Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.
Оценка 4.7

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Оценка 4.7
Игры +1
docx
классное руководство
1 кл
17.06.2017
Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.
Данный сборник поможет адаптировать первоклассников к школе. В данном сборнике представлено несколько разделов. Каждый раздел имеет свое значение. Данный сборник могут использовать учителя, психологи, родители и педагоги дополнительного образования. Данный сборник был апробирован в школе в этом учебном году успешно.Данный сборник поможет адаптировать первоклассников к школе. В данном сборнике представлено несколько разделов. Каждый раздел имеет свое значение. Данный сборник могут использовать учителя, психологи, родители и педагоги дополнительного образования. Данный сборник был апробирован в школе в этом учебном году успешно
сборник.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области «Камышловскийпедагогической колледж» Сборник арт­терапевтических упражнений, направленных на  социально­ психологическую адаптацию первоклассников к школе. 1 Камышлов, 2017 Аннотация Сборник   арт­терапевтических   упражнений,   социально­психологическую направленных   на   адаптацию первоклассников к школ. / сост. Шокин С.М.   –   Камышлов:   ГБПОУ   СО   «Камышловский педагогический колледж», 2017. Настоящее   пособие   предназначено   для учителей   начальной   школы.   В   нем   представлены упражнения, которые направлены на организацию периода адаптации первоклассников кшколе. 2 Оглавление Пояснительная записка Блок 1. Упражнения на знакомства. Блок   2.   Упражнения   на   сплочение коллектива Блок   3.   Упражнения     на   развитие познавательной сферы Блок   4.  Упражнение   на   стабилизации эмоцианального фона Список литературы 3 Пояснительная записка Первый год обучения определяет порой всю последующую   школьную   жизнь   ребенка.   В   этот период   школьник   под   руководством   взрослых совершает   чрезвычайно   важные   шаги   в   своем развитии.  Этот   период   одинаково   труден   для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет.   Наблюдение   физиологов,   психологов   и педагогов показывают, что среди первоклассников есть   дети,   которые   в   силу   индивидуальных психофизиологических   особенностей   трудно адаптируются   к   новым   для   них   условиям,   лишь частично справляются (или не справляются совсем) с   режимом   работы   и   учебной   программой.   При традиционной системе образования из этих детей, 4 как   правило,   формируются   отстающие   и второгодники. Начало   школьного   обучения   является   для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети,   наряду   с   переполняющими   их   чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего   в   школе,   испытывают   тревогу, растерянность, напряжение. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам,   отвлекаются   на   уроках,   даже   могут вести   себя   развязно   с   учителями:   дерзить, капризничать.   Другие   очень   скованны,   робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к   ним   обращаются   с   вопросом,   при   малейшей неудаче, замечании плачут. У   части   детей   нарушается   сон,   аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для 5 очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация   к   школе   протекает   с   подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно   затягивается.   Психосоциальная   адаптация может проходить по­разному. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым   в   физиологическом   и   социальном отношении,   он   должен   достичь   определенного уровня   умственного   и   эмоционально­волевого развития.   Учебная   деятельность   требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Целью данного сборника является подбор и систематизация   арт­терапевтических   упражнений   на   социально­психическую направленных   адаптацию младшего школьника. 6 Данный   сборник   состоит   из   четырех разделов,   каждый   раздел   содержит   упражнения которое   направлены   на   развитие   познавательных процессов и навыков общения.  Блок   1­     упражнения   на   знакомства­   это упражнения при помощи которых можно разделить на две группы. Первые   это   те,   которые   дают   возможность узнать и запомнить имена. Вторые=это   упражения,   которые   помогают ближе   узнать   друг   друга,   в   ходе   них   мы   узнаем интересы,   увлечения,   способности   и   некоторые черты характера участников. Данные игры ломают барьеры   между   детьми,   учат   быть   открытыми   и   Помогают доброжелательными   к   другим. приобрести много новых друзей за очень короткое время Блок   2­   упражнения   на   сплочение создание   направленные коллектива,   на   7 благоприятной   психологической   обстановки, благодаря   их   проведению,   обучающиеся   учатся доверять   и   поддерживать   друг   друга,   разрешать поставленные   задачи   своей   группой,   а   не индивидуально. Блок   3   ­     упражнения   на   развитие познавательной   сферы     направлены   на   развитие познавательных   процессов   младших   школьников, они позволяют повысить познавательный интерес, развивать познавательную сферу детей. Блок   4   –   упражнения   на   стабилизацию эмоционального   фона. Жизнь современных детей   Жизнь переполнена   эмоционального   фона. современных   детей   переполнена   эмоциональными что   при   неблагоприятных нагрузками,   стрессогенныхобстоятельствах оборачиваться   может   психологическими   срывами.   Данный   комплекс   игр   включает   в   себя совокупность   вышеперечисленных   блоков,   игры 8 которых   отличаются   наибольшей   отдачей положительных эмоций. Данный   сборник   могут   использовать студенты   педагогических   колледжей   при прохождении   учебных   и   производственных   учителя   начальных   классов   для практик; формирования   благоприятного   психологического микроклимата в классе; а также родители. БЛОК 1. Упражнения на знакомство. Упражнения на знакомство – это упражнения   которых   можно   познакомить при   помощи, обучающихся друг с другом. Упражнение «Рисование себя» Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я». Оборудование:  Листы   бумаги,   карандаши, краски кисточки и стаканы с водой. 9 Инструкция:  Нарисовать   себя   в   виде растения,   животного,   схематично.   Работы   не подписываются. По окончании выполнения задания все   работы   вывешиваются   на   стенд,  и   участники работ   пытаются   угадать,   какая   работа   кому принадлежит.   Делятся   своими   ощущениями   и впечатлениями о работе. Упражнение «У лукоморья дуб зеленый» Цель:  запомнить   имена   друг   друга   и установить контакт, проявить активность. Оборудование: Инструкция:  На   дерево   прикрепляются листья,   на   которых   написаны   имена   детей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем,   вызывает   ребенка   (детей)   с   этим   именем. Вызванный   ребенок   (дети)   срывает   следующий листок   с   дерева,   и   так   далее.   Затем   ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети 10 должны   найти   листок   со   своим   именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других. Упражнение “Покажи свое имя”. Цель:  познакомить   первоклассников   в неформальной обстановке. Оборудования: музыкальное сопровождения Инструкция: Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением. Упражнение «Портрет» Цель:  помочь   детям   лучше   узнать   друг друга. Оборудования: бумага, карандаши. Инструкция: Нарисовать себя и свои лучшее   Затем   портреты качества.   Ребенок   рисует. вывешиваются   на   стенд   и   ребятам   предлагается узнать художника и определить его качества. 11 Упражнение «Шпион» Цель:  познакомить   обучающихся посредством узнавания имен каждого участника. Оборудования:  листы,   карандаши,   краски, мелки  Инструкция: Ребенок должен зашифровать  свое имя с помощью рисунков. Имена  перемешиваются. Детям предлагается угадать имя. Упражнение «Волшебная кисть» Цель:  Познакомить   детей   друг   с   другом, создать положительные эмоции. Оборудования: рисунки с именами Инструкция:  Детям   демонстрируется чистый лист бумаги. Затем нужно положить его на стол,   посыпать   сверху   волшебным   порошком   и смести   его   волшебной   кистью.   После   этого   лист снова   показывается   ребятам,   но   теперь   на   нем проявится какое­то имя (такой эффект получится, 12 если   предварительно   написать   это   имя   на   листе бесцветным   клеем   или   кремом).   Когда   утихнут восторги   детей,   учитель   предложит   встать   тем ребятам, которых зовут так же, как написано на листе. Упражнение «Имя и фрукт» Цель:  познакомить   обучающихся посредством узнавания имен каждого участника Оборудования: бумага, карандаши краски  Инструкция: Дети рисуют фрукт на первую буквы   своего   имени.   Дети   показывают   фрукт   и другие должны угадать его имя. Упражнение «Визитка» Цель:  познакомить   обучающихся посредством узнавания имен каждого участника Оборудования: бумага, карандаши, краски. 13 Инструкция:  Участники   придумывают   Рисуют   свою и рисуют   личный   логотип. профессию. Рассказывают о себе. Упражнение «Веселый карандаш» Цель:  познакомить   обучающихся посредством узнавания имен каждого участника Оборудования:  бумага, карандаши, краски. Инструкция:  Дети   рисуют   предметы, которые начинаются на первую букву его имени. Другие должны  угадать его имя. Упражнение «Волшебный лес» Цель:  помочь   детям   лучше   узнать   друг друга. Оборудования: бумага, карандаши, краски. Инструкция:  Дети   представляют   себя волшебным животным и рисуют его. Рассказывают о себе информацию. 14 БЛОК 2 Упражнения на сплочение коллектива Упражнения   на   сплочение   коллектива, направленные   на   создание   благоприятной психологической   обстановки,   благодаря   их проведению,   обучающиеся   учаться   доверять   и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально. Упражнение «Парное рисование» Цели: развитие   саморегуляции, произвольности   поведения,   умения   работать   по правилам,  развитие   способности   конструктивного взаимодействия. Оборудование: краски,   кисточки, карандаши,  мелки,  бумага,  стаканчики   для   воды, цветная   бумага, фломастеры, маркеры.    журналы,   ножницы,   клей, 15 Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую­ то единую композицию или образ. При этом есть очень   важное   условие: заранее договариваться о том, что это будет за рисунок,   нельзя   нельзя   разговаривать   в   процессе   работы.   Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу». После   того,   как   рисунки   будут   готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать   самую   гармоничную,   самую   необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам,   что   им   помогало,   как   они   действовали, как   договаривались   на   невербальном   уровне,   что именно будут рисовать и т.д. Так   же   обсуждается   и   негативный   опыт взаимодействия в процессе парного рисования. 16 Упражнения «Двое с одним карандашом» Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе. Оборудование: лист А4, карандаши. Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая   должна   нарисовать   картину.   Вам   даётся один   только   карандаш.   Вы   должны   по   очереди рисовать   одну   картину,   передавая,   друг   другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут. Что ты нарисовал, работая в паре? Сложно ли вам было рисовать молча? Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером? Трудно   ли   тебе   было   оттого,   что изображение постоянно менялось? 17 Упражнение «Групповое рисование по кругу» Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу. Оборудование: Бумага, карандаши. Инструкция: На   листе   бумаги   необходимо нарисовать   незатейливую   картинку   или   просто цветовые   пятна,   а   затем   передать   эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В   итоге   каждый   рисунок   возвращается   к   своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел.  Коллективный коллаж «Страна Радости» Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу. Оборудование: фотографии, клей, бумага   Инструкция:   Дети   выбирают   из предложенных   картинок   те,   которые   приносят радость, и наклеивают на большой лист.  18 Коллективный коллаж «Облака плывут по небу» Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу. Оборудование: салфетки, клей, бумага Инструкция Из салфеток путем обрыва дети делают   облака,   затем   рисуют   ими   выбранное настроение и наклеивают на большой голубой лист. Коллаж «Поезд настроений» Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу. Оборудование:  бумага, карандаши, вырезки из журналов   Инструкция:На   длинном   листе   − изображение   поезда.   Дети   могут   нарисовать   в окошках вагонов лица с разными настроениями (об этом   надо   договориться),   могут   наклеить вырезанные   из   журналов   лица   или   вы­полнить аппликацию. Можно использовать разные техники.  19 Упражнение «Смешной рисунок» Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу. Оборудование: Ватман, краски, кисти. Инструкция:  Прикрепите   лист   бумаги   на дверь,   стену.   Играющие   выстраиваются   в   одну линию,   психолог   завязывает   первому   глаза, подводит   его   к   «мольберту»,   дает   в   руки фломастер   и   говорит,   что   сейчас   все   будут рисовать   корову   (зайца,   слона   и   т.д.).   Все   по очереди   подходят   с   завязанными   глазами   и дорисовывают недостающие детали.  Упражнение «Заканчиваем сказку» Цель: развивать   воображение, коммуникативные навыки Оборудование: Ватман, краски, кисти. Инструкция: Прочитайте детям какую­либо увлекательную   сказку,   а   затем   предложите   им нарисовать продолжение сказки. По рисункам друг 20 друга дети должны догадаться, какое продолжение у этой сказки. Упражнение «Рисунок пальцами» Цель: развивать   воображение, коммуникативные навыки, эмпатию. Оборудование: музыкальное сопровождение. Инструкция:  Двое   или   несколько   ребят становятся   напротив   друг   друга   и   поочередно «рисуют»   в   воздухе   различные   предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать «рисунок». Упражнение «Радуга» Цель: Развитие   эмоционального   мира. Развитие навыков коммуникации. Оборудование: Ватман, краски, кисти. Инструкция: Дети рисуют предметы: Детям о рассказывается последовательности   цветов   радуги.   На   большом     листе ватмана они по очереди каждый рисует одну 21 полоску   радуги.   Когда   все   дети   нарисуют   по полоске   рисунок   можно   украсить   цветами, деревьями, птицами и т.д. Блок 3.Упражнения на развитие познавательной сферы Упражнения   на   развитие   познавательной сферы   направлены   на   развитие   познавательных процессов   младших   школьников,   они   позволяют повысить   познавательный   интерес,   развивать познавательную сферу детей. Упражнение «Монотипия» Цель: Развивает творчество, фантазию. Оборудование: целлофан   или   стекло (размером   с  лист   бумаги),  краски   любые,   чистая вода, бумага.   Инструкция:  Краска   пятнами набрызгивается   на   стекло   водой   и   кисточкой, 22 разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист   чистой   бумаги   и   прижимается   пальцами.   В зависимости от пятен, от направления растирания – получаются   различные   изображения.   Нельзя   два раза – получить одно и то же изображение. Этот   способ   можно   использовать   при тонировании   бумаги   для   рисования   лугов, пейзажей,   фон   можно   получить   одноцветный   и разноцветный. Упражнение «Моя планета» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Инструкция: «Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неё добраться? По каким законам   на   ней   живут?   чем   занимаются   жители? Как твою планету зовут? Нарисуй эту планету» 23 Дети   выполняют   рисунки,   после   чего проводится обсуждение работ Техника «Раздувания краски» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудования: бумага, краски Инструкция:  Нанесите   на   лист   бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом   конце   работы   раздуйте   через   тонкую трубочку   цветовые   пятна,   образуя   капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его. Упражнение «Рисунок угольными мелками» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудования: бумага, уголь, карандаши 24 Для   создания   изображения   используйте угольные мелки, используя все возможности этого изобразительного материала. Можно использовать для работы большие форматы бумаги. Используйте уголь   вместе   с   цветными   карандашами   или восковыми   мелками.   Обсудите   ощущения   и чувства,   возникающие   во   время   работы   и   её результаты. Упражнение «История из жизни цветов» Цель: развитие   сенсорных   способностей; развитие воображения.  Оборудования: бумага   формата   А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев. Инструкция: «Сегодня я расскажу тебе одну интересную   историю   из   жизни   цветов.   Но   для начала   давай   с   тобой   вспомним,   а   какие цвета 25 бывают.   Я   назову   первый,   а   ты   будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»  Когда   различные   цвета   будут   названы, начинайте рассказывать историю.   «Жили­были   два   цвета:   Жёлтый   и   Синий. Они   не   были   знакомы   друг   с   другом,   и каждый считал   себя   самым   нужным,   самым красивым, самым­самым лучшим цветом! Но как­ то   они   случайно   встретились…Ой,   что   тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!  Жёлтый говорил:  ­   Посмотри   на   меня!   Посмотри,   какой   я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!  Синий же отвечал:  ­ Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!  26 ­ Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый.  ­ Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.  И   так   они   спорили   и   спорили…Спорили   и спорили…  Пока   не   услышал   их   пролетавший   мимо   Всё   Тогда   он   ка­а­ак   дунул! ветер! кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий….  А,   когда   ветер   стих,   то   Жёлтый   и Синий увидели   рядом с   собой   ещё   один   цвет   – Зелёный!   А   тот   смотрел   на   них   и   улыбался.   ­ Друзья!   –   обратился   он к   ним.   ­   Посмотрите, благодаря   вам   появился   я!   Цвет   лугов!   Цвет деревьев! Это настоящее чудо!  Жёлтый и Синий задумались на минутку, а ответ.  улыбнулись   потом   в   ­ Да, ты прав!  Это же действительно чудо! И мы не   Ведь   каждый будем   больше   ссорится! 27 действительно   красив  и  необходим  по­своему!   И есть   небо   и   солнце,   моря   и   луга,   радость   и умиротворение!   Благодаря   нам   всем   мир становится   ярким,   интересным   и   разноцветным!  И   взявшись   втроём   за   руки,   они   весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»    После   этого   предложите   ребёнку   вместе сотворить   чудо.   Для   этого   возьмите   один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребёнка:   а   каким   цветом   ты   хотел   бы   сейчас рисовать ­ жёлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:  «Отлично!   Ты   выбрал   свой   цвет,   и   будешь рисовать   им.   А   я   буду   рисовать   тем   цветом, который остался.   И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую   я   тебе   рассказала?   Да,   правильно,   там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и 28 синий.   И   получился зелёный!   Так   и   мы   сейчас   с тобой попробуем это сделать!  Для этого ты начинай рисовать своим цветом с  одного   края   листа,  и  тихонько   продвигаться   к середине.   А   я   буду   рисовать   с   другого   края.   А когда   мы   с   тобой   встретимся –   то   и   получится чудо!»   Когда   «чудо»   произошло,   и   получился зелёный цвет:  ­   спросите   ребёнка,   сколько   теперь   всего цветов на листке бумаги;  ­ спросите из­за чего спорили жёлтый и синий цвет;  ­   почему   потом   они   решили   больше   не ссорится;  ­   проговорите   ещё   раз,   что   понадобилось сделать для получения зелёного цвета; ­   предложите   поэкспериментировать   со смешением других красок;  29 ­ нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали   все   найденные   вами   цвета.   как Придумайте   ей   название.   Отметьте, действительно   здорово,   что   наш   мир   такой разноцветный, и всё в нём хорошо по­своему. Как важно жить дружно.  Примечание: Будет   в   особенности   хорошо, если   рассказывая   историю,   вы   будете   ещё   и показывать   ребёнку   фотографии   или   картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идёт спор между жёлтым и синим, то покажите ребёнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится   зелёный,   то   покажите   луга,   различные растения.   А   в   конце   повествования   покажите фотографии, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом. Упражнение «Другие миры»   Цель:  развивать   воображение,   мелкую моторику рук. 30 Оборудования:  карточки,   бумага, карандаши.   Инструкция:    Учитель   раздает   детям карточки с названиями разных планет и просит их нарисовать жителей этих планет и рассказать об их жизни.   Можно   предложить   детям   нарисовать животных,   растения,   деревья   этих   планет.   Из рисунков детей составляется выставка. Упражнение «Волшебные детки цветов» Цель:  развивать   воображение,   мелкую моторику рук. Оборудования:  карточки,   бумага, карандаши.   Инструкция:   Раздайте   детям   карточки   с рисунками   разных   цветов   и   попроси­те   их нарисовать   девочку,   которая   родилась   из   этого цветка,   и   при­думать   о   ней   небольшую   сказку. Затем   по   своим   рисункам   дети   рассказывают сказки.  31 Из   рисунков   и   сказок   детей   склеивается книжка «Волшебные детки цветов». Упражнение «Чудо­рисунок» Цель:  развивать   воображение,   мелкую моторику рук. Оборудования: бумага, краски   Инструкция:   Предложите   ребенку нарисовать   что­то   (волшебный   город,   животное, сказочных человечков) из разных цветов (ромашки, колокольчики,   розы   и   т.   д.),   из   разных   овощей (огурцы,   морковки,   арбузы   и   т.   д.),   из   разных животных   (зайчики,   белочки,   птички).   Вот   это будут чудо­картины.  Упражнение «Рисуем сказку» Цель:  развивать   воображение,   мелкую моторику рук. Оборудования: бумага, краски      Инструкция:  Приготовьте   все   для рисования по мокрому листу. Предложите ребенку 32 внимательно   послушать   сказку   (любую)   и изобразить   цветом   что­то   или   кого­то   (действие, сюжет,   персонаж),  если   ему   это   захочется.   Пока ребенок   смешивает   краски   и   рисует,   взрослый спокойно ждет, затем продолжает сказку. Рисунок покажет,   насколько   эмоционально   воздействует   Темная   гамма   будет сказка   на   ребенка. свидетельствовать   о   негативном   переживании, светлая − о радостном и легком. Блок 4. Упражнения на стабилизацию эмоционального фона 33 Упражнения   на   стабилизацию эмоционального   фона.   Жизнь   современных   детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных,   стрессогенных   обстоятельствах может обворачиваться психологическими срывами. Данный   комплекс   упражнении   включает   в   себя вышеперечисленных   блоков, совокупность   упражнения   которых   отдачей положительных эмоций.   отличаются   наибольшей Упражнение «Маски» Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами  состояниями.   Развитие   навыков,   активного   умения   без   оценочно   эмпатии, слушания, относиться друг к другу. Оборудования: трафареты, краски Инструкция:  На   заранее   заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими 34 Вы   бываете   и   те   лица,   какими   хотели   бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По   окончании   работы   устроить   выставку   масок. Найти   среди   всех   масок   похожие   друг   на   друга маски. Упражнение «Процарапывание» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Графическая работа на мыльной подкладке. Работа,   выполненная   таким   образом,   напоминает гравюру,   так   как   создается   линией   разного направления   длиной,   плавностью   и   получается бархатистой   за   счет   углубления   процарапывания поверхности. Материал: лист   бумаги,   заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем   покрывают   гуашью,   тушью   или   краской), ручка с пером звездочкой. 35 Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь. Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого,   что   вы   задумали.   Затем   тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была   покрыта   вся   плоскость   листа.   После   чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания. Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудование: клей, соль, бумага  Инструкция: А что если порисовать клеем, а   сверху   на   эти   участки   посыпать   солью?   Тогда получатся   удивительные   снежные   картины.   Они будут   выглядеть   более   эффектно,   если   их 36 выполнять   на   голубой,   синей,   розовой   цветной бумаге.   Можно   создавать   зимние   пейзажи,   еще одним   способом,   рисуя   зубной   пастой.   Наметьте карандашом   легкие   контуры   деревьев,   домов, сугробов.   Медленно   выдавливая   зубную   пасту, пройдитесь   ею   по   всем   намеченным   контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не   складывать   в   папку   вместе   с   другими рисунками. Упражнение «По сырому» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудования: бумага. краска  Инструкция: Рисунок тогда, получается, по сырому,   когда   в   еще   не   засохший   фон вкрапывается   краска   и   разляпывается   тампоном или широкой кистью. Такой способ рисования помогает получить великолепные   рассветы   и   закаты.   Рисование 37 животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести   с   натурой.   Объект   получается,   как   бы пушистый.   Этот   способ   рисования   очень   часто применял в своих работах художник­иллюстратор Чарушин. Упражнение «Набрызгивание» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудования: расческа   обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.   Инструкция:  Используя   в   работе   этот способ   рисования,   можно   передать   направление ветра   –   для   этого   необходимо   стараться,   чтобы брызги   ложились   в   одном   направлении   на   всем рисунке. Ярко   выразить   сезонные   изменения.   Так, например,   листья   на   осте   желтеют,   краснеют раньше,   чем   на   березе   или   других   лиственных деревьях.   Они   на   ней   желтые   и   зеленые   и 38 оранжевые.   А   поможет   передать   все   это разноцветие способ набрызгивания. Упражнение «Яичная мозаика» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудования:  скорлупа.   Стаканчики, краски, клей Инструкция:  После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее.   Отделите   от   пленочек,   вымойте,   высушите   и истолките.   В   нескольких   стаканчиках   разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается   для   просушки.   Вот   и   готов материал   для   мозаики.   Рисунок   обозначьте карандашным   контуром   и   предварительно   смазав клеем   поверхность,   засыпьте   ее,   определенным цветом скорлупы. 39 Упражнение «Невидимка. Рисование свечой» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудования: бумага,   свечи   восковые, парафиновые,   акварель   или   краски.   Гуашь   для этого   способа   рисования   не   подходит,   т.к.   не обладает блеском. Можно использовать тушь. Инструкция:  Сначала   дети   рисуют   свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью. Упражнение «Прогулка по лесу» Цель: развитие   воображения,   и   познания своих внутренних уголков души. 40 Оборудования  : бумага, краски, карандаши, проигрыватель, музыкальный   кисточки, музыкальные записи.   Инструкци:  Представьте,   что   вы   в   лесу. Небольшим   словесным   рассказом   оживить воображение участников: «Жил­был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы   там   пели   нежные   песни   берез,   дубы   – стародавние   песни   дубов.   Пела   речка,   пел родничок,   но   звонче   всех   пели,   конечно,   птицы. Синицы   пели   синие   песни,   а   малиновки   – малиновые».   Как   прекрасно   идти   тоненькой ленточкой   тропинки   и,   забывая   обо   всем, растворяться   в   величественной   красоте   леса!   Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего­ то.   Но   вот   налетает   ветер,   и   все   сразу   оживает. Просыпаются   деревья,   сбрасывают   из   себя 41 солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов,   находишь   письмо,   адресованное   только тебе.   О   чем   думает   Лес?   О   чем   мечтает? Вглядываясь   в   оранжевые   прожилки   Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете   с   солнцем,   которое   смеется,   и   соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и   О   волшебнице­зиме, цветущими   деревьями. которая   в   скором   времени   придет,   накроет   Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы...   И   Осень   изменяется.   Она   все   чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть   в   лесу   под   елкой   и   наблюдать   за серебристыми   каплями!   Дождь   наполняет   лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот   –   ты   радуешься,   когда   вдруг   видишь 42 маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к   небесам.   И   это   чувство   полета   ты   прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь... 2.   Участникам   предлагается   нарисовать запомнившейся лес. 3. Обсуждение и интерпретация рисунков. Вопросы для обсуждения: 1. Как вы себя чувствуете? 2. 3. 4. Как бы вы назвали свой рисунок? Что изображено расскажи? Какие   чувства   вызывают   рисунки других участников? 5. Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образом  рисунок? Упражнение «Моя планета» 43 Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудование: бумага, карандаши Инструкция: «Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неё добраться? По каким законам   на   ней   живут?   чем   занимаются   жители? Как твою планету зовут? Нарисуй эту планету» Дети   выполняют   рисунки,   после   чего проводится обсуждение работ. Упражнение «Рисунок на мятой бумаге» Цель: развивать   воображение,   мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Оборудования:  бумага,   краски.   Мел, карандаши Инструкция: Используйте в качестве основы для   рисунка   мятую   бумагу.   Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать   при   этом   можно   красками   или 44 карандашами   (мелом),   можно   оборвать   края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д. 45

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.

Сборник арт-терапевтических упражнений, направленных на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2017