Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Самоорганизацию мы представляем как деятельность, направленную на поиск и творческое преобразование действительности, как высокую адаптивность, активную мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью. Исходя из вышеуказанного, мы представляем самостоятельность как исходную основу. Стартовую площадку становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Иконка файла материала Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей.doc
Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей. Самоорганизацию мы представляем как деятельность, направленную на поиск   и   творческое   преобразование   действительности,   как   высокую адаптивность,   активную   мобилизацию   внутренних   ресурсов   личности.   В психологии   деятельность   человека   рассматривается   как   внутренняя (психическая)   и   внешняя   (двигательная)   активность,   регулируемая осознаваемой целью. Исходя   из   вышеуказанного,   мы   представляем   самостоятельность   как исходную   основу.   Стартовую   площадку   становления   самоорганизации   в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности. Одним   из   общих   факторов   позитивного   общения   между   детьми   мы считаем   “субъективную   активность   личности”,   представленную   в   виде самостоятельности­качества,   несомненно   необходимого   для   развития личности   ребенка.   Мы   предлагаем,   что   самостоятельность,   выступая   как личностный   фактор,   может   детерминировать   позитивные   взаимоотношения детей в многодетной семье. Воспитание самостоятельности – неотъемлемое требование сегодняшней реальности,   и   предполагающее     формирование   целеустремленности, независимости, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков,   предприимчивости   и   трезвого   анализа   происходящего   в   жизни явления и ситуации. Об   активной   роли   самого   человека   в   процессе   жизнедеятельности говорили   в   своих   трудах   Б.Г.   Ананьев,   П.Т.   Блонский,   Л.С.   Выготский, А.В.Запорожец, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.   Если   проблемой   активности   человека   занимались   давно,   то   проблемасубъективной активности, т.е. активность развиваемой самим субъектом, им самим организуемой и контролируемой стала предметом изучения недавно. Этой   проблемой   вплотную   занимается   А.К.   Осницкий.   С   его   точки зрения, ребенок не может являться автором своей активности.. Авторство   появляется   на   определенной   ступени,   стало   быть,   есть   предпосылки   и   зачатки досубъективные   формы   активности   т.е. самостоятельности как личностного качества. Личностное   развитие   ребенка   начинается   с   рождения   и   завершается после   окончания   школы   приобретением   социально­психологической самостоятельности   и   независимости,  а  также   чувства   внутренней   свободы, характерного   для   высокоразвитой   личности.   В   детстве   складываются основные   мотивационные,   инструментальные   и   стилевые   черты   личности. Первые относятся к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей,   удовлетворения   актуальных   потребностей,   а   стилевые   касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. По   мере   роста   ребенка,   вслед   за   тем,   как   рвутся   его   первичные физиологические и социально – психологические связи с матерью, с другими заменяющими и дополняющими её в детстве людьми у ребенка развивается стремление   к   личностной   независимости   и   персональной   свободе. Последовательные   шаги   реализации   этого   жизненно   важного   стремления таковы: физическая независимость (отделение ребенка от организма матери); физиологическая   независимость   (появление   способности   самостоятельно   психологическая удовлетворять   свои   органические   потребности); независимость   –   свобода,   понимаемая   как   способность   человека   думать   и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам собственной автономной морали.Самостоятельность одно из ведущих качеств личности , выражающееся в умении поставить цель, настойчиво  добиваться её выполнения собственными силами, ответственности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Самостоятельность   рассмотрена   и   изучена   в   трудах   Иванова   В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А. По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте,  на   стыке   первого   и   второго   годов  жизни   ребенка.   Именно   здесь берут   начало   пути   формирования   самостоятельных   действий   и   умений постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении.   С   помощью   взрослого   самостоятельные   умение   ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии   самостоятельности   детей.   Родители   должны   целенаправленно   её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при   развитии   самостоятельности   с   каждым   разом   объем   самостоятельных действий   ребенка   увеличивается,   а   помощь   взрослого   сокращается. Показателем   самостоятельности   ребенка   является   результативность   его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может   развить   безволие,   безответственность,   леность,   инфантилизм. Самостоятельность   –   это   налог   к   внутренней   свободе,   к   свободе   выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих   собственных   силах,   истоки   творчества,   чувства   собственного достоинства.[70, С. 67] В.Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть   абсолютной,   так   как   жить   в   обществе   (в   семье)   и   быть   свободным, независимым   от  общества   нельзя. Все  зависят  друг  от  друга:  и  отдельныелюди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. Также Иванов рассматривает самостоятельность   в   неразрывной   связи   с   самодеятельностью   и достаточной самоуправлением.   Необходимыми   компонентами   самостоятельности   Иванов   выделяет:   1)   умение   реагировать   на   критику, умение её принимать; 2) ответственность, т.е. необходимость и обязанность отвечать за свои действия; Ответственность невозможна без адекватной самооценки. Предпосылкой ответственности является свобода выбора. 3) дисциплина. Она   имеет   два   плана   –   внешний   и   внутренний.   Внешняя   дисциплина характеризуется   послушанием   и   исполнительностью.   Внутренний   план предполагает   более   глубокий   уровень   дисциплины,   когда   кроме   четкого выполнения   обязанностей   привносится   творчество   в   осмысленной деятельности. самостоятельности.[ 18,C. 120]   Именно   этот   вид   дисциплины   характерен   для Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманное отношения, основанные на взаимном уважении   и   взаимопомощи.   Без   самостоятельности   каждого   невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения.   Человек   в   различных   условиях   жизни   должен   уметь самостоятельно   осмысливать   ситуацию,   участвовать   в   выработке   решений коллектива.[41, С?.241] Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по   мере   взросления   детей   и   на   каждом   возрастном   этапе   имеет   свои особенности. Уже на пятом – шестом месяце жизни малыш пытается достать кружку, садится,   ложится.   К   концу   первого   года   жизни   поддерживает   равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже вэтом   пробуждается   стремление   к   самостоятельности.   А   на   третьем   году жизни родители то и дело слышат: “Я сам!”. Ребенок стремится проявить самостоятельность   по   собственной  инициативе,  нередко  вопреки   желаниям родителей.   Наступает   кризис   трех   лет.   Многие   родители   в   этот   период испытывают   трудности   в   общении   с   детьми,   обнаруживают   упрямство, негативизм.   Все   это   –   результат   неудержимого   стремления   ребенка   к самостоятельности,   к   использованию   своих   возросших   возможностей.   И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его   независимость,   поддерживать   стремления,   поощрять   и   тактично направлять его самостоятельные действия. Уже на первом году жизни появляется первая самостоятельная ведущая деятельность детей – предметные действия и игры – манипуляции. В младшем дошкольном   возрасте   усиливается   познавательная   направленность   детской деятельности. Ребенок обращается к взрослому за разъяснениями по поводу событий и явлений, задает бесконечные вопросы, меняется характер детской самостоятельности.   Она   направлена   теперь   на   расширение   знакомства   с окружающим миром и людьми. Старших   дошкольников   начинает   особенно   интересовать   личность другого   человека.   Дети   стремятся   вместе   со   взрослыми   обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность. Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых. Но, начиная с этого возраста, можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве ребенка. И поэтому данный возраст   может   стать   переломным,   критическим   для   формирования   этого качества личности. Доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать  развитиеданного   качества.   С   другой   стороны,   слишком   ранний   упор   только   на самостоятельность   и   независимость   может   породить   непослушание   и закрытость,   осложнить   для   ребенка   приобретение   значимого   жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так,   чтобы   воспитание   самостоятельности   и   зависимости   было   взаимно уравновешенным. Самостоятельность   в   ребенке   запрограммирована.   В   определенном возрасте   она   проявляется   сама   собой.   Несомненно,   самостоятельность следует поощрять, более того – к ней надо готовить. Это значит, что следует развивать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых самостоятельных шагов: навыки движения (в раннем детстве), навыки речи (в дошкольном возрасте) и т.д. Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в раннем возрасте еще недостаточно развита самооценка ребенка, и её в основном   заменяют   оценки   родителей   и   других   взрослых.   Самооценка начинается с самокритичности т.е. с сомнение в правильности своих действий. Но   постоянное   сомнение   (рефлексия)   подавляет   самостоятельность,   но будучи необходимым  компонентом  адекватной самооценки, наоборот, дает   позволяет   управлять   своими   поступками   и инициативе   опору, корректировать.   Самостоятельность   также   предполагает   готовность   к преодолению   трудностей   т.е.   наличие   вам.   Самостоятельность   в   ребенке формирует   чувство   ответственности,   поэтому   на   его   развитие   следует обратить   особое   внимание   уже   с   малых   лет.   В   труде   ребенок   находит возможности   и   самоутверждения.   Для   этого   ему   совершенно   необходимы самостоятельные задания. Потребность в самоутверждении тесно связана с уровнем притязаний. Его уверенность в своих силах – серьезный стимул для развития внутренних сил, умений и самой деятельности. Однако, стремлениедетей   к   самостоятельности   не   всегда   соответствует   их   реальным возможностям. В   процессе   жизнедеятельности   личность   ребенка   подвергается постоянному управлению со стороны взрослых, внешней среды, ближайшего микросоциума. Постепенно у него закладывается самоорганизующее начало, что,   на   наш   взгляд,   выражается   в   самостоятельности,   активности, гармонизации взаимоотношений между членами коллектива, самой семьи. Самоорганизация предполагает самоутверждение, поисковую активность личности,   осознание   ею   своего   поведения,   осмысленное   принятие   норм, ценностей  и традиций  социума,  в  том  числе   этнопедагогической   мудрости народа. Таким образом, каковы бы ни были отношения между членами семьи, происходящие   в   личности   изменения   результат   этих   отношений   и   её саморазвития. Из вышеуказанного можно сделать следующее заключения. Ориентация родителей   в   многодетной   семье   на   поддержку   самостоятельности, автономности   своих   детей   наиболее   последовательно   связана   с   наличием адекватной   самооценки,   высшим   уровнем   саморегуляции   поведения   и отсутствием симптомов дезадаптации в других социальных институтах. И что самое   важно   в   многодетной   семье,   такая   ориентация   родителей гармонизирует взаимоотношение детей.