Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Сборник игр для детей по развитию речи первого года жизни
Камышлов 2022
Пояснительная записка
Речь — это средство общения между людьми. Речь это всего лишь одна из форм языка, в которой сформулированные звуки и слова используются для передачи мыслей и чувств.
Когда мы говорим о развитии речи малыша, важно понимание, что ключевым фактором стимулирования развития речи является Живое Общение. Исследования, которые проводились в последние годы подчеркивают важность того, как мы общаемся с ребёнком.
Это не вопрос использования длинных сложных слов или раздачи развивающих карточек. Цель состоит в том, чтобы создать ситуации настоящего разговора с ребёнком. Разговаривать с ребёнком таким образом, чтобы роли говорящих и слушателей менялись.
Игра «Поспешили - насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушка, мышка, курица, гусь, корова. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам гости пришла!»
Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!»
Курочка пришла. За квохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!»
Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!»
Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!»
Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!»
Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Игра «Что любит наша кукла?».
Цель: развивать речь, воображение.
Краткое описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать? «Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.
Игра «Ладушки»
Цель игры: Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Краткое описание: дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".
Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки!
- Что ели? - Кашку!
- Что пили? - Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у- полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Движения: Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени. Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".
Игра «Конь»
Цель игры: Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Краткое описание: дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру. - говорит воспитатель.
Игру можно повторить, меняя ребенка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".
Игра «Птички»
Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.
Краткое описание: воспитатель обращается к детям: "Послушайте новое стихотворение про птичек:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.
Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Кто там?».
Цель: развивать воображение, речевые навыки.
Краткое описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?».
Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук».
- «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например,
- Это я, корова. Му-у-у.
- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?
Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя
различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с
простыми вопросами и ответами.
«Кто как кричит»
Задачи: Закреплять умения находить и выбирать знакомую игрушку; повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова; называть слова по собственной инициативе.
Материал: Игрушки (собака, кошка, курица, петух и др.).
Содержание игры: Обыгрывается неожиданное появление каждой игрушки (можно доставать их из мешочка или яркой коробки).
Воспитатель показывает игрушку, производит действия с ней. Например, берет пушистую собаку, «ведет» ее, прикасается поочередно к каждому ребенку и говорит: «Ой, какая собачка! Хорошая собачка! Саша, что делает собачка? (Собака «бежит» к Саше.) Как собачка лает? Ав, ав! (Обращается поочередно к детям.) Повтори». Такие же действия производятся с другими игрушками. Звукосочетания (мяуканье, кудахтанье и т.д.) произносятся тихо и громко, с разной интонацией.
Затем педагог предлагает каждому ребенку принести любую игрушку, назвать ее, спрашивает, как она «разговаривает» (лает, рычит и т.д.), повторяет за малышом произнесенные им звуки, поправляет, если он допустил ошибку. Можно поставить ребенка в условия выбора: «Какую игрушку ты хочешь взять?» Или сразу предложить принести, например, кошку. Спросить: «Кого ты принес? Кошку, кису принес. Как кошка мяукает? Правильно, кошка мяукает; «мяу, мяу». Педагог задает аналогичные вопросы, если ребенок приносит другую игрушку.
«Кто где живет»
Задачи: Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать, где живут); активизировать умение вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.
Материал: Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (например, из настольного театра).
Содержание игры Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка «приносит» коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто — в доме. Воспитатель. Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем. (Достает зайца.) Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит… Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса.) Какого цвета наш зайчик? (Белого.) Какие у него ушки, какой хвостик? (Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы.) Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. Саша, где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь.) Петрушка «достает» из коробки корову. Воспитатель. Это корова. Она мычит: му-у-у. Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает.) Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко. (Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову.) Далее можно предложить детям брать поочередно игрушки из коробки и спрашивать, где они живут. Используя образец взрослого, малыши учатся задавать вопросы, правильно их формулировать. Одновременно воспитатель дает описание некоторых животных-игрушек с ярко выраженными признаками (например, рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и др.). В конце игры взрослый спрашивает Петрушку, все ли животные попали к себе домой. Петрушка отвечает и благодарит детей за помощь.
«Пожалеем зайку»
Задачи:Учить проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце — он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания детей.
Материал: игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.
Содержание игры: игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.
Воспитатель. Давайте спросим зайца: почему он здесь сидит (помогает детям — проговаривает вместе с ними вопрос). Вот что случилось:
Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
Что сделала хозяйка? (Бросила зайку.) Что случилось с зайцем? (Бедный зайка промок, ему холодно.) (Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей.) Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? Покормить, согреть. (Дети повторяют.) Что любит заяц? (Морковку, капусту.) Давайте покормим зайца. Чем мы кормим зайца? (Морковкой, капустой.) Давайте согреем зайца. (Показывает теплый шарф.) Что это? Шарф, теплый шарф. (Укутывает зайца в шарф.) Теперь зайцу тепло. Чем мы согрели зайца? (Шарфом, теплым шарфом.) Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: «Спасибо, спасибо!» Давайте попросим зайца поплясать: Заинька, попляши! Серенький, попляши! Зайка серый, попляши, Твои ножки хороши! (Заяц «пляшет». Хорошо, если дети будут повторять сами какие-то слова и движения вместе с зайцем.)
«Где наши детки?»
Задачи: Расширять знания детей о домашних животных, обогащать и активизировать словарь (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развивать умение сравнивать и обобщать; воспитывать доброе отношение к животным.
Материал: Игрушки (корова, коза, лошадь, собака, кошка — в коробке; теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок – за ширмой).
Предварительная работа: Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных, знакомит детей с понятием «детеныши животных».
Содержание игры Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет. Воспитатель. Давайте посмотрим, что там случилось. (Подходят к коробке, открывают ее и видят животных. Дети по просьбе взрослого называют их.) Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Поможем найти их? Но нам нужно знать, кто их детеныши. (Поочередно достает игрушки из коробки.) «Му-у-у, своего теленка я ищу!» Теленок потерялся! (Дети повторяют за педагогом название детеныша.) «И-го-го, мой жеребенок далеко!» Жеребенок пропал! «Ме-е-е, иди, козленок, ко мне-е-е!» И т.д. Где же они?
(Взрослый и малыши ходят по группе и находят детенышей за ширмой.) Воспитатель. Вот они и нашлись! (Обращается к игрушкам.) Вы, наверное, потерялись? Дети помогут вам, если вы скажете, кто ваши мамы.
Предлагает малышам выбрать любого «детеныша», спросить его о «маме», позвать ее, например: «Катя, спроси у котенка, кт его мама? (Кошка.) Как он зовет маму?! (Мяу-мяу!) Позови вместе с котенком кошку маму. (Ребенок повторяет.)Молодец, Катя! А теперь отнеси котенка к его маме-кошке. Поставь котенка рядом с мамой».
Такие же действия повторяются со всеми детенышами. Игрушки «благодарят» за помощь. Воспитатель хвалит детей: «Молодцы! Всем мамам помогли найти своих деток (детенышей)!»
Игра «Гуси, гуси»
Задачи: Развивать способность понимать несложный сюжет инсценировки, учить умению воспроизводить звукосочетания «га-га», «да-да».
Содержание игры: Для игры воспитательница берет двух игрушечных гусей небольшого размера из резины или пластмассы. Она держит их на коленях под столом (или на стульчике) вне поля зрения малышей. Перед столом усаживаются дети. Словами: «Дети, давайте позовем гусей» — воспитательница привлекает внимание всех участников занятия. Затем она громко, отчетливо зовет: «Гуси, гуси!» Повторяет еще раз: «Гуси, гуси!» Выставляет на стол спрятанные игрушки, двигает их по столу и внятно, раздельно произносит: «Га-га-га». Ставит их так, чтобы детям было хорошо видно, и спрашивает: «Есть хотите?» Медленно наклоняет головы гусей и ритмично, не спеша говорит: «Да, да, да». Затем воспитательница предлагает детям позвать: «Гуси, гуси» — и сама еще раз повторяет слова и действия. После этого она дает каждому ребенку по игрушке, изображающей гуся, и говорит весело: «Вот сколько гусей к нам пришло. И у Коли гусь, и у Тани гусь. Их надо покормить». Сама берет одного гуся и спрашивает, обращаясь к остальным: «Есть хотите?» Побуждает детей, державших гусей, сказать: «Да, да, да». Берет маленькую мисочку и кормит своего гуся (наклоняет его голову к миске). Раздает всем мисочки и предлагает покормить гусей. Игрушки некоторое время остаются в руках у детей. Воспитательница наблюдает за их игрой, время от времени повторяя текст и помогая детям делать соответствующие движения игрушкой.
Игра «Дерево».
Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.
Краткое описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.».
Высоко на небе - облака,
А внизу - под облаком - река.
Высоко на дереве - листочки,
А внизу, под деревом, - цветочки.
Игра «Кукла спит».
Цель: развивать речь, слух.
Краткое описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.