Самоорганизацию мы представляем как деятельность, направленную на поиск и творческое преобразование действительности, как высокую адаптивность, активную мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Исходя из вышеуказанного, мы представляем самостоятельность как исходную основу. Стартовую площадку становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Самостоятельность как компонент становления самоорганизации
детей.
Самоорганизацию мы представляем как деятельность, направленную на
поиск и творческое преобразование действительности, как высокую
адаптивность, активную мобилизацию внутренних ресурсов личности. В
психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя
(психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая
осознаваемой целью.
Исходя из вышеуказанного, мы представляем самостоятельность как
исходную основу. Стартовую площадку становления самоорганизации в
целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Одним из общих факторов позитивного общения между детьми мы
считаем “субъективную активность личности”, представленную в виде
самостоятельностикачества, несомненно необходимого для развития
личности ребенка. Мы предлагаем, что самостоятельность, выступая как
личностный фактор, может детерминировать позитивные взаимоотношения
детей в многодетной семье.
Воспитание самостоятельности – неотъемлемое требование сегодняшней
реальности, и предполагающее
формирование целеустремленности,
независимости, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и
поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни
явления и ситуации.
Об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности
говорили в своих трудах Б.Г. Ананьев, П.Т. Блонский, Л.С. Выготский,
А.В.Запорожец, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и
др. Если проблемой активности человека занимались давно, то проблемасубъективной активности, т.е. активность развиваемой самим субъектом, им
самим организуемой и контролируемой стала предметом изучения недавно.
Этой проблемой вплотную занимается А.К. Осницкий. С его точки
зрения, ребенок не может являться автором своей активности..
Авторство появляется на определенной ступени, стало быть, есть
предпосылки и зачатки
досубъективные формы активности т.е.
самостоятельности как личностного качества.
Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается
после окончания школы приобретением социальнопсихологической
самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы,
характерного для высокоразвитой личности. В детстве складываются
основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности.
Первые относятся к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к
его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты
включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих
целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются
темперамента, характера, способов поведения, манер.
По мере роста ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные
физиологические и социально – психологические связи с матерью, с другими
заменяющими и дополняющими её в детстве людьми у ребенка развивается
стремление к личностной независимости и персональной свободе.
Последовательные шаги реализации этого жизненно важного стремления
таковы: физическая независимость (отделение ребенка от организма матери);
физиологическая независимость (появление способности самостоятельно
психологическая
удовлетворять свои органические потребности);
независимость – свобода, понимаемая как способность человека думать и
поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам
собственной автономной морали.Самостоятельность одно из ведущих качеств личности , выражающееся в
умении поставить цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными
силами, ответственности, действовать при этом сознательно и инициативно не
только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия
нестандартных решений.
Самостоятельность рассмотрена и изучена в трудах Иванова В.Д.,
Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А.
По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем
возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь
берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений
постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в
общении. С помощью взрослого самостоятельные умение ребенка
закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно
приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в
развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её
развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что
при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных
действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается.
Показателем самостоятельности ребенка является результативность его
действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль
неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий
может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм.
Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора
действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в
своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного
достоинства.[70, С. 67]
В.Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не может
быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным,
независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельныелюди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в
виду достаточный уровень самостоятельности. Также Иванов рассматривает
самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и
достаточной
самоуправлением.
Необходимыми
компонентами
самостоятельности Иванов выделяет: 1) умение реагировать на критику,
умение её принимать; 2) ответственность, т.е. необходимость и обязанность
отвечать за свои действия;
Ответственность невозможна без адекватной самооценки. Предпосылкой
ответственности является свобода выбора.
3) дисциплина.
Она имеет два плана – внешний и внутренний. Внешняя дисциплина
характеризуется послушанием и исполнительностью. Внутренний план
предполагает более глубокий уровень дисциплины, когда кроме четкого
выполнения обязанностей привносится творчество в осмысленной
деятельности.
самостоятельности.[ 18,C. 120]
Именно этот вид дисциплины характерен для
Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать
с другими людьми подлинно гуманное отношения, основанные на взаимном
уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна
совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие
отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь
самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений
коллектива.[41, С?.241]
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется
по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои
особенности.
Уже на пятом – шестом месяце жизни малыш пытается достать кружку,
садится, ложится. К концу первого года жизни поддерживает равновесие
своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже вэтом пробуждается стремление к самостоятельности. А на третьем году
жизни родители то и дело слышат: “Я сам!”. Ребенок стремится проявить
самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки желаниям
родителей. Наступает кризис трех лет. Многие родители в этот период
испытывают трудности в общении с детьми, обнаруживают упрямство,
негативизм. Все это – результат неудержимого стремления ребенка к
самостоятельности, к использованию своих возросших возможностей. И
родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать
его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично
направлять его самостоятельные действия.
Уже на первом году жизни появляется первая самостоятельная ведущая
деятельность детей – предметные действия и игры – манипуляции. В младшем
дошкольном возрасте усиливается познавательная направленность детской
деятельности. Ребенок обращается к взрослому за разъяснениями по поводу
событий и явлений, задает бесконечные вопросы, меняется характер детской
самостоятельности. Она направлена теперь на расширение знакомства с
окружающим миром и людьми.
Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность
другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать
достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки
зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность
ребенка приобретает нравственную направленность.
Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их
зависимостью от взрослых. Но, начиная с этого возраста, можно говорить о
самостоятельности как о личностном качестве ребенка. И поэтому данный
возраст может стать переломным, критическим для формирования этого
качества личности.
Доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены,
могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитиеданного качества. С другой стороны, слишком ранний упор только на
самостоятельность и независимость может породить непослушание и
закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного
опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни
другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать
так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно
уравновешенным.
Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном
возрасте она проявляется сама собой. Несомненно, самостоятельность
следует поощрять, более того – к ней надо готовить. Это значит, что следует
развивать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых
самостоятельных шагов: навыки движения (в раннем детстве), навыки речи (в
дошкольном возрасте) и т.д.
Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому
что в раннем возрасте еще недостаточно развита самооценка ребенка, и её в
основном заменяют оценки родителей и других взрослых. Самооценка
начинается с самокритичности т.е. с сомнение в правильности своих действий.
Но постоянное сомнение (рефлексия) подавляет самостоятельность, но
будучи необходимым компонентом адекватной самооценки, наоборот, дает
позволяет управлять своими поступками и
инициативе опору,
корректировать. Самостоятельность также предполагает готовность к
преодолению трудностей т.е. наличие вам. Самостоятельность в ребенке
формирует чувство ответственности, поэтому на его развитие следует
обратить особое внимание уже с малых лет. В труде ребенок находит
возможности и самоутверждения. Для этого ему совершенно необходимы
самостоятельные задания. Потребность в самоутверждении тесно связана с
уровнем притязаний. Его уверенность в своих силах – серьезный стимул для
развития внутренних сил, умений и самой деятельности. Однако, стремлениедетей к самостоятельности не всегда соответствует их реальным
возможностям.
В процессе жизнедеятельности личность ребенка подвергается
постоянному управлению со стороны взрослых, внешней среды, ближайшего
микросоциума. Постепенно у него закладывается самоорганизующее начало,
что, на наш взгляд, выражается в самостоятельности, активности,
гармонизации взаимоотношений между членами коллектива, самой семьи.
Самоорганизация предполагает самоутверждение, поисковую активность
личности, осознание ею своего поведения, осмысленное принятие норм,
ценностей и традиций социума, в том числе этнопедагогической мудрости
народа. Таким образом, каковы бы ни были отношения между членами семьи,
происходящие в личности изменения результат этих отношений и её
саморазвития.
Из вышеуказанного можно сделать следующее заключения. Ориентация
родителей в многодетной семье на поддержку самостоятельности,
автономности своих детей наиболее последовательно связана с наличием
адекватной самооценки, высшим уровнем саморегуляции поведения и
отсутствием симптомов дезадаптации в других социальных институтах. И что
самое важно в многодетной семье, такая ориентация родителей
гармонизирует взаимоотношение детей.