ветвление, цикл; структуры
алгоритмов;
назначение
вспомогательных
алгоритмов;
построения
алгоритмов:
последовательной
детализации и сборочный
(библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
технологии
сложных
метод
при анализе простых
управления
механизм
ситуаций
определять
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)прямой и обратной связи;
пользоваться языком
блоксхем,
понимать
описания алгоритмов на
учебном алгоритмическом
языке;
выполнить
трассировку алгоритма для
известного исполнителя;
составлять линейные,
ветвящиеся и циклические
алгоритмы
управления
одним
учебных
из
исполнителей;
выделять подзадачи;
определять и использовать
вспомогательные алгоритмы.
Учащиеся должны знать:
основные виды и
типы величин;
назначение языков
программирования;
что такое трансляция;
назначение систем
программирования;
правила оформления
программы на Паскале;
правила
представления данных и
операторов на Паскале;
последовательность
выполнения программы в
системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой
программой на Паскале;
составлять
несложные
линейные,
ветвящиеся и циклические
программы;
составлять
несложные
обработки
массивов;
программы
одномерных
отлаживать,
и
исполнять программы в
системе программирования.
4
Введение
программирование
в
16
уровня
их
Алгоритмы работы с
величинами:
константы,
переменные, понятие
типов данных, ввод и
вывод данных.
Языки
программирования
высокого
(ЯПВУ),
классификация.
Структура программы
на языке Паскаль.
Представление данных
в программе. Правила
записи
основных
операторов:
присваивания, ввода,
вывода,
ветвления,
циклов. Структурный
тип данных – массив.
Способы описания и
обработки массивов.
Этапы решения задачи
с
использованием
программирования:
постановка,
формализация,
алгоритмизация,
кодирование, отладка,
тестирование.
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)
(cid:222)Примечание:
Тематическое планирование
предназначено для определения
оптимальных путей реализации требований ФГОС общего образования в образовательном
процессе. Оно позволяет выстроить образовательный процесс в определенную систему,
увидеть перспективу в работе, помогает заранее готовить оборудование к занятиям,
продумать для учащихся предварительные задания, направленные на актуализацию
необходимых для изучения нового материала знаний и способов деятельности. Но самое
главное, появляется возможность провести через все темы ведущие положения,
сформировать у учащихся целостные представления и относительно завершенные способы
деятельности.
Тематический план составляется на весь период обучения на определенной ступени
школьного образования (в данном случае для ступени основного общего образования) и
представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам
учебного курса. В нем устанавливается последовательность изучения тем содержания
учебного курса с учетом методических позиций учителя в конкретных условиях
организации образовательного процесса.
Тематический план разрабатывается по схеме:
1) Анализ требований к результатам освоения ООП, заданных ФГОС ООО;
2) Выделение из ФГОС ООО требований к личностным, метапредметным и
предметным образовательным результатам, формируемых в процессе обучения
данному учебному предмету;
3) Уточнение планируемых образовательных результатов с учетом методических
позиций учителя в конкретных условиях организации образовательного процесса;
4) Описание видов учебной деятельности, соответствующих каждому планируемому
образовательному результату (образовательный результат может быть достигнут
только в определенной деятельности).
5) Определение основных дидактических единиц содержания обучения под каждый
вид учебной деятельности (выделение узловых компонентов содержания
обучения в виде перечня изучаемых идей, теорий, законов, закономерностей,
понятий, классификаций объектов или явлений, способов познавательной
деятельности, а также их проявлений и возможностей использования в различных
ситуациях).
6) Объединение определенных дидактических единиц содержания обучения в
конкретные темы.
Выстраивание такой цепочки может рассматриваться как плод серьезных
размышлений относительно построения обоснованного содержания школьного курса, в
частности информатики. Разработанный таким образом тематический план является
важной частью обоснованной рабочей программы по предмету, ориентированной на
реализацию требований ФГОС ООО.