Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 6»
Камышловского городского округа
Камышлов, 2024
Методы и приёмы технологии формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы/ сост. Чуркина С.В. – Камышлов, МАОУ
«Школа № 6» КГО, 2024
Сборник включает методы и приёмы технологии формирующего оценивания, которые можно применять на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
2
Пояснительная записка 4
Самооценивание 6
Приём «Вопрос» 6
Приём «Формативный опрос» 7
Приём «Слова» 8
Взаимоценивание 8
Приём «Две звезды и желание» 9
Тестирование 9
Приём «Составления тестов» 9
Рефлексия 10
Приём «Трехминутное эссе» 10
Список литературы 11
3
Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста. Данный аспект образования актуален и заслуживает подробного изучения.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию. Учитель должен найти такой подход, который бы позволял устранять негативные моменты в обучении, повышать учебную мотивацию и самостоятельность учащегося.
Для того чтобы оценивание было эффективным, можно использовать методы и приёмы технологии формирующего оценивания (или оценивание для обучения).
Формирующее оценивание — это оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение обучающегося, даётся обратная связь по итогам обучения.
Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами, и происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участниками. Оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Такое оценивание
4
помогает учителю корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им выяснить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Как показала практика, формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.
Исходя из вышесказанного, был составлен сборник методов и приёмов технологии формирующего оценивания, направленных на оценивание образовательных результатов ученика в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником. Целью такого оценивания является определение текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения.
5
Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы. Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли, к чему они стремятся.
Уже с 5 класса ученики учатся объективно оценивать свои знания по той или иной теме. Сначала это простые вопросы, которые учитель задаёт в начале урока: «Оцените, пожалуйста, насколько хорошо вы знаете эту тему и поставьте на полях условный знак: «+» - «очень хорошо»; «-» - «испытываю трудности»; «вопрос» - «испытываю большие трудности, есть вопросы». С этим же вопросом учитель обращается и в конце урока. Тем самым отлеживается, насколько хорошо ребята поняли тему, правильно ли педагог выстроил свою работу…
При самооценивании можно использовать листы самооценки, особенно в конце изучения большого раздела по русскому языку:
Вопросы |
Да |
Нет |
1.Регулярно выполнял (-а) домашние задания |
|
|
2.По необходимости консультировался (-ась) с учителем |
|
|
3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (-а) оценки |
|
|
4.Регулярно вел (-а) записи в тетради |
|
|
5.Знаю, как работать со справочной литературой |
|
|
6.Умею конспектировать тему |
|
|
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме |
|
|
8.Делал (-а) устное сообщение |
|
|
9.Участвовал (-а) в беседах по изучаемому материалу |
|
|
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово |
|
|
11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке. |
|
|
При групповой работе используются «Листы самооценки работы в группе»:
Вопросы |
Да |
Нет |
1. Я был активен в группе |
|
|
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание |
|
|
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы |
|
|
4. Я не отвлекался от основной работы |
|
|
5. Я очень хотел успешно выполнить задание |
|
|
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы |
|
|
7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально |
|
|
Вопросы из листов самооценки заставляют учащихся анализировать свою работу. Это помогает им ответить на вопросы, «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?», «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?».
В 7 классе обучающиеся изучают новые части речи: причастие и деепричастие. Для того чтобы проверить, как ребята усвоили теорию, например, по деепричастию, можно использовать формативный опрос. Каждый обучающийся класса получает лист с заданием, в парах или малых группах обсуждают, как выполнить полученное задание, затем каждый ученик работает самостоятельно. В качестве проверки дети могут провести сравнение с эталоном, осуществить взаимопроверку, зачитать свой ответ. Деепричастие – это____ часть речи, которая отвечает на вопросы _______, ________, сохраняет признаки глагола: ________, ________, _________ и как наречие ______. В предложении является _______.
Такой вид проверки помогает обучающимся лучше заполнить теоретический материал, самостоятельно или с помощью одноклассников выполнить задание, понять, что еще нужно изучить или повторить по данной теме.
Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую изучили. За пять минут все обучающиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого ученика разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).
Взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся, проверяя и сопоставляя работы одноклассников с критериями оценивания, анализируют собственный прогресс.
Взаимооценивание можно проводить, начиная с 5-го класса, например, когда на этапе актуализации знаний ребятам нужно выполнить небольшие проверочные работы по русскому языку или нужно дать оценку устному ответу одноклассника на уроках литературы. При оценке устного ответа «проверяющим» ученикам нужно постараться (если это возможно) похвалить сильные стороны ответа.
При завершении раздела по русскому языку можно использовать «Контрольные вопросы и задания». Ребята задают готовые вопросы одноклассникам, оценивают ответы.
При подготовке к диктантам ребята часто осуществляют взаимопроверку мини-диктантов. При этом в тетрадях одноклассников используется только карандаш и работать можно только с согласия проверяемого.
В 7-9 классах ребята учатся давать оценку уже таких серьёзных работ, как проекты, творческие работы. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс.
Например, приём «Две звезды и желание» применяется при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой
(две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.
Надо сказать, что учится самооцениванию и взаимооцениванию на первых порах трудно, потому что не всегда ребята могут быть объективными и тактичными.
При формирующем оценивании ученики сами должны попробовать составить тесты: Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Её суть состоит в том, что обучающиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу обучающегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. При анализе художественного произведения ребята могут сами составить по 5-10 вопросов. После работы ребята обмениваются вопросами, зарабатывая баллы для будущей отметки.
Образцом составления собственных тестов, конечно, являются тесты учителя, с которыми ученик систематически работает.
Рефлексия (метод неоконченных предложений) помогает получать обратную связь: она показывает ученику, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают; учителю - анализировать свою работу.
Например, помогает приём «Трехминутное эссе». Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:
1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали сегодня?
2) Какой вопрос вам запомнился?
3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
Формулировки вопросов, конечно, могут меняться, чтобы не было эффекта избитости фраз, чтобы это действительно было полезно и ученику, и учителю.
Вот некоторые методы и приёмы технологии формирующего оценивания, которые наиболее часто можно применять на уроках русского языка и литературы
Применение таких методов и приёмов оценивания даёт учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.
1. Бойцова, Е.Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы /Е.Г.Бойцова. – Текст: непосредственный //Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 4. – С. 48.
2. Крылова, О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе /О.Н.Крылова, Е.Г.Бойцова. – Санкт-
Петербург: Каро, 2015. – 124 с. – Текст: непосредственный.
3. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе /М.А.Пинская. – Москва: Логос, 2010. – 260 с. – Текст: непосредственный.
4. Фишман, И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся /И.С.Фишман, Г.Б.Голуб. – Москва: Учебная литература, 2007. – 244 с. – Текст: непосредственный.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.