Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе
Оценка 4.9

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Оценка 4.9
Памятки
docx
русская литература
3 кл
09.03.2018
Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе
Данный материал поможет учителю и детям сделать работу над анализом художественных произведений более продуктивной и доступной. У каждого ребёнка будет свой план, по которому он составляет характеристику любого из главных героев прочитанного произведения. Используются эти памятки как на уроке, так и дома, при выполнении домашней работы по литературному чтению.
Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе.docx
ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА Для   постижения   темы   и   идеи   любого   эпического   произведения   необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Ведь именно через их переживания, действия постигает маленький читатель замысел автора. С тем чтобы сделать работу над образом более продуктивной и доступной,  детям можно выдать   план, по которому они составляют характеристику любого из главных героев прочитанного произведения. Это может быть задание на  дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик   с   опорой   на   этот   конспект   мог   рассказать   о   запомнившемся   персонаже.   Мне кажется,   что   этот   вид   работы   приносит   ощутимые   плоды.   Дети   приучаются   в   любом произведении   видеть   то   главное,   что   поможет   им   воссоздать   образ   главного   героя   – носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2­го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя. План рассказа о герое 1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень  запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не  понравился(ась)...) 2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения). 3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер  героя? 4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя. 5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами. 6. Назови героев других произведений, которые в чем­то схожи с этим персонажем. 7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя? 8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать  характер этого героя? 9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя,  какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?    В каких ситуациях применяются данные опоры? Во­первых, на протяжении  довольно долгого периода в 1­м классе, когда ребята устно отвечают на перечисленные  вопросы или в некоторых случаях ведут записи в тетради по литературе под руководством  учителя. Во вторых, во 2­м и 3­м классах, когда круг чтения сильно расширяется, и они  уже самостоятельно пользуются этими опорами для того, чтобы проанализировать  выбранные ими стихотворение, рассказ или сказку. План работы над лирическим стихотворением 1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?  Какого цвета это стихотворение? 2. Что, по­твоему, послужило толчком для создания этого произведения? 3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали  зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы? 4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными? 5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми,  редко встречающимися в современном языке. 6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль? 7. Какие слова употребляются в переносном выражении? 8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого  стихотворения? 9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению? (4, 5, 6, 7 – письменно.) План анализа рассказа 1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ  написан. Что ты знаешь об авторе? 2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает: ∙ повествование (рассказывает); ∙ описание (показывает); ∙ рассуждение (доказывает). 3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа. 4. Что, по­твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии  действия) этого рассказа? 5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему? 6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным? 7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал  вместе с героем. 8. В чем, по­твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься  автор? 9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.  Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу). 10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем? 11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные  достоинства произведения ты бы отметил? План анализа сказки 1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к  устному народному творчеству. 2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено? 3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание  волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной  жизни? Чего на самом деле никогда не может быть? 4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим? 5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты  их характеров, вспомни самые значительные поступки. 6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты  испытывал вместе с героем. 7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе  сказки выражена ее главная мысль? 8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем­то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного  героя? План анализа басни 1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней. 2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами. 3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы. 4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне? 5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными,  запоминающимися? 6. Перечисли основные черты характера главных героев басни. 7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни. 8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным? 9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям. 10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе

Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018