Упражнение № 1
«Убежало молоко»
Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения. Уточнить, какие строки читать быстро, а какие медленно.
Убежало, убежало, убежало молоко!Вниз по лестнице скатилось, вдоль по улице пустилось, Через площадь потекло, постового обошло, Под скамейкой проскочило, трех старушек подмочило, Угостило двух котят, разогрелось, и назад. Вдоль по улице летело, вверх по лестнице пыхтело И в кастрюлю заползло, отдуваясь тяжело. Тут хозяйка подоспела: - Закипело? Закипело!
М. Бородицкая |
Упражнение № 2
«Угадай, как надо делать»
Педагог произносит каждую фразу несколько раз в разном темпе - в быстром, медленном, нормальном. Дети выполняют движения в том темпе, в котором говорит педагог. В игру постоянно вводятся другие фразы:
«Мелет мельница зерно» «Мы с Антошкой шагаем по дорожке» «Ветерок шумит листвою, в лес шагаем мы с тобою» «По тропинке босиком мы шагаем под дождем» |
Упражнение № 3
«Скороговорки»
Дети проговаривают скороговорки в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
Дятел дерево долбит На весь лес стучит, стучит ДДДДДДДДД Дятел наш совсем устал И потише застучал дддддддддд
|
Упражнение № 4
«Лесной дятел»
Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения.
Шла Саша по шоссе. Кукушка кукушонку купила капюшон. От топота копыт пыль по полю летит.
|
Упражнение № 5
«Лежебока»
Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения. Уточнить, какие строки читать быстро, а какие медленно.
Горько живет лежебока – Кровать лежебоке высока. Полы от кровати далеко, Слезать лежебоке - морока! Вот и лежит лежебока, Спит лежебока без срока. Уже отлежал оба бока, Спит и вздыхает глубоко: Вот если еще бы два бока! (Э.Мошковская) |
Упражнение № 6
«Телефон»
Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения.
Звонок! - Кто говорит ? - Носорог! - Что такое? - Беда, беда! Бегите скорее сюда! - В чем дело? - Спасите! - Кого? – Бегемота! Наш Бегемот провалился в болото! - Провалился в болото? – Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придете, он утонет, утонет в болоте! Умрет, пропадет Бегемот! - Ладно, ладно, бегу! Если могу, помогу! (К.Чуковский) |
Упражнение № 7
«Хлопушки»
Педагог читает, а дети определяют темп стихотворения. Уточнить, какие строки читать быстро, а какие медленно.
Хлопушки на елке висели, скучали А в ночь, в Новый год Они быстро стреляли: «БАХ-БАХ-БАХ» Потом все хлопушки опять заскучали И долго они Новый год вспоминали. |
Упражнение № 8
«Дождик»
Педагог читает стихотворение, дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова: КАП-КАП-КАП: Фраза произносится несколько раз в разном темпе - быстром, медленном, нормальном. Дети выполняют движения в этом темпе. Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: КАП-КАП-КАП Стали капли поспевать, Капля каплю догонять: КАП-КАП-КАП Зонтик поскорей раскроем От дождя себя укроем КАП-КАП-КАП |
Упражнение № 9
«Мышка»
Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку, Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.
|
Упражнение № 10
«Черепаха»
Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
Черепаха, не скучая Час сидит за чашкой чая Черепаха всех смешит Потому что не спешит А куда спешить тому, Кто всегда в своем дому?
|
Упражнение № 11
«Кролик Гриша»
Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
У кролика Гришки Четыре братишки:: Кролик Тришка Кролик Трошка Кролик Прошка Кролик Лешка
|
КАРТОТЕКА
дидактических игр и упражнений для развития темпа речи
|
Упражнение № 13
«Объявление»
Прошу вас, не надо съезжать по перилам, Вы можете в зубы попасть к крокодилам! Они притаились на каждой площадке И всех, кто съезжает, хватают за пятки! И тащат на дно африканского Нила. Прошу вас, не надо съезжать по перилам
|
Упражнение № 14
«Глобус»
Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
Круглый, круглый глобус школьный, Словно мячик волейбольный, Вот он, шар земной какой! Я толкнул его рукой: поехали материки, поплыли две Америки, Африка, Австралия, Европа и так далее. Закружилась вся земля: и леса, и поля, И деревни, и мосты, и собака у ворот, И дом, и комната моя, и шкаф, и стол, и стул, и Я! |
Упражнение № 15
«Черепаха»
Дети проговаривают стихотворение в разных темпах , подбирая его по тексту.
До болота идти далеко, До болота идти нелегко. Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги. И на камень лягушки кладут узелок. Хорошо бы на камень прилечь на часок! Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил. И они побежали от страха! Это – ЧЕ! Это – РЕ Это-ПАХА! Это ЧЕЧЕРЕ! ПАПАПА! ПАПАПАХА
|
Список использованной литературы
1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009 2. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004 3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000 4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995 Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985 5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004 6.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003 7.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009 8.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 9.Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003
|
Упражнение № 12
«Карусели»
Дети проговаривают стихотворение в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.
Карусели, карусели! Мы с тобою в лодку сели И по-е-ха-ли. Карусели, карусели! Мы с тобой на лошадь сели И по-е-ха-ли. Карусели, карусели! Мы с тобою в машину сели И по-е-ха-ли. Карусели, карусели! В самолет С тобой мы сели И по-ле-те-ли. Карусели, карусели! Мы с тобою в ракету сели И по-ле-те-ли. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.