Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
02.04.2017
Каждый классный руководитель проводит классные часы. Среди них есть такие, что посвящены проблемам нравственности, достоинства, честности. Данный материал поможет выявить у учащихся 1-4 классов нравственную воспитанность, выявить направленности интересов младших школьников, изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка. Учащимся класса предлагается ответить на вопросы анкет, поиграть в словесные игры или написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса.
Сборник диагност. матер.Методика изуч. школьного коллект..doc
Сборник диагностических материалов
«Методика изучения школьного коллектива» Игра «Все мы чемто похожи»
В ходе этой игры очень красиво проявляются как своеобразие каждого ребенка,
так и черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что
в чемто он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает
некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительным
детям. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о
себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе
получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому
общему, что дети обнаружили у себя и других.
Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.
Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая
группа сядет и нарисует (составит список) того, что объединяет членов вашей
группы. В этом списке можно нарисовать (написать), например: «У каждого из нас
есть сестра или брат...»; «У каждого из нас есть мягкая игрушка...»; «Любимый
цвет каждого из нас синий...»; «У каждого из нас мама ходит на работу...»; «Мы
все очень любим макароны...»; «Мы все не выносим, когда ктонибудь
ябедничает...»; «В каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У
вас есть 15 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее
количество общих черт».
Анализ упражнения:
1. Узнал ли ты чтонибудь интересное о комнибудь из других детей?
2. Есть ли чтонибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
3. Есть ли чтонибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
4. Как вы работали в своей команде?
5. Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех
отличаться?
6. Какими должны быть твои друзья похожими на тебя или совсем не
похожими? (словесный потрет)
\ «Пьедестал»
Цель: выявление изучения взаимоотношения в коллективе.
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить
пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую
ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право
одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят
тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в
коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону
взаимоотношений учащихся.
1
2
3
4
Диагностика нравственных приоритетов школьников
Каждый классный руководитель проводит классные часы. Среди них есть
такие, что посвящены проблемам нравственности, достоинства, честности. За
несколько дней до такого разговора предложите детям этот анонимный опросник,
а затем проанализируйте ответы. Это даст вам очень ценный материал для
обсуждения с классом
I. Методика неоконченных предложений II.
Проранжируйте понятия по
степени значимости
Зло — это ...
1. Добро — это ...
2.
3. Любовь — это...
4. Ненависть — это ...
5. Дружба — это ...
6. Враждебность — это ...
7. Честность — это ...
8. Хитрость — это ...
9. Открытость — это ...
10. Подлость — это ...
11. Совесть — это ...
1. Друзья
2. Родина
3. Профессия
4. Деньги
5. Слова
6. Квартира
7. Семья
8. Любовь
9. Богатство
10. Талант 12. Наглость — это ...
13. Порядочность — это ...
14. Право — это ...
15. Обязанность — это ...
11. Здоровье
12. Способности
13. Общение
«Размышляем о жизненном опыте»
адаптированная методика, автор д.п.н. Н.Е. Щуркова
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная
тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив
в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного
подсчета результатов.
Номер вопроса
1
2
3
Буква ответа
а)
б)
*
*
в)
*
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера
содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным
голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и
обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
обойду, не потревожив;
а)
б) отодвину и пройду;
в)
смотря какое будет настроение.
2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая
(который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
ничего, какое мое дело;
а)
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что комуто стало плохо. Что ты
делаешь?
а)
б)
в)
тороплюсь в школу;
если ктото бросится на помощь, я тоже пойду;
звоню по телефону 03, останавливаю прохожих... 4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты
поступишь?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в)
если попросят, я, конечно, помогу.
5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты
поступишь в этом случае?
очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
а)
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в)
вступаюсь за обиженного.
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
они мои, раз я их нашел;
завтра спрошу, кто их потерял;
а)
б)
в) может быть, возьму себе.
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
на шпаргалки
а)
б) на усталость учителя: авось, пропустит;
в)
на свои знания.
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты
предпримешь?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к комунибудь, стану работать с ним.
9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без
необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
а)
б)
в)
соглашусь с благодарностью;
сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
отказываюсь решительно.
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его
не хочется. Как ты поступишь?
а)
б)
в)
забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
выполняю, конечно;
увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь
ли ты комунибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в)
зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса
работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б)
в)
сижу и жду, когда ктото назовёт мою фамилию;
я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться. 13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное
дело. Надо». Как ты поступишь?
напомню о праве на отдых;
а)
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому
относишься?
отвечаю тем же
а)
б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
разрываю все отношения с этим человеком.
в)
15. Ты узнал, что школу закрыли по какимто причинам. Как ты реагируешь?
бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
а)
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в)
буду ждать новых сообщений.
16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят когото из твоих
одноклассников?
ужасно завидую, мне неудобно;
а)
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) мне все равно.
17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые
мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
отдаю – здоровье дороже;
а)
б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
быстро начинаю скучать;
а)
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в)
не замечал.
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
отбираю интересное и приношу;
а)
б) ненужных книг у меня нет;
в)
если все принесут, я тоже коечто отберу.
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в
голову?
а)
б)
в)
у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
человеку просто повезло прославиться;
уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных.
сделанных
школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном
отношении к общему числу учащихся.
Количество выборов,
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности
учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации,
эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих
вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11,12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных
отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся
количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
«Цветиксемицветик»
автор И.М. Витковская
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со
съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания,
исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на
лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок
сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка и интерпретация результатов.
Анализ результатов удобно
проводить, составив следующую таблицу.
Фамилия, имя
для себя
Антонова Аня
3
1, 2, 6
Желание
для класса и
для родных
и близких
школы
4, 5
для всех
людей
7
«Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо
рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение,
необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными,
какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным
местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях
каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам «Социометрия»
Цель:
изучить состояние эмоциональнопсихологических отношений в
детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения.
Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь,
пожалуйста, на следующие вопросы:
1.
Если бы у тебя была возможность пригласить коголибо из учащихся
своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к
следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
Кому ты доверишь свою тайну?
Кому никогда не доверишь свою тайну?
1.
2.
3.
Ход проведения.
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются
критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из
испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса
фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым
указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии
(антипатии – при отрицательных критерияхвопросах), затем записываются
фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При
ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об
этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и
испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех
человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов
эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных
результатов составляется матрица.
Матрица социометрических положительных выборов Кого выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2
1 3
1
2
2
1
3
3
1
2
1
2
2
2
2
1
3
3
3
3
3
2
3
1
2
1
1
6
6
1
1
2
3
1
1
3
2
8
6
3
1
0
3
2
1
1
2
2 3
1
0
5
3
Фамилия, имя
1. Астанков А.
2. Васильева А.
3. Галкин В..
4. Гимбут М.
5. Злобин Д.
6. Зорина В.
7. Ибрагимова З.
Критери
и
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
Получено выборов
Получено взаимных выборов
0
0
7
5
6
4
5
4
Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся,
расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку;
по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им
выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в
эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на
пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал
Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой
строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то
соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы
подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по
вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом
составляется матрица отрицательных социометрических выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося,
который определяется по формуле:
С=М/ (n – 1), где
С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных
испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то
их сумма вычитается от суммы положительных); п – число испытуемых.
Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от
деления: 7:9 = 0,78.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных
выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента Статусная группа
«Звезды»
Количество полученных выборов
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов
одним испытуемым
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных
выборов одним испытуемым
«Принятые»
«Непринятые»
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных
выборов одним испытуемым
«Отвергнутые»
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных
выборов одним испытуемым
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по
формуле:
К=
Общее число сделанных положительных выборов
Общее количество испытуемых
Для нашего примера К= 60 : 10 = 6.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим
группам:
«Звезды» –Зорина В.;
«Предпочитаемые» – Разумова Н.;
«Принятые» – Яранцев С, Петрова Д., Коростелёв С, Алёшина И., Жукова Н.,
Морару А.;
«Непринятые» – нет;
«Отвергнутые» – Сидоров С., Иванов И.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является
коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в
детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
КВ =
Количество взаимных выборов
Общее число выборов
В нашем случае KB = (40 : 60) х 100% = 66,7%. Данный показатель
свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Составлено кл. руководителем: Булавиной И.Г. Санкт Петербург 2017г.
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Сборник диагностических материалов «Методика изучения школьного коллектива»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.