Сборник упражнений на развитие навыка
чтения у младших школьников
с задержкой психического развития (ЗПР)
Разработал: учитель начальных классов
Кудашкина Марина Анатольевна
П.Ванино, 2019г.
Аннотация
Методическая разработка представляет сборник упражнений на развитие навыка чтения у младших школьников с ЗПР.
Сборник упражнений рекомендуется для учителей начальной школы и родителей учащихся с задержкой психического развития, как дополнительный инструмент для освоения учебной деятельности.
В данном сборнике учитываются особенности учащихся с задержкой психического развития (ЗПР), которые вызывают трудности при чтении.
Практический материал, представленный в сборнике, расположен по увеличению степени сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер. Для оживления освоения, материал красочно иллюстрирован.
Введение
Главной задачей уроков литературного чтения в начальной школе является формирование навыка чтения. Сформированный навык чтения характеризуется единством четырёх компонентов: сознательность, правильность, беглость и выразительность. Формирование этого навыка идёт одновременно с развитием мышления и речи учащихся, расширением их знаний и представлений об окружающем мире. Обучение чтению учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в младших классах ведётся в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направлено на коррекцию имеющихся у них нарушений развития.
В АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) в разделе требования к результатам основной образовательной программы начального общего образования прописано: «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя» а так же «овладение навыками смыслового чтения текстов», это необходимо для того, чтобы ученик, мог полноценно осваивать учебную деятельность.
Разнообразие игровых упражнений, на развитие навыка чтения будут продуктивно влиять на улучшение освоения учебной деятельности в целом.
Цель создания сборника: описание упражнений, направленных на развитие навыка чтения у учащихся начальной школы с задержкой психического развития (ЗПР), как дополнительное средство в работе учителя начальных классов.
Основным условием успешного овладения навыком чтения как у учащихся с ЗПР, так и у учащихся нормы, являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа.
Исходя из вышесказанного, на формирование навыка чтения данных видов особенностей у учащихся с ЗПР, требует целенаправленной и кропотливой работы всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Чтобы этот процесс был интересным, познавательным тренировочные упражнения на развитие навыка чтения даются в игровом формате, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном
занятии. Поэтому, работая над «Сборником упражнений на развитие навыка чтения у учащихся с задержкой психического развития (ЗПР)» ставилась задача отобрать и систематизировать материал, формирующий навык техники чтения. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Игры с буквами (разминка) написать обоснования.
1.1 Найди и закрась гласные красным цветом.
1.2 Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.
1.3 Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.
1.4 Найди и закрась всегда мягкие согласные зеленым цветом.
1.5. Найди и закрась только буквы.
1.6. Стилизованные буквы.
2. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата
2.1. Дыхательные упражнения
2.2. Произношение чистоговорок
2.3. Скороговорки
3. Упражнения, развивающие беглость чтения
3.1. Пальчиковая гимнастика
3.2. Выработка правильного звукопроизношения
3.3. Ступеньки
3.4. Глазомер
3.5. Чтение текста через слово
3.6. Чтение пунктирно написанных слов
4. Упражнения, направленные на формирование
правильности чтения
4.1 Слова наоборот
4.2. Буквы заблудились
4.3. Буквенные пирамиды
4.4. Чтение второй половины слов
4.5. Поиск в тексте заданных слов
4.6. Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи
4.7. Развитие смысловой догадки
4.8. Чтение слов с перепутанными буквами
4.9. Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях
4.10. Чтение текстов с пропущенными словами
4.11. Чтение слов, развивающие правильную постановку ударения
4.12. Слов-омографы
1. Игры с буквами
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв, например: закрашивание букв.
1.1. Найди и закрась гласные красным цветом.
1.2. Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.
1.3. Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.
1.4. Найди и закрась всегда мягкие согласные зеленым цветом
1.5. Найди и закрась только буквы
1.6. Стилизованные буквы
Они помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат ребенка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы в будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался.
2. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата
2.1 Дыхательные упражнения
Дровосек.
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.
Гуси шипят.
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.
Пилим дрова.
Упражнение выполняется парами.
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе
Паровоз.
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.
Надуй шар.
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
Спускай воздух.
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.
2.2. Чистоговорки
Чистоговорка- используется и как средство для исправления речевых дефектов.
2.3. Скороговорки
Скороговорки-представляют собой простой ритмичный текст, в котором сочетаются звуки, затрудняющие легкое произношение слов.
Первый шаг изучения любой скороговорки – ее отчетливое произношение и понимание смысла текста пока без учета скорости. Второй шаг – заучивание текста скороговорки, а затем – тренировка в проговаривании с ускорением темпа речи. Забавные картинки помогут ребенку быстрее запомнить текст.
3.Упражнения, развивающие беглость чтения
3.1 Пальчиковая гимнастика-
Пальчиковая гимнастика влияет на развитие речи. Игры с участием рук и пальцев помогают поддерживать мозговые системы в превосходном состоянии.
«Полянка»
Берём квадратный коврик «травка». Дети кладут его на колени, и обе руки делают на нём движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змей проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха – мать.
Упражнение с бусами
Собираются из 17 бусин бусы. Центральная бусина большего размера. Ребёнок берёт бусы за края и одновременно перебирая бусины, двигается к центу, а затем в обратную сторону.
Заяц и ёжик навстречу друг к другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу.
(Центральная бусина)
Встретились – и разбежались они.
Быстро бежали – поди, догони!
Не догонишь!
«Ладонь - кулак»
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись-открылись,
Словно из сказки
Они появились.
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.
Один кулак — одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь — ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
Упражнение с мячом-ёжиком
Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
между ладоней
смена рук
соответственно
смена рук
соответственно
смена рук
соответственно
смена рук
переброс мяча из руки в руку
«Горошки»
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук. Каждая горошинка берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох жёлтыми и зелёными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки —
Руки держат все горошки.
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И "идём" пальцами, как ножками, не отрывая "обувь" от поверхности стола, "шаркая". После каждого двустишия — смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
смена рук
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
смена рук
Пальцы — словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
смена рук
Каждый пальчик — будто ножка,
Только шаркает немножко.
Упражнение со счётными палочками
Нужны 4 счётные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных — к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку. На каждую строчку — по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли,
Вы длинней найдёте вряд ли.
Клювом меряться пришли
Аисты и журавли.
3.2 Выработка правильного звукопроизношения совершенствование произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Прочитать гласные на одном выдохе:
а - э - о - ы
о - у - ы - а
а - э - ы - у
о - у - а – ы
Артикуляция гласных, согласных,
их сочетаний. Пропевание гласных.
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ…
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ…
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ…
Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С…
Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би
За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе
зы-зи
Тра-тро-тру-три;
бра-бро-бру-бри
Прочитать ряд гласных с постановкой ударения на одной из них поочередно:
а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э
«Чтение согласных»
Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать согласные одного ряда. Количество прочитанных букв на одном выдохе отмечается:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
Прочитать согласный с каким-нибудь гласным, используя ту же таблицу. Например, один ученик читает с гласным [а], другой - с [о], третий - с [у].
3.3 "Ступеньки"
Учащимся предлагается составить как можно больше слов, начинающихся на данную букву, увеличивая количество букв в слове:
я, як, яма, язык, ягода, яблоко
м, ма, мак, мама, мадам, машина
у, ум, ухо, урок, умный
3.4 «Глазомер»
Не считая буквы в словах, определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.
КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА
ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП
ЛЕТО КИТ КНИГА
3.5 Чтение текста через слово
Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие в процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и способствует развитию глазодвигательной активности ребенка. Приложение 1
3.6 Чтение пунктирно написанных слов
Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний. Приложение 2
4. Упражнения, направленные
на формирование правильности чтения -вырабатывают внимание к
слову и его частям
4.1 «Слова наоборот»
Учащиеся читают слова наоборот: ецнлос, ыдзёвз, анишам, оверед.
4.2 «Буквы заблудились»
Учащиеся должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на своё место.
ЯБЛОНО БОРОСА
БАКАН ВОКЗАГ
ДОРОКА ДОРОЛА
4.3 Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи
Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
· Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.
· Родина, родной, родимый, родитель, родить.
· Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить.
При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом с ребенком необходимо выяснить значения слов.
4.4 Развитие смысловой догадки
Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения. Чтение слов с пропущенными буквами.
К. Ш. А С. Б. КА
К. О. О. ИЛ К. Р. ВА
С. Л. В. Й С. ОН
Б. Г. М. Т В. Р. НА
Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.
4.5 Чтение слов с перепутанными буквами
В начале работы слова с перепутанными буквами
разгадывались с опорой на цифры:
ФИТЛУ
ПИГАСО ПАКТИ
3 5 1 4 2 3 6 5 2 1
4 3 2 4 1
5
Далее усложняется задание, не давая опоры на цифры.
Здесь лексическая тема задавалась заранее.
Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА
4.6 Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях-............
Гроза.
Гроза надвига… . Огромная лиловая ту… медленно выплыва … из-за ле… . Сильный ветер загуд… в выши .. . Дере… забушева …. . Крупные кап… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия… . Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри… .
4.10 Чтение текстов с пропущенными словами..............
пили – пили |
стрелки – стрелки |
плачу — плачу |
ношу – ношу |
вина – вина |
хлопок – хлопок |
пекло — пекло |
полки – полки |
мука – мука |
кружки – кружки |
замок – замок |
атлас – атлас |
бури — бури |
гвоздик — гвоздик |
графа — графа |
гроши — гроши |
еду — еду |
жаркое — жаркое |
дорог — дорог |
заводи — заводи |
печь – печь |
знаком — знаком |
запах — запах |
здорово — здорово |
село – село |
парить — парить |
паром — паром |
потом — потом |
полы — полы |
постели — постели |
белки — белки |
козлы — козлы |
ирис — ирис |
стоит — стоит |
целую — целую |
орган — орган |
Над городом повисли снеговые …. Вечером началась …. Снег повалил большими …. Холодный ветер выл, как дикий…. На конце пустынной и глухой … вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно…. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и … ей идти.
4.11 Чтение слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением развивают правильную постановку ударения
кусок |
корка |
платок |
пироги |
винтовка |
пирог |
вилка |
крючок |
сапоги |
таблетка |
носок |
карта |
значок |
петухи |
конфетка |
4.12 Чтение и объяснение смысла слов, различающихся только ударением (слов-омографов)
Заключение
«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания», – писал А.И. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что «нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».
Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, её ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, увиденном.
Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего учатся. Овладение полноценным навыком чтения в начальных классах является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.
Список литературы.
1. Копытова Л.Н. Упражнения по развитию навыка чтения.// Начальная школа плюс до и после. – 2009 - № 11.
2. Максимук Н.Н. , «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2004г
3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й]. – М.: Школьная Пресса, 2006
4. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. – М.: Школьная Пресса, 2005
5. Сухина И.Г. "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С" (М.: Новое знание, 1997. – 64 с.)
6. Юрченко Ю.А. Коррекционные упражненияприобучении чтению.// Начальная школа. – 2009 - № 7.
7. Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб изд-во Союз, 2001. - 218 с.
8. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-Петербург, Лениздат, изд-во Союз, 2002. – 222 с.
9. Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с.
10. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – С-Петербург, Дельта, 2000. – 315 с.
11. Малей Е. А. Развитие слогового анализа и синтеза у детей, имеющих нарушенчтения и письма: Журнал «Дефектология» №3, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.