Сборник экспериментов для дошкольников
Оценка 4.9

Сборник экспериментов для дошкольников

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
Детсад—1 кл
18.03.2022
Сборник экспериментов для дошкольников
В разработке представлены материалы для проведения занятий с детьми дошкольного возраста (подготовительная группа) или для организации внеурочной деятельности с учениками 1 класса на принципах STEAM-образования.
исследования для дошкольников.docx

Сборник опытов для дошкольников

Любое вещество состоит во Вселенной состоит из атомов. Атомы в свою очередь объединены в группы, которые называют молекулами.

 

Опыт №1. Взаимное притяжение молекул

 

Материалы: картон, ножницы, миска с водой, жидкость для мытья посуды.

 

1.                 Вырежи из картона лодочку и положи ее на поверхность воды.

2.                 Окуни палец в жидкость для мытья посуды и осторожно погрузи палец в воду. Что ты видишь?

Комментарий педагога: на поверхности жидкости молекулы образуют пленку. Это явление называется поверхностным натяжением жидкости. Средство для мытья посуды ослабляет силу поверхностного натяжения позади лодочки. И более сильное поверхностное натяжение впереди лодочки тянет ее вперед.

 

Опыт №2. Движение молекул

Материалы: пустой аквариум, прочная проволока, горячая и холодная вода, кубик льда, маленькая бутылочка, чернила.

1.                 Наполним аквариум холодной водой, с одной стороны положим кубик льда.

2.                 Бутылочку наполним горячей водой, окрашенной чернилами.

3.                 Обмотаем горлышко бутылочки проволокой и опустим в аквариум, со стороны противоположной той, в которой плавает лед. Что мы наблюдаем?

Комментарий педагога: Даже в неподвижной жидкости молекулы непрерывно движутся. И чем теплее вода, тем больше скорость их движения. Они стремятся подняться вверх. Молекулы холодной воды, наоборот стремятся опуститься вниз. Так в воде образуется течение, которое называют конвекционным.

 

 

Опыт №3. Рост кристаллов

Материалы: сахар, теплая вода, кастрюля, карандаш, тонкая нитка, пустой стаканчик из-под йогурта.

 

1.                 Смешиваем в стаканчике две части воды и одну часть сахара. Размешиваем пока сахар не растворится.

2.                 Сверху укрепляем карандаш с ниткой. Через несколько дней посмотрим, что получилось.

Комментарий педагога: Одно и тоже вещество может находиться в твердом или жидком состоянии. Раствор сахара в воде - жидкость. Но по мере того как вода испаряется, сахар снова кристаллизуется.

 

Опыт №4. Тепло зимой

Материалы: лоскутки тканей, стаканчики из-под йогурта, вода, круглые резинки, чайная ложка.

1.                 Налей в стаканчики одинаковое количество воды и поставь их  в морозилку.

2.                 Когда вода полностью замерзнет, вынь стаканчики и оберни каждый из них несколькими слоями разных тканей, накрыв каждый стаканчик таким же лоскутком. Закрепи ткань резинкой.

3.                 Через полчаса разверни стаканчики и аккуратно вынь из них кусочки льда. С помощью ложки измерь сколько воды осталось в каждом стаканчике. Тот, в котором воды осталось меньше всего, был лучше всех изолирован от окружающей среды. Именно эта ткань надежно сохранит тепло тела в холодную погоду.

Комментарий педагога: Все ткани состоят из волокон – сотканных, связанных или спрессованных. Ткани изготавливают из хлопка, льна, шерсти и шелка. Разные ткани имеют разные свойства, поэтому их необходимо учитывать при изготовлении одежды, что бы она получилась теплой или легкой. Впитывала влагу или была водонепроницаемой.

 

 

 

Опыт №5. Сделаем бумагу самостоятельно

Материалы: старая бумага, вешалка из проволоки, большая миска, ножницы, колготки из микрофибры, два ведра, вода, кухонный комбайн, круглая резинка, нож.

1.                 Порви бумагу на мелкие клочки и замочи в ведре за день до работы.

2.                 Изогни вешалку так, чтобы получился квадрат.

3.                 Натяни на вешалку одно штанину колготок, закрепи с двух сторон резинками, лишнее отрежь.

4.                 Размоченную бумагу необходимо размолоть в кухонном комбайне до однородной массы (пульпы).

5.                 Пульпу вылей в таз для стирки,

погрузи в него вешалку, затем аккуратно ее

подними, держа горизонтально. Не трогай

ее руками,  и не капай на нее водой.

6.     Положи вешалку на 5 минут на ровную

поверхность, а затем повесь для просушки.

 

 

7.   Через несколько часов лист высохнет. Аккуратно отдели его от вешалки тупым ножом.

8.  К пульпе можно добавить пищевой краситель, цветы или конфетти.

Комментарий педагога: Бумага дает нам широкие возможности для творчества. Ее делают из растительных волокон, чаще всего из древесины.

 

Опыт № 6. Сделай компас

 

Материалы: металлическая скрепка, лак для ногтей, клейкая лента, кусок пробки, магнит, миска с водой.

1.                 Выпрями скрепку и окрась один ее конец лаком для ногтей.

2.                 Прикрепи полученную проволочку клейкой лентой к пробке.

3.                 Южны полюсом магнита проведи по проволочке примерно 50 раз от неокрашенного конца к окрашенному, после каждого раза поднимая магнит над проволочкой и вновь опуская ее к неокрашенному концу.

4.                 Опусти проволочку на воду. Что ты видишь?

Комментарий педагога: Теперь, когда проволока намагничена, пробка будет поворачиваться и окрашенный конец всегда будет показывать на север, как настоящий компас.

 

Опыт №7.  Проводники

 

Материалы: пластмассовая, деревянная, металлическая ложки, сливочное масло, миска горячей воды, разноцветные леденцы.

 

1.                 Опусти ложки в горячую воду так, чтобы их ручки лежали на краю мисочки.

2.                 Кусочком сливочного масла прикрепи леденцы к ручкам.

3.                 Наблюдай несколько минут. Что ты видишь?

Комментарий педагога: тепло поднимается по ложкам вверх, масло тает и леденцы падают в воду. Ложка, изготовленная из материала, который лучше проводит тепло останется без леденца первой. В данном случае, это металл.

 

Опыт № 8. Плавает или тонет

Материалы: большая миска с водой, скрепка, кусочек яблока. Пробка, карандаш, монета, шарик.

1.     Давайте рассмотрим предметы, которые находятся на нашем столе, и подумаем какие из них будут плавать, а какие утонут.

2.     А теперь проверим наши предположения.

 

 

 

Комментарий педагога: утонувшие предметы плотнее воды, плавающие – менее плотные.

 

Опыт № 9. Плавает или тонет

Материалы: два стакана, теплая вода, соль, ложка, сырое яйцо.

1.                 Наполни скан водой и осторожно опусти в него яйцо. Что происходит?

2.                 Наполни второй стакан водой и размешай в нем как можно больше соли. Теперь опусти в этот стакан яйцо. Что происходит?

Комментарий педагога: Если растворить в воде соль, то плотность воды увеличится. Плотность яйца больше плотности пресной воды, но меньше плотности соленой. Вот почему на море так легко плавать!

Опыт №10. Сделай мини-микроскоп

 

Материалы: маленькое зеркало, пластилин, алюминиевая фольга, игла, клейкая лента капля воды, маленький цветок.

1.                 Установи зеркало под углом на кусочке пластилина и накрой стаканом.

2.                 Сложи алюминиевую фольгу гармошкой, чтобы получилась многослойная полоска. В центре проделай маленькую дырочку иглой.

3.                 Изогни фольгу над стаканом, края закрепи клейкой лентой. Кончиком иглы капни воду на дырочку.

4.                 Положи маленький цветок под водяную линзу на дно стакана.

Комментарий педагога: в микроскопе для преломления луча света используют стеклянную линзу. Эту роль может выполнить капля воды и увеличить предмет до 50 раз.

 

Опыт №11. Сделай камеру-обскуру

Материалы: маленькая коробка, клейкая лента, ножницы, картон, бумажная калька, булавка.

1.                 Вырежи одну сторону коробки и с помощью клейкой ленты туго затяни ее калькой.

2.                 В центре противоположной стороны проткни булавкой маленькую дырочку.

3.                 Поверни коробку дырочкой к светлому окну. На кальке появится изображение окна. Подвигай коробкой вперед-назад, чтобы изображение стало четким.

 

 

 

 

 

 

 


Комментарий педагога: вы заметили, что изображение перевернуто вверх ногами? Понять причину этого нам поможет рисунок. То же самое происходит в человеческом глазу, когда в него попадает свет, но тут вмешивается мозг и все ставит на свои места.

 

Опыт № 12. Вызови молнию

Материалы: металлический противень, пластилин, целлофановый пакет, металлическая вилка.

 

1.                 Большой кусок пластилина прижми к противню так, чтобы получилась ручка. Теперь не прикасайся к самому противню – только к ручке.

2.                 Держа противень за пластилиновую ручку, три его круговыми движениями о пакет. при этом на противне накапливается электрический заряд. Противень не должен выходить за края пакета.

3.                 Немного приподними противень над пакетом и поднеси к нему зубцы вилки. Что ты наблюдаешь?

Комментарий педагога: От противня к вилке проскочит искра. Так же проскакивает молния от облака к громоотводу.

 

Опыт №13. Солнечный вентилятор

Материалы: пищевая фольга, черный маркер, ножницы, клейкая лента, нитка, большая стеклянная банка.

 

 

1.                 Вырежи из фольги две полоски размером примерно 2,5×10 см каждая. Одну сторону закрась черным маркером. Сделай в полосках прорези и вставь одну в другую, загнув концы.

2.                 С помощью нитки и клейкой ленты прикрепи солнечные панели к крышке банки. Поставь банку в солнечное место. Что ты наблюдаешь?

Комментарий педагога: Черная сторона полосок нагревается сильнее чем блестящая. Из-за разницы температур возникает разница в давлении воздуха, и вентилятор начинает вращаться.

 

Опыт 14. Неваляшка

Материалы: старый теннисный мячик, пластиковая бутылка такого же диаметра, как мяч, пластилин. Краски, картон и др. для украшения, клейкая лента.

 

1.     Разрежем мячик пополам, от бутылки отрежем верхушку примерно на 10 см.

2.     Украсим бутылку, создав образ куклы.

3.     Половину теннисного мяча наполним пластилином и приклеим ко дну бутылки клейкой лентой.

4.     Что получилось?

Комментарий педагога: внизу фигурка тяжелее, чем сверху, значит ее центр тяжести находится низко и она будет устойчиво стоять даже на круглом основании. Если ее наклонить центр тяжести останется над точкой опоры.

 

Опыт 15. Сделай воздушный барометр

Материалы: банка с широким горлом. Воздушный шарик, ножницы, круглая резинка, соломинка для питья, картон, ручка, линейка, клейкая лента.

 

1.                 Разрежь воздушный шарик и туго натяни на банку. Закрепи резинкой.

2.                 Заостри конец соломинки. Второй конец приклей к натянутому шарику клейкой лентой.

3.                 Нарисуй на картонной карточке шкалу и поставь картонку у конца стрелки.

Комментарий педагога: когда атмосферное давление растет, воздух в банке сжимается. Когда оно падает, воздух расширяется. Соответственно и стрелка будет двигаться вдоль шкалы. Если давление поднимается, погода будет хорошей. Если падает – плохой.


 

Сборник опытов для дошкольников

Сборник опытов для дошкольников

Опыт №2. Движение молекул Материалы: пустой аквариум, прочная проволока, горячая и холодная вода, кубик льда, маленькая бутылочка, чернила

Опыт №2. Движение молекул Материалы: пустой аквариум, прочная проволока, горячая и холодная вода, кубик льда, маленькая бутылочка, чернила

Смешиваем в стаканчике две части воды и одну часть сахара

Смешиваем в стаканчике две части воды и одну часть сахара

Когда вода полностью замерзнет, вынь стаканчики и оберни каждый из них несколькими слоями разных тканей, накрыв каждый стаканчик таким же лоскутком

Когда вода полностью замерзнет, вынь стаканчики и оберни каждый из них несколькими слоями разных тканей, накрыв каждый стаканчик таким же лоскутком

Опыт №5. Сделаем бумагу самостоятельно

Опыт №5. Сделаем бумагу самостоятельно

Комментарий педагога: Бумага дает нам широкие возможности для творчества

Комментарий педагога: Бумага дает нам широкие возможности для творчества

Опусти ложки в горячую воду так, чтобы их ручки лежали на краю мисочки

Опусти ложки в горячую воду так, чтобы их ручки лежали на краю мисочки

Комментарий педагога: утонувшие предметы плотнее воды, плавающие – менее плотные

Комментарий педагога: утонувшие предметы плотнее воды, плавающие – менее плотные

Опыт №10. Сделай мини-микроскоп

Опыт №10. Сделай мини-микроскоп

Поверни коробку дырочкой к светлому окну

Поверни коробку дырочкой к светлому окну

Большой кусок пластилина прижми к противню так, чтобы получилась ручка

Большой кусок пластилина прижми к противню так, чтобы получилась ручка

С помощью нитки и клейкой ленты прикрепи солнечные панели к крышке банки

С помощью нитки и клейкой ленты прикрепи солнечные панели к крышке банки

Если ее наклонить центр тяжести останется над точкой опоры

Если ее наклонить центр тяжести останется над точкой опоры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2022