Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Осинский колледж образования и профессиональных технологий»
«Играем, развиваемся и весело общаемся»
(сборник народных игр)
Составитель:
Бирина Татьяна Сергеевна
Аннотация
Сборник содержит народные игры, направленные на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
В сборник включены игры: на приветствие и прощание, на обращение и просьбы помощи, на оказание помощи, поддержки, на благодарность и ее принятие, игры на извинения, игры на требование и отказ, игры на слушание, игры на развернутое высказывание.
Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии навыков общения у детей средствами народной игры. Он может быть использован педагогами дошкольной образовательной организации в своей профессионально практике и родителями детей дошкольного возраста для организации содержательного семейного досуга.
Содержание
1)Игры на приветствие и прощание:…………………………………………5
«Солнышко»………………………………………………………………………5
«Приветствие»…………………………………………………………………….5
2) Игры на обращение и просьб о помощи:…………………………………..6
«Веселись детвора»……………………………………………………………….6
«Гуси-лебеди»……………………………………………………………………..7
«Краски»…………………………………………………………………...………7
«Паучок»…………………………………………………………………………...8
3)Игры на оказание помощи, поддержки, услуги:…………………………..8
«Огородник и воробей»…………………………………………………………..8
«Гуси с вожаком»…………………………………………………………………9
«Плетень»………………………………………………………………………….9
4)Игры на благодарность и ее принятие:…………………………………...10
«Благодарность»…………………………………………………………………10
«Огородник и воробей»…………………………………………………………10
«Солнышко и дождик»………………………………………………………….10
5)Игры на извинения и принятия извинений:……………………………..11
«Мирилки»……………………………………………………………………….11
«Мирись-мирись»………………………………………………………………..11
«Щенок»………………………………………………………………………….11
6) Игры на требования и отказ:…………………………………………....…12
«Фанты»………………………………………………………………………….12
«Почта»…………………………………………………………………………...13
«Мороз-Красный нос»…………………………………………………………13
7)Игры на слушание:…………………………………………………………14
«Лягушка в болоте»…………………………………………………………...…14
«Курочка-хохлатка»……………………………………………………………..14
«Испорченный телефон»………………………………………………………..15
8)Игры на развернутое высказывание:……………………………………..15
«Каблучок»………………………………………………………………….……15
«Пузырь»…………………………………………………………………………16
«Заинька пойдем в лес»……………………………………………………...….16
Список использованных источников…………………………………………..18
Игры на приветствие и прощание
Цель: развитие у детей навыков вежливого общения и поведения (не забывать
приветствовать при встрече), развитие умения использовать в общении друг с
другом ласковые слова, создание положительного настроя в группе.
« Солнышко»
По считалке выбирают водящего - «Солнышко». Остальные дети встают
в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют.
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг
к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит: «ГОРЯЧО!»
и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и
выбывает из игры.
«Приветствие»
(Играть можно парами или стоя в круге)
Ты – мой друг, и я – твой друг,
(Ладонь направляется на друга, потом к себе)
Как прекрасен мир вокруг!
(Развели руки в стороны)
Мы друг другу улыбнёмся,
(Улыбаемся друг другу)
Дружно за руки возьмёмся! (Берёмся за руки)
Игры на обращение и просьб о помощи
Цель: развитие у детей навыков общении; воспитание сплоченности, товарищества.
«Веселись детвора»
Дети выполняют движения под текст.
Веселись детвора
Поиграть пришла пора!
Как мяучит кисонька? – Поочерёдное выдвижение рук вперёд.
Мяу, мяу, мяу.
А как лает Жученька? – Хватательные движения
Гав, гав, гав.
Как мычит коровушка? – "Рога" Руки к голове, наклоны вперёд.
Му, му, му.
А как свинка хрюкает? – к носу указательным пальцем
Хрю, хрю, хрю.
Веселись детвора
Продолжается игра – Водим хоровод
Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцы развести
Ква, ква, ква.
Как утята крякают? – Руки согнутые в локтях "клювики"
Кря, кря, кря.
Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками
Чик-чирик.
По дорожкам прыгают – Прыжки на месте
Прыг, прыг, прыг.
Веселись детвора
Завершается игра – Остановиться
«Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите
- Да, да, да.
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
«Краски»
Для игры "Краски" среди участников выбирают одного ведущего-продавца и одного покупателя-монаха, остальные дети становятся красками. Участники-краски сидят в кругу или в беседке, иногда дети становятся в шеренгу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах-покупатель не должен знать цвета красок.
Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу:
- Я монах в синих штанах, пришел за краской.
- За какой?
Монах называет цвет краски (например, голубой). Если такой краски нет, то продавец отвечает:
- Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси! (Задания для монаха могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по другому.)
Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху:
- Есть такая!
- Сколько стоит?
- Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).
При последнем хлопке названная "краска" вскакивает со своего места и бежит вокруг беседки или шеренги остальных детей. Монах пытается ее догнать. Если он догоняет краску, то сам становится краской, а пойманный
участник-краска становится покупателем-монахом и игра продолжается. Если же монах не смог поймать краску, то игра начинается сначала.
«Паучок»
С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка. Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг. Паучок садится в центр круга на корточки.
Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:
— Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! (паучок танцует и выбирает из круга того, кто будет паучком с следующем кону). После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».
Игры на оказание помощи, поддержки, услуги
«Огородник и воробей»
По считалочке выбирается один воробей и один огородник. Остальные дети образуют круг, взявшись за руки. Воробей и огородник стоят за кругом.
Огородник произносит: эй, воробей, не клюй конопель, ни моих, ни своих, ни соседских.
С этими словами воробей убегает от огородника, огородник - догоняет. Воробей может забежать в круг, дети его пускают, и быстро выбежать с другой стороны, а огородник может поймать воробья только за кругом. Пойманный воробей становится огородником, огородник из игроков выбирает нового воробья.
"Гуси с вожаком"
Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.
Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"
Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.
Друг за дружкою гуськом
Ходят гуси бережком.
Впереди идёт вожак,
Он шагает важно так -
Га-га-га!
Гуси все за вожаком
Вперевалочку, шажком.
Шаг шагнут, другой шагнут,
Низко головы нагнут.
Га-га-га!
Гуси крыльями взмахнут,
И скорей бегом на пруд!
«Плетень»
Участники строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу
второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на
первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги. Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.
Игры на благодарность и ее принятие
Цель: развития навыков общения благодарности; учить детей говорить спасибо.
«Благодарность»
Дети становится в круг. Участники передают друг другу клубок ниток, сообщая, что значит для него это человек, чего он ему желает и за что благодарит. Передавать клубок можно любому участнику, не обязательно соседу. Со временем середина круга напоминает узор.
«Огородник и воробей»
По считалочке выбирается один воробей и один огородник. Остальные дети образуют круг, взявшись за руки. Воробей и огородник стоят за кругом.
Огородник произносит: эй, воробей, не клюй конопель, ни моих, ни своих, ни соседских.
С этими словами воробей убегает от огородника, огородник - догоняет. Воробей может забежать в круг, дети его пускают, и быстро выбежать, с другой стороны, а огородник может поймать воробья только за кругом. Пойманный воробей становится огородником, огородник из игроков выбирает нового воробья.
«Солнышко и дождик»
Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Игры на извинения и принятия извинений
Цель: развивать навыки общения; научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
«Мирилки»
Для этого упражнения можно использовать «Варежку-мирилку». Ребята прсовывают туда руки и произносят стихотворение.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
«Мирись-мирись»
В случае ссоры ребята берут друг друга за мизинец и произносят стихотворение.
Мирись, мирись, больше не дерись.
Если будешь драться, я буду кусаться.
А кусаться ни при чем, я ударю кирпичом.
А кирпич ломается, дружба начинается.
Кря-кря-кря, мы с тобой друзья.
После этого мирится и начинают дружить.
«Щенок»
Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-"ватрушку".
Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: "Гав!" Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит "ватрушку", он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит "ватрушку" хозяин, щенок должен "служить": хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе "идут домой". А если щенок убежит, играющие меняются ролями.
Ну, как я мог?
Ну, как я мог?
Я так щенка обидел!
Пропал щенок,
Пропал щенок,
Никто его не видел.
А он хотел,
А он хотел,
Попробовать ватрушку...
Вернись щенок,
Вернись щенок,
Коричневые ушки.
Игры на требования и отказ
Цель: развивать навыки общения; учится отстаивать свою точку зрения.
«Фанты»
Ведущий обходит играющих и каждому говорит:
Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
"Да" и "Нет" не говорите!
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
«Почта»
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.
Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.
«Мороз- Красный нос»
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные
останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Игры на слушание
Цель: развитие навыков слушанья; расширение и углубление процесса взаимодействия детей со сверстниками.
«Лягушка в болоте»
С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках и говорят:
Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.
С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.
«Курочка-хохлатка»
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко»
Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.
«Испорченный телефон»
Ведущий загадывает слово и шепчет его перому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим, и вызывает всеобщее веселье.
Игры на развернутое высказывание
Цель: развивать у детей навыки развернутого высказывания; развитие координации речи с движением.
«Каблучок»
На снегу или льду чертят круг диаметром 2-3 метра. Внутрь круга встает водящий. Он держит в руке небольшую льдинку. Остальные дети прыгают на одной ноге с внешней стороны окружности. За черту заступать нельзя! Дети хором говорят:
Против нашего двора
Приукатана гора
Водой полита,
Башмачком прибита.
Я по льду скок-поскок,
Отвалился каблучок,
Отвалился каблучок
И оставил свой следок!
«Пузырь»
Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не лопайся!
«Заинька пойдем в лес»
Ребята выполняют движения в соответствии с текстом:
Заинька, пойдем в лес,
Серенький, пойдём в лес,
Вот как, вот как, пойдём в лес,
Заинька, рви цветочки
Серенький, рви цветочки,
Вот как, вот как, рвут цветочки
Заинька, вей веночки
Серенький, вей веночки,
Вот как, вот как, вей веночки
Заинька, надевай,
Серенький, надевай,
Вот как, вот как, надевай
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот как, вот как, топни ножкой,
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот как, вот как, повернись,
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот как, вот как, попляши,
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот как, вот как, поклонись.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Источник сети интернет -
2. Источник сети интернет - https://www.maam.ru/detskijsad/sbornik-ruskih-narodnyh-igr.html
3. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.