«Задачи для младших школьников
на формирование математической грамотности» 3-4 класс
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального.
Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
Задача на формирование математической грамотности должна включать три структурных компонента: контекст, содержание математического образования, мыслительная деятельность. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Различают несколько контекстов: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, научная деятельность.
Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Это такие категории как пространство и форма, изменение и зависимости, количество,
неопределённость и данные.
Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы:
– формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.
Инновационная направленность: дифференциация практико-ориентированных задач по уровням сложности.
Практическая направленность: Данный материал может быть использован для практической деятельности педагогов образовательных учреждений.
Задача МГ «Аптека. Выгодная покупка»
В гoрoде рабoтают три разных аптеки. Бабушка отправила внука Диму в 11 часов утра за лекарствами от простудных и инфекционно-воспалительных заболеваний в аптеку. Это была пятница, так как в некоторых аптеках действуют скидки. Бабушка дала Диме с собой 700 рублей и список необходимых лекарств: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, ибуклин, ринза, терафлю (смотри таблицу). Пoблизoсти нахoдились аптеки, сo следующими ценами на интересующие лекарства. Как ты думаешь, в какой аптеке Дима сделает выгoдную покупку? (цены на лекарства в таблице даны уже со скидкой)
№ |
Название аптек |
«Гармония здоровья» 0% скидка |
«Мелодия здоровья» + 5 % |
«Губернские аптеки» + 10 % |
1 |
Ацетилсалициловая кислота |
40 рублей |
45 рублей |
48 рублей |
2 |
Парацетамол |
45 рублей |
50 рублей |
53 рубля |
3 |
Ибуклин |
145 рублей |
140 рублей |
146 рублей |
4 |
Ринза |
140 рублей |
137 рублей |
147 рублей |
5 |
ТераФлю |
295 рублей |
300рублей |
310 рублей |
Хватит ли оставшихся денег на покупку витаминов «Аскорбиновая кислота» (драже), которые продаются в этих аптеках по цене 30 рублей и на сколько штук?
Решение задачи:
Решение задачи:
1. Изучает стоимость лекарств в таблице.
2. Делает расчет всех лекарств каждой аптеки.
Возможные варианты:
40+45+145+140+295=665 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Гармония здоровья»
45+50+140+137+300=672 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Мелодия здоровья»
48+53+146+147+310=704 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Губернские аптеки»
3. Выбирает самые дешевые цены каждого лекарства из разных аптек и производит расчет.
№ |
Название аптек |
«Гармония здоровья» 0% скидка |
«Мелодия здоровья» + 5 % |
«Губернские аптеки» + 10 % |
1 |
Ацетилсалициловая кислота |
40 рублей |
45 рублей |
48 рублей |
2 |
Парацетамол |
45 рублей |
50 рублей |
53 рубля |
3 |
Ибуклин |
145 рублей |
140 рублей |
146 рублей |
4 |
Ринза |
140 рублей |
137 рублей |
147 рублей |
5 |
ТераФлю |
295 рублей |
300рублей |
310 рублей |
40+45+140+137+295=657 (руб.) – стоимость самых дешевых лекарств.
4. Выбирает подходящий вариант стоимости лекарств.
5. Правильный расчет 40+45+140+137+295=657 (руб.) – стоимость самых дешевых лекарств.
6. Подсчитывает сдачу и покупает одну упаковку витаминов «Аскорбиновая кислота».
700 – 657 =43 (руб.) – сдача со всей покупки
43 – 30 = 13 (руб.) – сдача после покупки витаминов
Характеристики МГ:
1. Область содержания: неопределённость и данные, потому что есть выбор аптек и конкретная стоимость.
2. Контекст: Общественная жизнь.
3. Мыслительная деятельность: Формулировать, т.е. осуществление правильного выбора.
4. Объект оценки (предметный результат): чтение таблицы с наименованием товара и цены.
5. Формат ответа: развёрнутый ответ
6. Перечень требований, которым удовлетворяет задание согласно общим подходам к составлению заданий на формирование МГ:
- Умение находить и отбирать информацию.
- Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.
Система оценивания
2 балла |
Дано объяснение, в котором показано, сколько денег будет потрачено в каждой аптеке. В итоге из объяснения должно быть видно, что если выбрать по стоимости самые дешевые лекарства из разных аптек, то можно купить на оставшуюся сумму витамины. Пример 40+45+145+140+295=665 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Гармония здоровья» 45+50+140+137+300=672 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Мелодия здоровья» 48+53+146+147+310=704 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Губернские аптеки» 40+45+140+137+295=657 (руб.) – стоимость самых дешевых лекарств. 700 – 657 =43 (руб.) – сдача со всей покупки 43 – 30 = 13 (руб.) – сдача после покупки витаминов
|
1 балл |
Дан верный ответ, но решение неполное, в нем не указано пояснение. Произведен расчет сумм лекарств, но из каких аптек не указано. 40+45+145+140+295=665 (руб.) 45+50+140+137+300=672 (руб.) 48+53+146+147+310=704 (руб.) Кроме того, в объяснении не должно быть неверных утверждений. Примеры возможного объяснения (ответы детей): Пример 1. «Самые дешевые лекарства продаются в аптеке «Гармония здоровья». Поэтому на оставшуюся сумму можно купить витамины по цене 30 рублей. 700 – 665 = 35 (руб.) 35 – 30 = 5 (руб.)
|
0 баллов |
Другие ответы. Ответ отсутствует |
Задача МГ «Любимое блюдо»
Бабушка решила приготовить манты. Для этого написала список продуктов и их количество. После исследования цен в супермаркетах, составила таблицу, куда выписала цены по каждому наименованию продукта.
|
Название супермаркетов |
||
Продукт |
«Хороший» |
«Магнит» |
«Пятерочка» |
Мясо (говядина) |
460 |
450 |
440 |
Мука (1 кг) |
47 |
51 |
50 |
Картофель |
33 |
35 |
35 |
Лук |
20 |
24 |
24 |
Соль |
21 |
30 |
23 |
Масло 1л. (подсолнечное) |
119 |
117 |
110 |
Вопрос 1
Определите в каком супермаркете Бабушке экономично сделать закуп продуктов.
1) 460+47+33+20+21+119=700 (руб.) – «Хороший»
2) 450+51+35+24+30+117 = 707 (руб.) – «Магнит»
3) 455+50+35+24+23+120 = 682 (руб.) – «Пятерочка»
Ответ с пояснением выбранного варианта.
А) «Хороший», В) «Магнит», Г) «Пятерочка»
Вопрос 2
Если Бабушка запланировала купить 1,5 кг мяса, 1 кг муки, 2 кг картофеля, 2кг лука и упаковку соли, 1 литр подсолнечного масла, то хватит ли 1000 рублей на покупку всех этих продуктов и в каком магазине? Заполни таблицу.
Величина
Продукты |
Цена (в рублях за 1 кг) |
Масса (кг) |
Стоимость (в рублях) |
Мясо |
|
|
|
Мука |
|
|
|
Картофель |
|
|
|
Лук |
|
|
|
Соль |
|
|
|
Масло (подсолнечное) |
|
|
|
Ответ:
Супермаркет «Хороший»
Продукты |
Цена (в рублях за 1 кг) |
Масса (кг) |
Стоимость (в рублях) |
Мясо |
450 |
1,5 кг |
450+225=675 |
Мука |
51 |
1 |
51 |
Картофель |
35 |
2 |
35+35=70 |
Лук |
20 |
2 |
20+20=40 |
Соль |
30 |
1 |
30 |
Масло (подсолнечное) |
117 |
1 |
117 |
Всего: |
983 рубля |
Супермаркет «Магнит»
Продукты |
Цена (в рублях за 1 кг) |
Масса (кг) |
Стоимость (в рублях) |
Мясо |
460 |
1,5 кг |
460+230=690 |
Мука |
47 |
1 |
47 |
Картофель |
33 |
2 |
33+33=66 |
Лук |
24 |
2 |
24+24=48 |
Соль |
21 |
1 |
21 |
Масло (подсолнечное) |
119 |
1 |
119 |
Всего: |
991 рубль |
Супермаркет «Пятерочка»
Продукты |
Цена (в рублях за 1 кг) |
Масса (кг) |
Стоимость (в рублях) |
Мясо |
440 |
1,5 кг |
440+220=660 |
Мука |
50 |
1 |
50 |
Картофель |
35 |
2 |
35+35=70 |
Лук |
24 |
2 |
24+24=48 |
Соль |
23 |
1 |
21 |
Масло (подсолнечное) |
110 |
1 |
119 |
Всего: |
968 рублей |
Характеристика вопроса 1
Область математического содержания: Неопределенность и данные
Контекст: Личная жизнь.
Мыслительная деятельность: формулирование
Описание задания - сравнение величин, округление величин, сложение нескольких величин.
Формат ответ: краткий ответ
Критерий оценивания:
Ответ полный – В супермаркете «Пятерочка» покупка всех продуктов бабушкой будет самой экономичной. Цена всей покупки 682 рубля – 2б.
Ответ частичный – «Пятерочка» – 1 балл.
Ответ не верный – если приведены другие варианты решения – 0 баллов
Характеристика вопроса 2
Область математического содержания: неопределенность и данные
Контекст: Личная жизнь.
Мыслительная деятельность: Рассуждение
Описание задания - умение выполнять вычислительные операции с величинами, числами, выполнять сравнение и округление величин, предположить результат.
Формат ответ: развернутый ответ
Критерий оценивания:
Ответ полный – минимальная стоимость всей покупки 1003 рубля с магазина «Хороший», в этом случаи бабушке не хватит 3 рублей для покупки всех продуктов. Для совершения покупки она может уменьшить вес картофеля или лука. В других магазинах эта недостача будет больше. - 2 б.
Ответ частичный – «не хватит», «Хороший», а объяснение неполное, но не содержит неверного суждения. – 1 балл.
Ответ не верный – если приведены другие варианты решения – 0 баллов
Задача МГ «Маски. Выгодная покупка».
Для 8 школьных работников администрация решила закупить защитные маски на декабрь. Маски надо менять через каждые 2 часа, рабочий день длится 6 часов и выходной у работников - суббота и воскресенье. Фирма А предлагает маски по 3 р. за шт. при покупке 100 шт., фирма Б за 5 р. за шт. при покупке 50 шт. Сколько денег при этом будет потрачено на более выгодную покупку? В ответ запишите полученный результат.
Решение.
1) В декабре 22 рабочих дня (31 – выходной, по 4 субботы и воскресенья)
2) Каждому работнику в день потребуется 6:2= 3 маски
3) 22·3·8 =528 масок потребуется всего
4) Округляем до 600 масок и получаем 6 упаковок по 100 масок и округляем до 550 масок 11 упаковок по 50 масок
5) 6·100·3=1800 р. фирма А
6) 11·50·5=2750 р. фирма Б
Ответ: 2100 р.
Область содержания: количество
Контекст: общественная жизнь
Мыслительная деятельность: применять
Объект оценки: умение округлять и вычислять
Формат ответа: с кратким ответом
Требования, которым удовлетворяет задача:
· Контекстуальная, практическая проблемная ситуация, разрешаемая средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, действительно жизненный. Ситуации связана общественной проблемой. Поставленная проблема интересная и актуальная для учащихся 4 класса (они получили задание от директора школы).
· Для выполнения задания требуется целостное применение математики.
· Используется следующая структура задания: даётся описание ситуации (введение в проблему), к которой предлагается связанный с ней вопрос.
· Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или не принципиальной для ответа на поставленные далее вопросы.
Система оценивания задания
2 балла |
Дан верный ответ: 2100 р. |
1 балл |
Дан ответ: 2100 |
0 баллов |
Другие ответы. Ответ отсутствует. |
Задача МГ «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки».
Папа
решил сделать ремонт в ванной комнате и выложить кафельной плиткой стену над
раковиной. Размеры стены – 1 м х 1 м (100 см х 100 см). Он решил купить плитку
квадратной формы со стороной 20 см.
20
см 100 см
20 см
100 см
![]() |
Вопрос 1/2. Сколько таких плиток ему надо купить?
Выберите и отметьте верный ответ.
А. 10 000 шт.
Б. 400 шт.
В. 100 шт.
Г. 25 шт
Вопрос 2/2. В магазине выяснилось, что нет плиток нужного размера, но имеются два вида плиток, которые можно приложить друг к другу и сложить из них плитку размером 20 см х 20 см. Рассчитайте, сколько плиток каждой формы нужно купить. Для этого заполните следующую таблицу.
Форма плитки. |
Сколько надо плиток этой формы, чтобы сложить из них плитку размером 20 см х 20 см? |
Сколько надо плиток этой формы, чтобы выложить квадратную площадку размером 100 см х 100 см? |
10 см 20 см |
________ шт. |
________ шт.
|
10 см 10 см |
________ шт. |
________ шт.
|
Задание «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки». 1 из 2. |
|||
Характеристики задания: · Содержательная область оценки – Пространство и форма · Компетентностная область оценки - Применять · Контекст- Личная жизнь · Формат ответа – выбор ответа (из четырех предложенных) · Описание задания («объект оценки») – применение представления о площади для решения практической задачи, конструирование фигуры из составных частей · Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения, мысленно конструировать ситуацию на нахождение количества равных частей в целом |
|||
Система оценивания |
|||
|
1 балл |
Выбран ответ «25» |
|
|
0 баллов |
Другие ответы. Ответ отсутствует. |
Задание «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки». 2 из 2. |
|||||||||||||||||||
Характеристики задания: · Содержательная область оценки – Изменение и зависимости · Компетентностная область оценки - Применять · Контекст - Личная жизнь · Формат ответа – краткий ответ · Описание задания («объект оценки») – соотнесение размеров площадей данных фигур, установление зависимости между величинами · Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: устанавливать зависимость между данными, представленными в соседних столбцах таблицы, составлять целое из заданных частей, обобщать информацию, заполнять таблицу |
|||||||||||||||||||
Верно заполнены все ячейки таблицы
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.