Самоуправление в начальной школе (из опыта работы)

  • doc
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самоуправление_в_начальной_школе.doc

Самоуправление в начальной школе

Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

             Функции ученического самоуправления:

самоактивизация

- организационное саморегулирование

- коллективный самоконтроль

            Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

            Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

            Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности  и на основе этого поиск более эффективных задач.

            Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.

            В современном обществе  любой классный руководитель по-прежнему выполняет три взаимосвязанные функции:

 - Забота о развитии каждого ребёнка.

 - Помощь в решении возникающих проблем.

 - Организация разнообразной деятельности в классе.

                  Данные функции реализуются относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

            В настоящее время законодательные документы, представляющие стандарты второго поколения, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения  новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

            Организация жизнедеятельности младших школьников обычно представлена в виде игровой модели, так как «игра – самое универсальное в неисчерпаемости своих возможностей педагогическое средство, позволяющее осуществлять внешне тонко инструментируемое прикосновение к личности ребенка»  и детскому коллективу, оставаясь мощным стимулом преобразования внутреннего мира человека.(Л.С.Выготский)

            Особенность игровой деятельности заключается в том, личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

            Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления, проводятся социометрические исследования класса, выявляются с помощью наблюдения и анкетирования организаторы, исполнители, инициаторы.  Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления. 

            Организация самоуправления в 1-ом и 2-ом классах у нас строилась следующим образом: в начале учебного года в классе на общем собрании закрытым голосованием выбирался командир. Ребята делились на три группы (по рядам) по 6-7 человек. В каждой группе назначались ответственные по какому-либо поручению. Вся работа происходила по сюжету мультфильма о Лунтике, малыше, который с друзьями учился многим жизненным премудростям на нашей планете. Любимые герои помогали ребятам чётче представлять и выполнять свои обязанности. Поручения менялись каждую неделю так, чтобы каждый член группы мог попробовать выполнить разные дела. У ребят имелись визитки – эмблемы определённого цвета, соответствующего номеру ряду.

            Ребята с удовольствием помогали в учебе своим одноклассникам вместе с Пчеленком. Следили за чистотой рук и обуви наравне с бабой Капой. Дядя Шершуля "организовывал" в классе физминутки. А Кузя и Мила "придумывали" игры и разные конкурсы. Корней Корнеевич "помогал" в трудовых делах, а за порядком и дисциплиной в классеи на переменах  "наблюдал" Пескарь Иванович. Шнюк "создавал" хорошее настроение – сочинял стихи и придумывал сюрпризы. Лунтик "следил" за порядком в столовой.

            В классном уголке каждый ребёнок мог посмотреть то, какие  обязанности он должен выполнить в течение недели . Там же осуществлялся учет того, как сменяются поручения в группе.

Самоуправление в классе строилось на основе следующих принципов:

-добровольность;

-сотрудничество;

-чередование творческих дел;

-добросовестность в выполнении поручений.

 

Кроме этого, для стимулирования выполнения поручений одноклассниками каждая группа до конца четверти участвовала в  соревновании:  «Кто быстрей украсит торт к празднику?». Его элементы – это каждое выполненное дело в группе и классе. В конце недели группа отчитывалась на классном собрании о проделанной работе, а затем дети меняли поручения.

      В начале текущего учебного года в 3-ем классе было создано детское объединение "Спасатели, вперёд!", главное направление работы которого – это профилактика несчастных случаев по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, во время природных стихийных бедствий и тому подобное. За игровой модуль на общем собрании третьеклассники приняли сюжет мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь». Класс был поделён на пять групп  по 4-5 человек.  Теперь у нас одна общая эмблема. Её форма - круг, цвет фона — полосы белого, синего, красного цвета ( в соответствии с цветами российского флага), в центре — молния желтого цвета, что символизирует опасность, слева и справа от нее — буквы С,В ("Спасатели, вперед!").

             Надеюсь, что систематическая работа над развитием классного самоуправления приведет к благоприятной психологической атмосфере в классе и школе. Ребята будут чувствовать себя в коллективе комфортно и проявлять себя с творческой стороны.