Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования «Городской центр детского
(юношеского)
технического творчества г. Юрги»
Сборник методических разработок
«Уроки Мужества»
Автор-составитель: Зубцов Алексей Александрович,
педагог-организатор
МБУДО «Городской центр детского (юношеского)
технического творчества г. Юрги»
Юрга
2020
Автор-составитель: Зубцов Алексей Александрович, педагог-организатор МБУДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»
Сборник методических разработок «Сценарии Уроков Мужества»
предназначен для использования в воспитательном процессе образовательных организаций при проведении массовых мероприятий патриотической направленности. Сборник адресован педагогам, работникам образовательных организаций, учреждений культуры, руководителям общественных организаций, ведущим работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Содержание
Пояснительная записка ………………………............................................. |
4 |
Урок Мужества «Есть такая профессия – Родину защищать!», посвященный 100-летию создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии ……………………………………………………………………… |
6 |
Урок Мужества «Беслан - ты в сердце боль моя…» памяти трагедии в Беслане ……………………………………………………………………. |
12 |
Урок Мужества «Хлеб блокадного Ленинграда», посвященный 76-ой годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады ……… |
15 |
Список электронных ресурсов………………. …………..…………..…… |
24 |
Пояснительная записка
Есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени и которые не стираются из памяти людей. Напротив, временной разрыв с возрастающей силой подчеркивает их величие и определяющую роль в мировой истории. История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. Память об этих событиях неподвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века: это не просто свойство человеческого сознания сохранять следы минувшего, память – это связующее звено между прошлым и будущим.
Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям ФГОС ООО второго поколения, является воспитание граждан правового, демократического государства. Среди наиболее распространённых и действенных средств возрождения духа патриотизма молодёжи, воспитания у современных детей уважения и любви к своей большой и малой Родине, российскому народу важное место занимают «Уроки Мужества», проведение которых позволяет решить целый ряд педагогических задач. Подобные мероприятия имеют как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии, развивает личностные качества, общий кругозор.
Цель: создание условий для эффективного воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Задачи:
• формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, нравственной стойкости, героизме;
• демонстрировать на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
• укреплять ценностные ориентиры учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;
• показать роль чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту;
• развивать интерес к историческим фактам и событиям.
Темы «Уроков Мужества», входящих в сборник, приурочены к определенным памятным датам, что позволяет иллюстрировать, объяснять и раскрывать главные понятия конкретной темы.
Оборудование, необходимое для проведения мероприятий:
компьютер (ноутбук), проектор, экран, микшерный пульт, колонки, микрофоны, стойки под микрофоны.
Все представленные в сборнике «Уроки Мужества» успешно проведены на муниципальном уровне. Главным ожидаемым результатом мероприятий данного характера может служить то, что у учащихся формируется правильное представление о настоящем гражданском и патриотическом долге, мужестве, героизме, а так же развивается интерес к истории своей Родины.
Урок Мужества «Есть такая профессия – Родину защищать!»,
посвященный 100-летию создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии
(сценарий)
Ход мероприятия
Ведущий: Месячник оборонно-массовой и спортивной работы мы открываем Уроком Мужества, который посвящается предстоящему празднику мужчин, 23 Февраля - Дню защитников Отечества. Темой урока мы решили избрать слова из одного всем известного фильма, рассказывающего о становлении нашей российской армии. Это фильм «Офицеры»– «Есть такая профессия – Родину защищать!»
(демонстрация отрывка из фильма «Офицеры) -1-02 мин.
Чтец 1: Боевой путь наших Вооруженных Сил не имеет аналогов в мировой истории. Неотъемлемая черта русской государственности и армии состояла в том, что державе и воинству во все века приходилось вести непрерывные войны, отражая многочисленные разбойничьи набеги и широкомасштабные вооруженные агрессии.
Чтец 2: Во времена, когда у древних славян понятия "вооруженные силы" еще не существовало, многочисленные войны велись племенными ополчениями, формируемыми из народа. Тогда же зародились и княжеские дружины. Однако основным элементом военной организации долгое время являлось народное ополчение, созываемое в случае серьезной военной опасности.
Чтец 1: В первой половине XIII века одновременно с борьбой против монголо-татар на северо-западе приходилось бороться со шведскими и немецкими захватчиками. И первый действенный отпор притязаниям рыцарей-крестоносцев оказала дружина Александра Невского.
(демонстрация отрывка из фильма «Ал. Невский») -1-13 мин.
Чтец 1: С образованием централизованного Русского государства бывшие дружинники – служивые дворяне стали составлять основу вооруженных сил, из них формировалось поместное войско. Из представителей же свободного населения создавалось постоянное стрелецкое войско. В XV веке главной воинской силой стало служилое дворянство. Дворянская конница, постепенно заменив княжеские дружины, заняла ведущее место в русском войске.
Чтец 2: Военные реформы Ивана Грозного в середине XVI века упорядочили систему военной службы в поместном войске, создали постоянное стрелецкое войско, выделили артиллерию в самостоятельный род войск. Управление армией стало централизованным.
(демонстрация отрывка из фильма «Ив. Вас. меняет профессию) -2-15 мин.
Чтец 1: В годы вооруженной защиты Родины возник, рос и развивался массовый народный героизм. Именно благодаря ему стала возможной победа над польскими интервентами в начале XVII века. Достаточно вспомнить подвиг Ивана Сусанина чтобы представить себе силу духа и патриотизм русского народа, защищавшего свое Отечество.
Чтец 2: Наиболее зримо они проявились в царствование Петра I. В ходе тяжелой и длительной Северной войны (1700—1721) ему удалось, проведя крупнейшие преобразования, превратить нашу Родину в величайшую державу мира. Самой главной потребностью страны Петр считал создание военного флота!
(демонстрация отрывка из фильма «Флот Петра I») - 4 мин.
Чтец 1: Петр I, уверенный, что "воинское дело - первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны, своего Отечества", со свойственной ему энергией и целеустремленностью взялся за формирование новой регулярной армии. В
Чтец 2: Немало блистательных сражений провели последователи Петра: Салтыков, Румянцев, Репнин. Никогда не знали отступления и чудо-богатыри Суворова. Они не считали врага перед атакой, а шли в штыки, не обращая внимания на неприятельский огонь. Блестящие сражения у Фокшан, при Рымнике и Измаиле тому свидетельство.
Чтец 1: И даже «Великая» армия Наполеона, отличавшаяся высокой организованностью, неуемной энергией разрушения и побед, перестала существовать всего за год, благодаря более высокой нравственной силе русского войска, ведомого Михаилом Кутузовым.
(демонстрация отрывка из фильма «Война и Мир») -1 мин.
Чтец 2: В 1918 г. была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия. С расширением масштабов Гражданской войны военная служба стала обязательной. Красная Армия, образованная декретом Совета Народных Комиссаров 15 (28) января 1918 г., строилась на классовом принципе. В нее принимали на основе индивидуального отбора солдат, матросов, рабочих и крестьян-бедняков. Командный состав комплектовался на выборной основе (до апреля 1918 г.).
(демонстрация отрывка из фильма «Создание Красной Армии») – 1-15 мин.
Чтец 1: 18 сентября 1925 г. принимается Закон об обязательной военной службе, который устанавливает обязательную военную службу лиц мужского пола с 19 до 40 лет: первые 2 года - допризывная подготовка, 5 лет - действительная служба и нахождение в запасе до 40 лет.
Чтец 2: 31 августа 1939 г. был принят Закон о всеобщей воинской обязанности, определивший, что "все мужчины - граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР". По новому закону устанавливались сроки действительной военной службы, в школах вводилась начальная и допризывная военная подготовка.
Чтец 1: Великая Отечественная война потребовала напряжения всех сил нашего народа. Свыше 20 миллионов советских граждан подали заявления с просьбой о зачислении в Красную Армию добровольно. Создавались дивизии народного ополчения - резерв действующей армии. Народ служил в армии или работал на нее. Это и стало залогом Великой Победы.
(демонстрация отрывка фильма «Великая Отечественная война») -2-40 мин.
Чтец 2: В ходе Курской битвы 24 июля 1943 г. был издан указ о порядке присвоения воинских званий военнослужащим Красной Армии. В нем устанавливалось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералов. Такая градация воинских званий существует и в современной Российской армии - преемнице многих традиций Советской Армии.
Чтец 1: Неоценимый вклад в Победу 1945 года внесли жители Юргинского района. Более 12 тысяч жителей были призваны в ряды Красной Армии. На всех фронтах Великой Отечественной воины-сибиряки доблестно сражались, проявляя высочайший героизм и бесстрашие. Свои жизни за Родину отдали 4376 наших земляков.
Чтец 2: На Юргинской земле родились и выросли семь Героев Советского Союза, два кавалера ордена Славы I, II и III степеней. Эти имена золотыми буквами вписаны в историю Юргинского района и города. Это Василий Нилович Исайченко, Лаврентий Васильевич Деменков, Павел Гаврилович Петров, Александр Петрович Максименко, Андрей Яковлевич Власов, Альберт Викторович Кронит и Леонид Михайлович Пономаренко.
(показ фото Героев Юргинцев)
Чтец 1: В марте 1969 г. в районе острова Даманский произошли бои между советскими и китайскими войсками. В боях за Даманский со 2 по 16 марта 1969 г. погибли 58 советских воинов, 94 получили тяжелые ранения.
Чтец 2: В том сражении 2 марта погиб юргинец Виктор Егупов, награжденый (посмертно) медалью «За отвагу»». Сражение за Даманский стало первым со времен Второй мировой войны серьезным столкновением Вооруженных Сил СССР с регулярными частями другой крупной державы.
Чтец
1: 25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск
в Демократическую Республику Афганистан. Война продолжалась с 25 декабря 1979
г. до 15 февраля 1989 г. По
уточнённым официальным данным принимало участие в боевых действиях со стороны
вооруженных сил Советского Союза 104 тысячи человек, безвозвратные потери
личного состава Советской армии в Афганской войне составили 14 427 человек.
Чтец 2: Среди погибших и наши Юргинцы: Александр Сидорюк, Вячеслав Иванов, Александр Веденин, Геннадий Некрасов, Игорь Никитенко, Олег Нестеров, Андрей Соболев, Сергей Оснач и Евгений Пахирко.
(Клип Афганистан)-2-50 мин.
Ведущий объявляет выступление ветерана Афганистана
Чтец 1: - Вооруженные Силы Российской Федерации были образованы 7 мая 1992 г. Указом Президента Российской Федерации. В 1993 г. был принят Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" который предусматривает военную службу по призыву и по контракту. Именно в таком составе российским воинам пришлось вновь встать на защиту своей страны, выполнить свой долг.
(демонстрация отрывка из фильма «Российская армия» )-00-50 мин.
Чтец 2: В историю России вписано немало войн. Большинство из них было освободительными, некоторые начинались на нашей территории, а заканчивались далеко за ее пределами. Одна из таких печальных страниц российской истории – чеченская война. 11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал указ о мерах по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской республики. С этого момента российские войска были введены на территорию республики, началась полномасштабная война.
Чтец 1: Война в Чечне делится на две компании: 1-я - 1994-1996г.г., 2-я началась в 1999 году и фактически длилась по 2009 год. Наиболее активная боевая фаза пришлась на 1999—2000 год. Число погибших составило 5042 человека.
(видеоклип «Чечня»)-4-50 мин.
Чтец 2: И опять же этот конфликт не обошел стороной наш город. Участие в боевых действиях принимали военнослужащие Юргинского гарнизона и сотрудники отдела МВД России «Юргинский». В период с 1994 по 2000 гг. 74 гвардейская бригада участвовала в Чеченской войне. Потеряли почти 40 % боевого состава в период зимы 1994—1995 гг. В боевых действиях тогда участвовали 1274 солдат и офицеров.
Чтец 1: По итогам двух чеченских кампаний государственных наград удостоились 3,5 тысячи солдат и офицеров. Пяти военнослужащим бригады присвоили звание Героя России. Сотрудники отдела МВД России «Юргинский» и по сей день проходят службу на территории Чеченской республики. К сожалению, были и безвозвратные потери. В двух Чеченских компаниях 74 бригада потеряла более 240 человек, Отдел МВД России «Юргинский» 1 сотрудника.
Ведущий объявляет выступление участника БД на Северном Кавказе
Чтец 2: Российская армия прошла славный исторический путь, отмеченный великими победами, суровыми испытаниями, горечью утрат. Беспредельная любовь к Родине, верность присяге, Боевому Знамени, высокая дисциплина и общая культура, уважение к подчиненным, понимание долга, глубокое чувство товарищества - лишь небольшая часть того, что всегда защищало и спасало Россию от многочисленных бед и потрясений.
Ведущий: Память о погибших в Великой Отечественной войне, в локальных войнах и конфликтах прошу почтить минутой молчания.
(метроном)
Ведущий: Вот и подходит к своему завершению наш урок мужества, на котором мы постарались проследить героический путь становления и возмужания нашей доблестной Российской армии.
Ведущий: Хочется надеяться, что увиденное и услышанное сегодня надолго запомниться всем присутствующим.
Урок мужества «Беслан - ты в сердце боль моя…»
памяти
трагедии в Беслане
(сценарий)
Ход мероприятия
Слова ведущих сопровождаются показом слайдов (фотографий)
Ведущий 1: 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с
самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную,
наполненную приятными событиями школьную жизнь.
Ведущий 2: Этот день отмечает вся наша страна. Северная Осетия
тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной
страны. Во всей республике проживает чуть больше 712 тысяч человек. А в городе
Беслане, о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно
об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.
Ведущий 1: Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную
линейку, город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник
в свою родную школу.
Ведущий 2: В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились
на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход
трех первых классов. Ничего не предвещало беды!
Ведущий 1: И вдруг во двор школы въехало несколько машин,
прозвучали выстрелы. 34 террориста окружили людей, собравшихся на
торжественную линейку. Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в
спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно
расстрелял двух жителей города Беслана. Более
тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети – учащиеся
школы.
Ведущий 2: Школьница Сонета Сабанова позднее рассказывала: “ Первого сентября
2004 года мы с сестрой и дедушкой пошли в школу... Мы оказались в заложниках.
Первое время никто не понимал, что происходит, но после того как террористы
начали минировать зал, стрелять в потолок и расстреливать людей на наших
глазах, мы поняли, что случилась беда”.
Ведущий 1: В первые часы захвата террористы убили 17 человек. Чтобы не допустить
штурма, террористы выставляли в окна школы детей, отказываясь вести переговоры.
А в случае начала штурма террористы угрожали взорвать захваченную школу. Время
в Беслане остановилось.
Ведущий 2: И только через два часа после захвата школы
боевики выдвинули свои требования - личное присутствие президента республики
для переговоров. “…Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек. Если
ранят любого из нас, убьем 20 человек. Если убьют из нас 5 человек, мы все
взорвем. Если отключат свет, связь на минуту мы расстреляем 10 человек”.
Ведущий 1: Теракт в Беслане был спланирован тщательнейшим образом. Целью
террористов был вывод российских войск из Чеченской республики и признание
Чечни независимым государством. Любое неповиновение заложников тут же
наказывалось. Но тем не менее, взрослые, оказавшиеся в числе заложников, не
оставляли попыток поддержать и спасти детей. После освобождения, дети с особой
благодарностью вспоминали своих учителей, которые, не задумываясь о своих
жизнях, спасали учеников.
Ведущий 2: 3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных
взрыва. Сработали, как минимум, 7 самодельных взрывных
устройств. Близлежащие дворы затянуло дымом. Взрывами были выбиты
окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли
по ним огонь. Заложники разбегались кто куда. Смогли убежать около 600 человек.
В спортзале начался пожар.
Ведущий 1: Как только раздались взрывы, сразу же оперативный
штаб дал команду на штурм. Штурм был спонтанным, но бойцы подразделений
“Вымпел” и “Альфа” действовали по заранее намеченному плану. Первоочередной
задачей для них было спасение детей. Они закрывали детей собой. Бой длился
примерно 13 часов. При освобождении заложников погибли 10 бойцов из
подразделений “Альфа” и “Вымпел”.
Ведущий 2: Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от
счастья, праздника к своей гибели. По данным следствия, в школе террористы
удерживали 1128 заложников. 3 дня… без еды… без воды…
Ведущий 1: При проведении спецоперации было спасено 918 человек.
В результате теракта с 1-го по 3-е сентября 2004 года погиб и позднее скончался
от ранений 331 человек, в том числе 317 заложников, среди которых 186 детей,
15-учителей. Более 900 человек получили ранения.
Ведущий 2: Беслан стал “Городом ангелов”. Родители погибших детей фактически
живут на кладбище. Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”,
а последние годы уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети,
их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1. Из 266 могил 186 —
детские. Есть еще одна — братская. Там похоронены тела тех, кого не удалось
опознать.
Ведущий 1: На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”.
Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль
невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами. Надгробий
столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. У каждой могилы
— бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим
заложниками террористов.
Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004
года.
Выступление начальника штаба ЮНАРМИИ
Ведущий 2: То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не
забудем…
Ведущий 1: Тот, кто сделал это – проклят навсегда…
Ведущий 2: Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…
Ведущий 1: Трагедия в Беслане потрясла всех…
Погибли люди… Погибли невинные, беззащитные
дети!!!
Ведущий 2: 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего
детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную
приятными событиями школьную жизнь.
Но кто мог подумать, что этот день станет для
многих из них последним!!!!
Звучит ПЕСНЯ о трагедии в Беслане.
Ведущий
1: Памяти
жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма объявляется минута
молчания.
Напутственное слово представителя Мариинской епархии
Урок Мужества «Хлеб блокадного Ленинграда», посвященный
76-ой годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады
(сценарий)
Ход мероприятия
Ведущий 1: Месячник оборонно-массовой и спортивной работы мы открываем уроком Мужества «Хлеб блокадного Ленинграда», который посвящен 76 годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Фоновая музыка 20сек. На экран проецируется фильм без звука.
Ведущий 1: Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.
Ведущий 2: Это имя — как гром и как град: Петербург, Петроград,
Ленинград.
Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского.
Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. 872 дня, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.
По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.
Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.
Ведущий 1: Пытал нас враг железом и огнем...
«Ты сдашься, струсишь,
бомбы нам кричали,
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди — камни Ленинграда!»
Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.
Чтец 1: Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Ведущий 2: 8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, в котором оказалось 2 млн. 877 тыс. человек.
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Ведущий 1: На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.
Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется».
Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.
В это время бойцам на передовой линии обороны выдавали 500 граммов хлеба в день, рабочим горячих цехов – 375 граммов, остальным рабочим и инженерам – 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям – всего 125 граммов хлеба.
Ведущий 2: Наступил самый голодный период первой блокадной зимы 1941 - 1942 годов. За три месяца умерло больше 250 тысяч (двухсот пятидесяти тысяч) человек.
На 50 (пятьдесят) процентов блокадный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку: пищевая целлюлоза, жмых (остатки после отжима растительного масла) , обойная пыль, выбойки из мешков, хвоя.
Другие продукты в этот период не выдавали.
Чтец 2: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке…
Ведущий 1: Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны.
Хлебом определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба. Этот хлеб пекли по жестким рецептам блокады в единственной работавшей на заводе в ту зиму печи № 6. И отмерили 125 граммов.
Смотри, это норма хлеба на один день зимы 41—42-го годов. И ничего, кроме этого куска, ты не получил бы. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. Установить реальный рецепт блокадного хлеба непросто. Он изменялся чуть ли не каждый день в зависимости от имеющихся хлебных суррогатов.
Ведущий 2: Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. 30 км нужно проехать по льду, чтобы оказаться на западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат.
Чтец 1: О, да – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодной ровный свет луны.
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
Чтец 2: Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат и ждут.
Прислушиваются тревожно: -
К заре сказали привезут… –
Гражданочки, держаться можно…
Чтец 1: И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду. –
Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогреешь – вновь свело.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет?
Шестнадцать тысяч Ленинградцев
Чтец 2: И вот в бензине руки он
Смочил, поджег, поднес к мотору
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Чтец 1: Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зори.
Чтец 2: Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Ведущий 1: Прогибается, трещит лед под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лед вместе с продуктами. Много трудностей и опасностей подстерегало шоферов. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия.
Ведущий 2: Но колонны шли и шли. Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лед мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Чтобы взять груза как можно больше прицепляли к машине легкие конные сани и ложили на них еще по 7 мешков. Так и доставляли муку в город.
Ведущий 1: Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали еѐ Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждѐнного города слабых, обессиленных людей. За время блокады из Ленинграда было вывезено (эвакуировано) больше 1,5 миллионов (полутора миллионов) человек.
Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.
Ведущий 2: На втором километре Дороги жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Чтец 1: В осажденном Ленинграде эта девочка жила.
В ученической тетради свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье, Слышит мир ее слова:
Чтец 2: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»
Чтец 1: А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдешь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:
Чтец 2: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Чтец 1: Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся березки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискаревском
Остановят вдруг слова:
Чтец 2: «Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Чтец 1: Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
Чтец 2: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Ведущий 1: Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!
Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.
Чтец 1: Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Ведущий 2: Почти 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.
Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался. Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город продолжал жить и бороться.
Ведущий 1: В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.
Ведущий 2: Полностью от блокады Ленинград был освобожден только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.
Чтец 2: За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика
Гремит салют над Ленинградом.
Ведущий 1: Слово предоставляется жителю блокадного Ленинграда
Выступление ленинградца-блокадника
Ведущий 1: Страшным был итог блокады. От голода и лишений за время блокады погибло почти 700 тысяч ленинградцев.
Эта цифра прозвучала на Нюрнбергском процессе. Сегодня историки считают, что общее число жертв блокады - 1,5 млн. человек.
Военные потери составили почти 470 тысяч человек.
При артиллерийских обстрелах погибло 16 747 мирных жителя.
Ведущий 1: Прошу почтить память погибших и умерших в годы войны минутой молчания…
Звучит «Реквием», минута молчания…
Ведущий 2: Поколения, пережившие голод и невзгоды войны, знают цену куску хлеба. Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почем колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях?
Ведущий 1: Во что оценить блокадную пайку? Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу. Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?
Чтец 1: Потому что хлеб – это хлеб!
«что может быть слаще хлеба,
Что может быть горше хлеба?
Что нужнее хлеба?
Что нам дороже хлеба?
Все начинается с хлеба
Кончается все людьми»
Ведущий 2: Символом блокады стал хлеб, столь желанный и недоступный для умиравших от голода. Блокадный хлеб – это не просто рецептура экстремального периода, это пропуск в мир живых.
Видеоклип группы «Ария» - «Непокоренный»
Список электронных ресурсов
1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/.
2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://archive.mil.ru/.
3. Каталог сайтов о Великой Отечественной войне «Помни войну» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pomnivoinu.ru/home/catalog/20/.
4. Видеохостинг YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/.
5. Сайт Российского военно-исторического общества [Электронный ресурс]. URL: https://rvio.histrf.ru/.
6. Сайт Департамента образования и науки Кемеровской области [Электронный ресурс]. URL: http://образование42.рф/.
7. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.