Самоуправление класса «Мой класс - мой выбор!»
Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» - самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности обучающихся.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- создать условия для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
- воспитывать у школьников демократическую культуру, формировать умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность.
Структуру классного самоуправления можно представить в виде следующей схемы:
Структура самоуправления класса
«Мой класс – мой выбор»
Классное собрание
Каждый комитет выполняет определенные функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в классе
Структура самоуправления класса
Высший орган - классное собрание. В его работе участвуют все обучающиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:
- определение программы деятельности своего ученического коллектива;
- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- избрание исполнительных органов самоуправления (комитетов);
- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет старшекласников школы);
- координация работы исполнительных органов самоуправления (комитетов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;
- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Президент класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании обучающихся. Предварительно составляются списки поручений. Учитывается личное желание выполнять то или иное поручение. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый комитет имеет свои функции и соответствующие им поручения.
1. Комитет «Просвещение» - оказывает помощь обучающимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции «Юность. Наука. Третье тысячелетие», помогает классному руководителю проводить рейтинг обучающихся по результатам обучения, готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий.
2. Комитет «Порядок» - по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.
3. Комитет «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию (День согласия и примирения, вывод советских войск из Афганистана, День защитника Отечества, День Победы и другие памятные даты).
4. Комитет «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы, занимается с классными руководителями организацией виртуальных экскурсий, виртуальным посещением театров и музеев.
5. Комитет «Пресс-центр» - контролирует выпуск классом газет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности обучающихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классном стенде «Наши достижения», фиксирует жизнь класса в фотографиях; руководит работой по оформлению классного альбома.
6. Комитет «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию класса в туристических походах.
7. Комитет «Забота и добро» вносит разнообразие в социально значимую деятельность обучающихся.
Сектор организовывает поздравление ветеранов, визиты к долго болеющим и не посещающим школу ученикам, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях («Помоги ребенку» и т.д.)
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд обучающихся класса входят в Совет старшеклассников школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.