Сборник пальчиковых игр на занятиях по продуктивным видам деятельности, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы
Сборник пальчиковых игр на занятиях по продуктивным видам деятельности, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы/ сост. Колосова С.Д., Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019
В сборнике предлагается подборка пальчиковых игр на занятиях по продуктивным видам деятельности, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы. Все игры в сборнике структурированы по следующим разделам: «Рисование», «Аппликация», «Лепка», «Конструирование».
Данным сборником могут пользоваться, воспитатели, родители, студенты-практиканты и другие работники образовательной организации.
© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019
Содержание
Пояснительная записка. 8
Раздел 1 «Рисование». 10
Тема 1. Права детей. Я в мире человека. 11
Тема 2. Новый год. Елка. 11
Тема 3. Осень, деревья. 11
Тема 4. Профессии. 12
Тема 5. Общение и культура. 13
Тема 6. Познай себя: части тела. 13
Тема 7. Птицы.. 13
Тема 8. Мой дом.. 14
Тема 9. Домашние животные. 15
Тема 10. Моя страна. 15
Тема 11. Защитники Отечества. 16
Тема 12. Человек и его здоровье. 16
Тема 13. Я общаюсь по телефону. 17
Тема 16. День победы.. 18
Тема 17. Дикие животные. 19
Тема 18. Продукты питания. Посуда. 21
Тема 19. Зима. Зимующие птицы.. 22
Тема 20. Зимние забавы.. 22
Тема 21. Наш край – Урал. 23
Тема 22. Грибы и ягоды.. 23
Тема 23. Планета Земля. 24
Тема 24. Овощи и фрукты.. 24
Тема 25. Безопасность. Спорт. 25
Тема 26. Природный и рукотворный мир. 25
Тема 27. Дом, квартира, мебель. 26
Тема 29. Неделя здоровья. 27
Тема 30. Мой город. Правила дорожного движения. 27
Радел 2 «Аппликация. 29
Тема 2. Новый год. Елка. 30
Тема 3. Осень, деревья. 31
Тема 4. Профессии. 31
Тема 5. Общение и культура. 32
Тема 6. Познай себя: части тела. 32
Тема 7. Птицы.. 33
Тема 8. Мой дом.. 33
Тема 9. Домашние животные. 34
Тема 10. Моя страна. 34
Тема 11. Защитники Отечества. 35
Тема 12. Человек и его здоровье. 35
Тема 13. Я общаюсь по телефону. 36
Тема 14. День победы.. 36
Тема 15. Дикие животные. 37
Тема 16. Продукты питания. Посуда. 37
Тема 17. Зима. Зимующие птицы.. 38
Тема 18. Зимние забавы.. 38
Тема 19. Наш край – Урал. 39
Тема 20. Грибы и ягоды.. 39
Тема 21. Планета Земля. 40
Тема22. Овощи и фрукты.. 41
Тема 23. Безопасность. Спорт. 41
Тема 24. Природный и рукотворный мир. 42
Тема 25. Дом, квартира, мебель. 42
Тема 26. Неделя здоровья. 43
Тема 27. Мой город. Правила дорожного движения. 43
Раздел 3 «Лепка». 45
Тема 1. Права детей. Я в мире человека. 46
Тема 2. Новый год. Елка. 46
Тема 3. Осень, деревья. 47
Тема 4. Профессии. 47
Тема 5. Общение и культура. 48
Тема 6. Познай себя: части тела. 48
Тема 7. Птицы.. 49
Тема 8. Мой дом.. 49
Тема 9. Домашние животные. 50
Тема 10. Моя страна. 50
Тема 11. Защитники Отечества. 51
Тема 12. Человек и его здоровье. 51
Тема 13. Я общаюсь по телефону. 51
Тема 14. День победы.. 52
Тема 15. Дикие животные. 52
Тема 16. Продукты питания. Посуда. 53
Тема 17. Зима. Зимующие птицы.. 53
Тема 18. Зимние забавы.. 54
Тема 19. Наш край – Урал. 54
Тема 20. Грибы и ягоды.. 55
Тема 21. Планета Земля. 55
Тема 22. Овощи и фрукты.. 56
Тема 23. Безопасность. Спорт. 56
Тема 24. Природный и рукотворный мир. 57
Тема 25. Дом, квартира, мебель. 57
Тема 26. Неделя здоровья. 58
Тема 27. Мой город. Правила дорожного движения. 59
Раздел «Конструирование». 60
Тема 1. Права детей. Я в мире человека. 61
Тема 2. Новый год. Елка. 61
Тема 3. Осень, деревья. 62
Тема 4. Профессии. 62
Тема 5. Общение и культура. 63
Тема 6. Познай себя: части тела. 63
Тема 7. Птицы.. 64
Тема 8. Мой дом.. 64
Тема 9. Домашние животные. 65
Тема 10. Моя страна. 65
Тема 11. Защитники Отечества. 65
Тема 12. Человек и его здоровье. 66
Тема 13. Я общаюсь по телефону. 66
Тема 14. День победы.. 67
Тема 15. Дикие животные. 68
Тема 16. Продукты питания. Посуда. 68
Тема 17. Зима. Зимующие птицы.. 69
Тема 18. Зимние забавы.. 69
Тема 19. Наш край – Урал. 70
Тема 20. Грибы и ягоды.. 70
Тема 21. Планета Земля. 71
Тема22. Овощи и фрукты.. 71
Тема 23. Безопасность. Спорт. 72
Тема 24. Природный и рукотворный мир. 72
Тема 25. Дом, квартира, мебель. 73
Тема 26. Неделя здоровья. 74
Тема 27. Мой город. Правила дорожного движения. 74
Список литературы.. 75
Сборник состоит из 4 разделов «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование», каждый раздел содержит темы занятий из календарно тематического плана примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» под редакцией С.Н. Гамова, Е.Н.Герасимова, под тему подобраны пальчиковые игры, которыми могут воспользоваться педагоги и студенты и включить в свои занятия.
Игры имеют следующую структуру:
- название игры;
-цель игры;
- оборудование (по необходимости);
-описание игры.
Цель создания сборника – развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения, равномерного темпа движений рук, через пальчиковые игры на занятиях по продуктивным видам деятельности.
Задачи сборника:
1. Подбор пальчиковых игр на занятиях по продуктивным видам деятельности, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы;
2. Систематизация пальчиковых игр на занятиях по продуктивным видам деятельности, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы;
3. Оформление сборника «Сборник пальчиковых игр на занятиях по продуктивным видам деятельности, направленных на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы».
Сборник адресован студентам педагогических колледжей, воспитателям ДОО, а также может быть полезным родителям дошкольников, в использовании своей профессиональной и практической деятельности.
«Раз-два-три-четыре!»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья! (Хлопки на счет поочередное загибание пальцев).
«Елка»
Цель: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
«Иголочки»
Цель: развитие скоординированности движений рук
Оборудование: круглая щетка для волос.
Описание игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки;
Очень колкие иголки;
Но еще сильней, чем ельник;
Вас уколет можжевельник.
«Такие разные дела»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Раз, два, три, четыре! Дети, (сгибают пальцы по одному в кулачок)
Много дел на белом свете. (разжимают пальцы по одному)
Вот военные идут –(«шагают» пальцами по столу)
Они границу берегут.
А швея иглу берет (имитируют шитье иглой)
И одежду людям шьет.
Дворник улицу метет, (плавные движения ладоней)
Звонко песенку поет.
Птичница во двор пришла, («кормят птиц» – щепотка)
Курам зёрна принесла.
«Дружные ребята»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Машечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг о друга, затем руки меняются.
«Ножки»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Вот бегут босые ножки;
Прямо к речке по дорожке.
Указательный и средний палец правой, затем левой руки «ходят» по столу.
«Птичек стайка»
Цель игры: развитие
скоординированности движений
рук
Описание игры:
Пой-ка, подпевай-ка, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, (загибают поочередно пальцы)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, черненькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам! (сжимают пальцы в кулак)
«Строим дом»
Цель: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Туки-туки молотком, (стучат кулаками один по другому)
Строю, строю новый дом. (ладони располагаются под углом)
Будет он большой, как ель,
Будут окна, будет дверь. (делают из пальцев «окно» и «дверь»)
Всех в него я поселю: (хлопают в ладоши)
Мышку, зайчика, лису.
«Домашние животные»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
«Мяу», - котенок, (соединить указательный палец с большим на обеих руках)
«Му», - теленок, (соединить средний палец с большим на обеих руках)
«Ме», - козленок, (соединить безымянный палец с большим на обеих руках)
«Гав», - щенок, (соединить мизинец с большим на обеих руках)
Дружно песню распевают.
(сжимать и разжимать кулачки)
Ждут хозяйку у ворот.
«Моя страна»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
«Пальчики солдатики»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Командир позвал солдат:
«Становись дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – «Ура»!
На парад идти пора.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
«Тише, тише не шумите»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Этот пальчик хочет спать (загнуть большой палец)
Этот пальчик лег в кровать (загнуть указательный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул (загнуть средний палец)
Этот пальчик уж уснул (загнуть безымянный палец)
Этот крепко-крепко спит (загнуть мизинец)
Тише, тише, не шумите (погрозить пальцем)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
Разогнуть кулачек
«Телефон»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Телефон – пальчиковая игра
«Динь-дон, динь-дон»
Так поет мой телефон, (ритмично качаем кистями рук)
А я кнопки нажимаю, (указательным пальцем правой руки
постукиваем по ладони левой руки)
Номер мамин набираю, (ладонь левой руки прикладываем к левому уху)
«Динь-дон» звоню, (ритмично качаем кистями рук)
«Привет!» - говорю: (машем правой рукой)
«Мама, я тебя люблю!» (прижимаем ладони к груди)
ТЕМА 14. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ
«Мамин день»
Цель игры: развитие
скоординированности движений рук
Описание игры:
Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)
Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)
Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)
Маме подарю (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)
Будь всегда красивой (развести руки в стороны)
Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)
Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)
Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)
ТЕМА 15. НЕДЕЛЯ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ
«Доброе утро»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Доброе утро, здравствуй, Иван!
Доброе утро, здравствуй, Степан!
Доброе утро, здравствуй, Сергей!
Доброе утро, здравствуй, Матвей!
Доброе утро, здравствуй, Никитушка!
Перекрещивают большие пальцы.
Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные
пальцы.
Перекрещивают мизинцы.
«Бойцы-молодцы»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Пальцы эти-все бойцы
(растопырить пальцы на обеих руках)
Удалые молодцы
(Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу)
Два- больших и крепких малых.
И солдат в боях бывалых
(приподнять два больших пальца)
Два гвардейца-храбреца
(приподнять указательные пальцы)
Два – сметливых храбреца
(приподнять средние пальцы)
Два – героя безымянных.
Но в работе очень рьяных
(приподнять безымянные пальцы)
Два мизинца – коротышки
(приподнять мизинцы)
Очень славные мальчишки!
(хлопнуть ладонями по столу)
«Пальчиковые животные»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры. Каждый ребёнок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например, зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную
фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли её запомнить. Затем первый ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого
другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого
игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае
грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил. «Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре:
Зайчик - указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак.
Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером,
поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителя, большие пальцы рук
перекрещиваются друг с другом образуя букву «х».
Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая
движение лапок паука.
Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям.
Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и
безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз,
то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает).
Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены.
Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты
пополам (уши кошки).
Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с
другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и
плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев
насекомого.
Ежик – ладони соединены с поднятыми, вверх вытянутыми и раздвинутыми
пальцами, изображающими колючки.
Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены,
образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты - это
гребешок.
Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен (он изображает
хобот); остальные пальцы поставлены на стол (это ноги, с помощью которых
слоненок может передвигаться).
Победителями могут быть два, три человека, оставшиеся в игре последними.
«Месим тесто»
Цель: развитие скоординированности движений рук
Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли.
Описание игры: насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
«Птицы»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Холодно на улице, (на правой руке соединять все пальцы с большим)
Замерзают птицы.
Чтобы не замерзнуть, (на левой руке соединять все пальцы с большим)
Надо подкрепиться.
Мы про них не забываем, (на обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим)
Корм в кормушку насыпаем.
«Снег из салфетки»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры: каждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать её на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку – тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры. Во время проведения игры важно следить за тем. Чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.
«Город чудный»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
«Нарисую ягодку»
Цель: развитие скоординированности движений рук
Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки
с ягодами.
Описание игры: пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод
«Планеты»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий;
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом.
И девятая планета
Под названием Плутон.
Под название каждой планеты загибается по одному пальцу.
«Возьми горошины»
Цель: развитие скоординированности движений рук
Оборудование: горох, блюдце.
Описание игры: насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
«Дорожных правил очень много»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Я художник»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, на лево сад…
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
«Мебель»
Цель игры: развитие
скоординированности движений
рук
Описание игры:
На эту кушетку,
(поочередно загибают пальцы рук)
На эту тахту,
На эту кровать
Или даже на ту,
На этот диван
Или даже на тот,
Где целыми днями
(сжимают и разжимают пальцы)
Валяется кот,
Ложитесь и спите,
(ладони кладут под щеку)
Пожалуйста, сами!
ТЕМА 28. НЕДЕЛЯ СКАЗОК
«Сказки»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)
«Как живёшь»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
«Машины»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук
Описание игры:
По шоссе идут машины, (крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины (локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
ТЕМА 1. ПРАВА ДЕТЕЙ. Я В МИРЕ ЧЕЛОВЕКА
«Дружба»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями)
«На елке»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Мы на елке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились. (ритмичные удары в ладоши)
После добрый дед Мороз («шагают» средним и указательным пальцами по столу)
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты, (рисуют руками большой круг)
В них же – вкусные предметы: (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
«Осенняя прогулка»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)
Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки)
Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони)
Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)
«Повар»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Повар готовил обед, (ребром ладони стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (загибают большой палец на левой руке)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (загибают указательный палец)
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой, (загибают средний палец)
Угли бьет поварешкой. (загибают безымянный палец)
Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинец)
И очень доволен он! (разводят руками)
«Раз, два, три, четыре, пять»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять!
(по очереди загибать пальцы на правой руке)
Будем пальчики считать: крепкие, дружные, все такие нужные.
(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять!
(по очереди загибать пальцы на левой руке)
Пальчики быстрые, хотя не очень... чистые.
(помахать пальцами обеих рук)
«Пальчики»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)
В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)
Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)
В детский сад идти пора!
«Ласточка»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Ласточка, ласточка, (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с другими)
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу,
Весну-красну.
«Дом»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
На поляне дом стоит,
(«дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с
другом)
Ну, а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом,
большие пальцы – вверх («ворота»))
Мы ворота открываем,
(ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем.
«Поросята»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Жили-были поросятки (подушечками пальцев стучат по столу)
На поляне у реки.
Рано утром просыпались, (круговые движения рукой около носа поочередно меняя руки)
Мыли ушки и копытца.
Ох, и теплая водица! (сжимают и разжимают пальцы)
«Матрешка»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
У Матрешиной сестрицы
(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони)
По деревне небылиц
(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони)
Ходит утка в юбке,
(на каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших)
В теплом полушубке,
Курочка – в жилете,
Петушок – в берете,
Коза – в сарафане,
Заинька – в кафтане,
А всех их пригоже
(ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)
Корова в рогоже.
«Сегодня праздник всех отцов»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик»)
Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)
«Если хочешь быть здоров - закаляйся!»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть
(Сжимание - разжимание пальцев рук).
Повернулись, улыбнулись,
(Вращение кистей рук).
В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы.
(Стучать кулачками)
«Телефон»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Телефон – пальчиковая игра
«Динь-дон, динь-дон»
Так поет мой телефон, (ритмично качаем кистями рук)
А я кнопки нажимаю, (указательным пальцем правой руки
постукиваем по ладони левой руки)
Номер мамин набираю, (ладонь левой руки прикладываем к левому уху)
«Динь-дон» звоню, (ритмично качаем кистями рук)
«Привет!» - говорю: (машем правой рукой)
«Мама, я тебя люблю!» (прижимаем ладони к груди)
«На высокой скале»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
В синем море много скал.
Локти разведены в стороны и опираются о стол, пальцы соединяются шалашиком (скала).
Что моряк там отыскал?
Большой и указательный пальцы каждой руки соединяются в виде двух колечек. Колечки поднести к глазам (бинокль).
Гнезда птиц, а над скалой там орел летает злой.
Помахать кистями рук в воздухе.
«Есть у каждого свой дом»
Цель игры: точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
У лисы в лесу глухом (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие)
Есть нора –
надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (удары ладонями и кулачками поочередно)
Всем тепло, уютно в нем.
«Помощница»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз)
Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу)
Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом)
На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки)
«Пирог»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Падал снег на
порог. (медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки («лепят» пирожок)
Не из снега – из муки.
«Зимние забавы»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)
Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)
Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)
Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)
Горку не простую, (соединить ладони вместе)
Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)
Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)
Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)
«Сосульки»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Шаловливые сосульки
(собрать пальчики вместе (щепоткой))
Сели на карниз.
(положить руки на колени)
Шаловливые сосульки
(покрутить кистями рук)
Посмотрели вниз.
(опустить голову вниз)
Посмотрели, чем заняться?
(пожать плечами)
Стали каплями кидаться.
(руками соответствующие движения)
Две сосульки вниз смотрели,
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,
(в такт наклонять голову вправо – влево)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
«За ягодами»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются»)
В лес идем мы погулять. («шагают» указательный и средний пальцы по столу)
За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого)
За брусчникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
«Мой дом, мой город, моя республика»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Люблю по городу гулять,
(дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Люблю смотреть,
Люблю считать
(на каждое название достопримечательности
Космонавтов - раз, Ленина - два,
загибают по одному пальчики)
Улица Победы – три.
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
Шесть – на Белую схожу
И на волны погляжу.
Семь – Дворец культуры,
Красив и огромен
И стоит на площади он.
Восемь – ёлка в Новый год.
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш кинотеатр Октябрь.
В магазине хлеб куплю.
Очень город я люблю!
«Фрукты»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Знают взрослые и
дети: (сжимают и разжимают пальцы)
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
«По шоссе идут машины»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
По шоссе идут машины,
(крутим воображаемый руль)
По асфальту едут шины.
(локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу).
По дороге не беги,
(погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би».
(рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»)
«Я художник»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, на лево сад…
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
«Строим дом»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Молотками мы стучим, (стучат кулачками, держа сверху то один, то другой)
Строить новый дом хотим. («домик» - соединяют ладони крышей)
Кто в доме будет жить? (сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук)
С нами кто будет дружить?
- Девочки и мальчики, (поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук)
Маленькие пальчики! (пальчики «здороваются» друг с другом
«Тише, тише не шумите»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Этот пальчик хочет спать,
(загнуть большой палец)
Этот пальчик лег в кровать,
(загнуть указательный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул,
(загнуть средний палец)
Этот пальчик уж уснул
(загнуть безымянный палец)
Этот крепко-крепко спит
(загнуть мизинец)
Тише, тише, не шумите…
(погрозить пальцем)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
(разогнуть кулачек).
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Дорожных правил очень много!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз — внимание дорога!
Два — сигналы светофора.
Три — смотри, дорожный знак,
А четыре — переход.
(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(Разжимают и сжимают кулачки.)
«Раз-два-три-четыре!»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз-два-три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья! (Хлопки на счет поочередное загибание пальцев).
«Подарки»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Дед Мороз принес подарки: («шагают» пальцами по столу)
Буквари, альбомы, марки, (на каждое название загибают по одному пальцу)
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
«Вышел дождик погулять»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)
Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» (один хлопок)
И ушел. (ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.
«Почтальон»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Что принес нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету, (на каждое название загибают по одному пальцу)
В бандероли – две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
«Дружные пальчики»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Эти пальчики щипают,
(большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь))
Эти пальчики гуляют,
(указательный и средний «идут» по другой руке)
Эти – любят поболтать,
(средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша))
Эти – тихо подремать,
(безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(крутим большим пальцем вокруг мизинца)
«Человечек»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)
Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)
Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)
Ножки, ручки, глазки, ротик
И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)
Получился человечек. (развести руки в стороны)
«Грачи»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Грачиха говорит грачу: (сжимают и разжимают пальцы)
«Слетай с грачатами к врачу, (соединяют два больших пальца, остальными машут)
Прививки делать им пора (сжимают и разжимают пальцы)
Для укрепления пера!»
«Дом»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
На поляне дом стоит, «Дом»
(изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом).
Ну а к дому путь закрыт.
(правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).)
Мы ворота открываем,
(ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем. «Дом»
«Буренушка»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Дай молочка, Буренушка, (показывают, как доят корову)
Хоть
капельку, на донышке.
Ждут меня котятки, (делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (снова «доят»)
Молоко коровье.
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Вырос высокий цветок на поляне,
(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)
«Подарите мне фуражку»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)
Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)
Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки)
Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок»)
«Если хочешь быть здоров - закаляйся!»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть
(Сжимание - разжимание пальцев рук).
Повернулись, улыбнулись,
(Вращение кистей рук).
В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы.
(Стучать кулачками)
«Телефон»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Телефон – пальчиковая игра
«Динь-дон, динь-дон»
Так поет мой телефон, (ритмично качаем кистями рук)
А я кнопки нажимаю, (указательным пальцем правой руки
постукиваем по ладони левой руки)
Номер мамин набираю, (ладонь левой руки прикладываем к левому уху)
«Динь-дон» звоню, (ритмично качаем кистями рук)
«Привет!» - говорю: (машем правой рукой)
«Мама, я тебя люблю!» (прижимаем ладони к груди)
«Аты – баты шли солдаты»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Аты — баты, аты — баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота – Рота за ротой.
(поочерёдно шагают указательным и средним пальцами правой и левой руки).
«Мальчик с пальчик»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
- Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать большой палец левой руки)
Где ты был?
- Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать большой палец правой руки)
Встретил я медведя, волка, (большой палец поочередно касается всех пальцев)
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил, (четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются)
Всяк меня благодарил.
«Зернышко»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Мышка зернышко нашла (сжимают и разжимают пальцы)
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
«Зима»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять, (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)
К нам зима пришла опять (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)
И с собою принесла (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)
Ветер, снег и холода. (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)
«Снежок»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)
Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (роняют воображаемый снежок)
И…сломаем. (топают)
«За работу»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Ну ка, братцы, за работу,
(выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять
«За грибами»
Цель
игры: развитие точности, ловкости, плавности
движений без напряжения
Описание игры:
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки)
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу)
Прямо за опушкой вдруг
Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы)
И пенек с опенками под рябинкой тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
«Планеты»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий;
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом.
И девятая планета
Под названием Плутон.
Под название каждой планеты загибается по одному пальцу.
«Компот»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)
«Безопасность на дорогах. Дорожные знаки. Поведение в транспорте»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Стучат колеса тук –тук – тук
(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими, как игра на пианино).
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей
Везем подарочки мы ей
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог.
«Я художник»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, на лево сад…
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
«Много мебели в квартире»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидим за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)
Много мебели в квартире.
Здоровье и спорт рядом идут.
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Шла кукушка мимо рынка
(указательным и средним пальцами «ходим» по столу или стульчику)
У нее была корзинка
(ладошки соединяем ковшиком, образовав корзинку)
Вот корзинка на пол бух
(ударить соединенными ладошками об стол или колени и разъединить руки)
Полетело шесть (в пределах 10-ти любое число) мух
(развести руки в стороны и шевелить пальцами, изображая мух, причем количество прямых пальчиков должно соответствовать тексту)
«Транспорт»
Цель игры: развитие точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
(соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда,
(то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
«Дружба»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями)
«Елочка»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Писание игры:
Перед нами елочка: (переплести пальцы обеих рук)
Шишечки, иголочки, (сжимают кулачки, выставляют указательные пальчики)
Шарики, фонарики, (округляют пальцы, соединяют подушечки пальцев)
Зайчики и свечки, (пальцы сжать в кулачок, выставив вверх указательный и средний)
Звезды, человечки. (складывают ладони вместе, разводят пальцы).
«Подарки осени»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Ходит осень по полям. («шагают» пальчиками по столу)
- Что ты, осень, принесла нам? (разводят руками в стороны)
С нами поделись ты!
- Вот рябины кисти, (загибают по очереди пальцы на руках)
Вот орехи спелые,
Вот грибы вам белые,
Вот вам подосиновики,
Сыроежки синенькие.
А еще – тяжелые бронзовые желуди. (сжимают пальцы в кулак и трясут ими)
Мой букет красив и ярок, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Принесла его в подарок.
«Швея»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения Описание игры:
Мама кукле платье шила, (по очереди касаться большим пальцем остальных на правой руке)
Я ей помогала. (то же на левой руке)
Чтобы мама не грустила, (то же на правой руке)
Песни распевала. (то же на левой руке)
В гости к пальчику большому
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, \
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
«Пальцы»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
(четыре пальца сложены в кулак, большой палец дотрагивается до каждого поочередно, «отвечая», каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается)
- Братец, принеси дрова!
- Заболела голова!
- Средний, ты наколешь дров?
- Я сегодня не здоров!
- Ну, а ты натопишь печку?
- Ох, болит мое сердечко!
- Ты, меньшой, свари обед!
- У меня силенок нет!
- Что же, сделаю все сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
- Мы уже здоровы!
«Апрель»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)
Распахнули дверь. (открывают дверь)
Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)
К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)
Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)
Зазвенел, запел.
Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)
На березы сел.
«Дом»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Стук- стук-стук- постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
строят домик для бельчат.
(стучать кулачками друг о друга)
Вот с такою крышей (ладошки над головой)
Вот с такими стенами (ладошки около щечек)
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
«Рыжая корова»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Ходит-бродит по лужку («шагают» пальцами по столу)
Рыжая корова. (делают «рога» и качают головой)
Даст она нам к вечерку (сжимают и разжимают пальцы рук)
Молока парного.
«Моя страна»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
«Вертолет»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета)
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
«Если пальчики грустят»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке
«Телефон»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Телефон – пальчиковая игра
«Динь-дон, динь-дон»
Так поет мой телефон, (ритмично качаем кистями рук)
А я кнопки нажимаю, (указательным пальцем правой руки
постукиваем по ладони левой руки)
Номер мамин набираю, (ладонь левой руки прикладываем к левому уху)
«Динь-дон» звоню, (ритмично качаем кистями рук)
«Привет!» - говорю: (машем правой рукой)
«Мама, я тебя люблю!» (прижимаем ладони к груди)
«Я плыву на лодке белой»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями)
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой, как рыбы плывут в воде
«Бурый мишенька»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Бурый мишенька зимой
(сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся.
- Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
- Здравствуй, белочка-сестричка!
- Здравствуй, серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!
«Машина каша»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)
Все до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки)
«Зима»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Писание игры:
Раз, два, три, четыре, пять, (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)
К нам зима пришла опять (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)
И с собою принесла (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)
Ветер, снег и холода. (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)
«Во дворе»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы по одному)
Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («сыплют крошки»)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)
Съели суп и спать легли. (укладывают руки под щеку)
«Народная культура и традиции»
цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Вышивают девочки, («вышивают»)
Сидя на траве, (приседают)
Вышивают девочки
Шёлком на канве.
(«вышивают»)
- Это клюв! А это шпоры!
- А вот это гребешок!
(показывают клюв, шпоры, гребешок)
Приутихли разговоры,
(пальчик прикладывают к губам)
За стежком бежит стежок.
(бегут друг за другом)
«По грибы»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху)
Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки)
Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей»)
Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)
«Планеты»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий;
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом.
И девятая планета
Под названием Плутон.
Под название каждой планеты загибается по одному пальцу.
«Огород»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
В огороде много гряд: (сжимают и разжимают пальцы в кулак)
Тут и репа, и салат, (по очереди разжимают пальцы из кулака)
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Оставайся на год
Наш зеленый огород. (сжимают и разжимают пальцы).
«Дорожных правил очень много»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Я художник»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, на лево сад…
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
«Наша квартира»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
«Игровой массаж»
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу, («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики!
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Цель игры: развитие скоординированности движений рук, точности, ловкости, плавности движений без напряжения
Описание игры:
Дорожных правил очень много!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз — внимание дорога!
Два — сигналы светофора.
Три — смотри, дорожный знак,
А четыре — переход.
(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(Разжимают и сжимают кулачки.)
1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 2015;
2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000;
3. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для дошкольников», Астрель, М-2014г;
4. Белова Т.В., Солнцева В.А. «Готовимся к школе»;
5. Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2014г;
6. Заикин М.С., Синицина Е.И. «250 развивающих упражнений для подготовки к школе»;
7. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г;
8. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001;
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.