Задание №1
Составьте два предложения, включив в них существительное часы. В одном предложении это существительное употребите в значении вещи, а в другом – в значении меры времени. В каком случае существительное часы имеет два числа, а в каком одно? Многозначным словом или омонимом будет слово часы в этих значениях?
Ответы учащихся:
Задание №2
Из группы словосочетаний и предложений выпишите только словосочетания с омонимами.
Бродит по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.
Несовершенный вид глагола. Виды растений. Усталый вид. Вид из окна.
Сжатый воздух. Сжатые хлеба. Сжатые сроки.
Вынести всю мебель. Вынести все трудности. Вынести примечания в конец книги.
Задание 5. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения.
Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.
Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.
Задание 6. Пользуясь этимологическим словарем, объясните причины возникновения названных омонимов:
ласка – ласка рысь – рысь
брак – брак кран – кран
завод – завод клуб – клуб
лира – лира брань – брань
Задание 7. В отрывках из произведений А.С. Пушкина укажите, где использована многозначность, а где омонимия слова свет.
1) Ой вы, гости–господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
.
2) И в молчаливом кабинете,
Забыв на время все на свете,
Осталась, наконец, одна.
3) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
4) Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
5) Прости, веселая природа,
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Словарь кроссвордиста
1.
Слово, одинаковое с каким-либо другим по написанию, но разное
по значению.
2. Гаечный ключ для ключа в овраге.
3. Слово с разными значениями.
4. Слово-тёзка.
5. Звучит также, а значение другое.
В толковом словаре найдите омонимы мир – мир.
- По какой помете в словарной статье вы будете находить омонимы?
А) Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла.
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след!
Норка здесь, а норки нет!
Б) Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки
- Где вы были?
- У лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.
Определите, чем являются слова.
Везти – вести, орёл – Орёл, костный – косный, старожил – сторожил, плач – плачь, много бéлок – белóк яйца, áтлас – атлáс, лист клена – лист тетради, держать под большим секретом – замóк с секретом,
стакан из стекла – вода стекла, мазать стены краской – мазать из ружья.
Продолжить каждую строчку четверостишия, сохранив рифму, используя слова, имеющие звуковое сходство.
Рак и Гусь
Раку Гусь твердил … (одно)
-Ты ударь клешней … (о дно)
И на берег (из реки)
Вылезь, мудрость (изреки).
Я.Козловский
Шутливая песенка
На медведя вы, сосна,
Шишку бросили (со сна)
А на нас ( а на нас)
Уронили (ананас)
1. Определите, пользуясь "Словарем омонимов русского языка" О.С.Ахмановой, источник возникновения омонимов:
перетопить (сало и печь), ноготки (ноготь) и ноготки (цветы), печь (газовая) и печь (пироги), такса (почтовая) и такса (породистая), кран (водопроводный) и кран (подъемный), белый (снег) и белый (офицер), губа (нижняя) и губа (Обская).
Задание 4. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.
2. Найдите омонимы и определите их тип (лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы).
Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (А.Пушкин); Поэт - издалека заводит речь. Поэта - далеко заводит речь (М.Цветаева); Седая ворона Черного ворона утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки -сорок Сорок (Я. Козловский); Нельзя хвалиться только тем, что у тебя избыток тем, произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы (Г.Шевцов); Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (К. Прутков); А у отца Преференца был сын богослов, которого лучше любили звать "бог ослов" (В.Песков); В мира жить - с миром жить (Пословица); ... Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло - хорошо бы это было! (Б. Заходер); Красноречиво, важно, долго им толковал о чувстве долга (И.Тургенев); Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсяночка, за окном щебечет пеночка, подпевает ей овсяночка (Я.Козловский); Не ходи, как все разини, без подарка ты к Розине, но, ей делая визиты, каждый раз букет вези ты (Минаев); Чему ты, маска, рада, чем объяснить твой лик? Во время маскарада я - маска, а не лик (Я.Козловский); Бранили пьесу, мол, пошла, а пьеса все-таки пошла (Э.Кроткий); Пусть метель по полям не устанет месть.
Подберите к каждому слову омоним, определите тип омонимов и составьте с ними предложения. Среда, рой, стекло, знать, атлас, стрелки, помешать, бокс, узел, посол, ёрш, дисциплина
I. Разминка: Прочитай предложения, верно расставив ударения:
· КоробОк с изображением корОбок.
· Угольный (уголь) угОльный (угол) подвал пугал меня.
· Заглянуть в пропАсть, но не пропАсть.
· Я так сужУ, что сУжу эту тему.
· Не смотри на прЯди, а прядИ.
· СведЕние к общему знаменателю – недостающее свЕдение в задаче.
· Кто написал на Извести, тот должен пятно известИ.
Какой эффект создается в этих предложениях (неясности, многозначности, комичности). Как достигается этот эффект? (использование омонимы). Что такое омонимы?
Какие виды омонимов знаем?
Омонимы — разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, ключ (для замка) — ключ (родник), горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент).Омонимы частичные — омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы.
Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении.
Омофо́ны — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Омоморфе́мы — морфемы, совпадающие в написании и произношении, но имеющие разные грамматические значения.
Омоформы — слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
- Только ли омографы нам встретились?
Омоформы:
· пропасть (И.П. сущ.) - пропасть (н.ф. глагола);
· пряди (мн. ч. Сущ.) - пряди (повелительное накл. гл.),
· на извести и извести (н. ф.).
1. Какое слово нельзя написать иначе?
· Вперемежку (вперемешку);
· Тушь (туш);
· соберу;
· Серб (серп);
· Изморозь (изморось).
·
Какие виды орфограмм нам встретились? Как называется данный вид омонимов? (омофоны).
Будут ли омонимами данные слова?
Ах, она, сердечная, у неё болезнь сердечная [шн и чн].
Это омографы.
В каких заданиях ЕНТ и ВОУД пригодится знание омонимии?
А. 10 . Укажите верную морфологическую характеристику слова.
А 11.(определение значения слова);
А 18. (слитное, раздельное, дефисное написание омонимичных и производных частей речи).
А 30. (укажите предложения, в которых используются омонимы).
В 1. Укажите способ образования слова
В 2. (на умение выписывать слова определенной части речи).
В 8. (умение находить средства выразительности).
С. (умение избегать в своем сочинении двусмысленности).
Упражнение 1. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: Внешний вид, облик.
1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой) - Характер, склад, направление чего-либо.
2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев) - Икона.
3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь).
4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский) - Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом.
Упражнение 2. Даже на заре своей истории люди всегда что-то знали о той местности, в которой жили.
А11. Укажите значение слова ЗАРЯ в данном предложении.
1) Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.
2) Начало, зарождение чего-то радостного.
3) Утренний или вечерний военный сигнал.
4) Начало, зарождение чего-то.
Упражнение № 3. Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материалнепрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее – мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с большей силой.
Укажите значение слова МАТЕРИАЛ в предложении .
1) предмет обсуждения 2) вещество, сырьё 3) источник 4) ткань
Нам попались многозначные слова или омонимы?
От многозначных слов омонимы отличаются тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного. В толковых словарях омонимы даются не в одной, а в разных словарных статьях. Если слово-омоним многозначно, его значения идут в этой же словарной статье, последовательно, под номерами.
А) Можно ли вне контекста выделить морфемы в словах? Одинаков ли будет способ образования данных слов?
1. Бескровный – да, можно: бес-кров-н-ый
бескровный — «лишённый крови» и бескровный — «не имеющий крова, бездомный». Способ образования приставочно– суффиксальный.
2. мой – нет, нельзя:
Мо-й (повелительное наклонение глагола «мыть») - суффиксальный; Словообразование или формообразование?
Мой (местоимение) – начальная форма;
3. простой - нет, нельзя:
Прост- ой (прилагательное) – начальная форма;
простой (существительное) – бессуфиксный;
- Чем формообразование отличается от словообразования?
Назовите формообразующие морфемы и словообразующие:
Слайд 12.
Один ученик у доски производит словообразовательный и морфемный разбор:
· Глубочайший - суффиксальный;
· Вышел - суффиксальный;
· Рассмотри - суффиксальный;
· Сгреб – суффиксальный (нулевой суффикс).
Это формообразование или словообразование? Вывод: данные слова при выполнении ЕГЭ не могут стать ответом на вопрос В1.
Морфемный разбор: глубоч-айш-ий; вы-ш-е–л; рас-смотр-и; с-греб – нулевой суффикс Л (гребла);
· пере-нос-ица (приставочно-суффиксальный) и нос-и-льщик (суффиксальный),
· вод-ян-ой (суффиксальный) и вод-и-тель (суффиксальный),
· прав-ов-ой (суффиксальный) и с-прав-а (приставочно-суффиксальный);
Что объединяет данные для разбора слова? (наличие корней-омонимов). Омонимичные морфемы иногда называют омоморфемами.
Почему при выполнении заданий ЕГЭ следует помнить об омонимичных морфемах? Докажите это, сделав словообразовательный разбор:
Какие омонимичные морфемы вам встретились?
1 вариант:
· убежать употреблена приставка у- - приставочный;
· обуть корень -у- - приставочный (разуть);
· сбоку -у – суффикс – приставочно-суффиксальный;
· иду – окончание – формообразование.
2 вариант:
· Зубрила - одушевленные существительные со значением действующего лица - суффиксальный,
· Плыл-о (форма прошедшего времени глаголов) – суффиксальный;
· палк-а – начальная форма;
· рыба-лк - а - суффиксальный?
Знание омонимов пригодиться при определении части речи.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова БОГАТЫ из предложения: ОНИ ЗНАЛИ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЛЕС, КУСТАРНИК ИЛИ ЛУГ, ЗНАЛИ, ЧЕМ БОГАТЫ ЛЕСА...
1) глагол в форме прошедшего времени
2) краткое прилагательное
3) причастие
4) полное прилагательное
В2. Из предложений 5 – 10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.
Работа над частью С (устно). Назовите ключевые слова. Сформулируйте поставленную автором проблему. Укажите позицию автора.
Какие аргументы из курса русской литературы могли бы подтвердить позицию автора?
Учимся разграничивать омонимичные краткие прилагательные, наречия, краткие причастия.
Определите, что перед нами: сравнительная степень прилагательного, сравнительная степень наречия, повелительное наклонение глагола?
1. Он стал красней (красным) помидора (прилагательное).
2. Красней, красней, пусть тебе будет стыдно (повелительная форма глагола).
3. Кто сказал, что твоя кровь краснее? (прилагательное)
4. Марс на ночном небе становится все ярче и краснее (прилагательное).
5. Обе краснеют, краснее вечерней зари. (наречие - прилагательное).
6. Краснее крови розы лепесток (прилагательное).
Знакомство с алгоритмом разграничения. Сравнительная степень прилагательного указывает, чтопризнак объекта проявляется в большей / меньшей степени. Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака действия. От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством или сказуемым безличного предложения, а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения или как определение. Наречие синтаксически зависит от глагола, а прилагательное – от существительного. Эта балерина красивее (прилагательное), чем та и Эта балерина танцует красивее (наречие), чем та.
1 вариант:
Укажите, какой частью речи является слово смелее?
1. Смелее тигра, зверя нет.
2. Он стал смелее, увереннее.
3. Смелее, упорней — отличный девиз!
4. Мечтай смелее!
5. Вот мальчик тот, что всех смелее был.
6. Всё смелее критикуют меня.
2 вариант:
Укажите, какой частью речи является слово здоровей?
1. Хлебцы "Здоровей" подходят для вашего питания.
2. Здоровей видали.
3. Всех краше и милей, здоровей, умней, расти.
4. Подшучивай сам над собой - здоровей смеяться будешь.
5. Здоровей с умом.
6. «Чем чахнуть от любви унылой, Ах, что здоровей может быть, Как подписать отставку милой.» (Д. Давыдов)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.