Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ
Оценка 5

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Оценка 5
Контроль знаний
docx
окружающий мир
4 кл
23.04.2017
Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ
Сборник содержит тесты и задания для индивидуальной работы по окружающему миру в 4 классе УМК «Перспективная начальная школа». Тесты составлены на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. С помощью предлагаемой системы тестов можно успешно организовать индивидуальную и самостоятельную работу при изучении программного курса «Окружающий мир» и определить уровень усвоения темы каждым учащимся.
Проверочные работы по окружающему миру 4 класс ПНШ.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                     «Средняя школа №2»                                                                                 Составила Золотарева Л.Н.                                                                               учитель начальных классов г. Богородицк                                                               Аннотация        Сборник    содержит   тесты и задания для индивидуальной  работы по окружающему миру   в 4 классе   УМК «Перспективная начальная школа». Тесты составлены на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования.  С помощью предлагаемой системы тестов можно успешно организовать индивидуальную и самостоятельную работу при изучении программного курса «Окружающий мир» и определить уровень усвоения темы каждым учащимся.         Тесты в   области   метапредметных   умений   дают   возможность   проверять   овладение обучающимися   такими   универсальными   способами   деятельности,   как   наблюдение,   сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.           По   сравнению     с   другими   видами   проверочных   работ   тесты   имеют   ряд   присущих   им положительных черт: 1) Быстрота проверки выполненной работы 2) Оценка достаточно большого количества учащихся 3) Возможность проверить усвоение теоретического материала; 4) Проверка большого объема материала малыми порциями; 5) Объективность проверки и оценки результатов выполненной работы При выполнении тестовых заданий школьники ограничиваются расстановкой цифр или букв, или односложным ответом.  «5» ­ верно выполнено более 3/4 заданий. «4» ­ верно выполнено 3/4 заданий. «3» ­ верно выполнено 1/2 заданий. «2» ­ верно выполнено менее 1/2 заданий. 1 Содержание 1. Тест №1 по теме: «Крещение Руси»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр. 3­4 2. Тест №2 по теме: «Трудные времена на русской земле»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ стр.5 3. Тест №3 по теме: «Возникновение Москвы. Первые московские князья»­­­ стр.6 4. Тест №4 по теме: «Жизнь древних славян»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.7­ 8 5. Тест №5 по тем: «Земля ­ планета Солнечной системы»­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.9­ 10    6. Тест №6 по теме: «Арктика»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.11­12 7. Тест №7 по теме:  «Тундра»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.13­14 8. Тест №8 по теме:  «Природная зона лесов»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.15­16 9.Тест №9 по теме: «Зона степей»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.17­18 10.Тест №10  по теме «Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне»­­­­стр.19­20  11. Тест №11 по теме:  «У Чёрного моря»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.21­22 12. Тест №12  по теме: «Природные зоны» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.23­24 13. Тест №13 по теме: «Родной край­часть великой России» ­­­­­­­­­­­­­стр.25 14. Тест№14  по теме: «Пищеварительная система»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.26 15. Тест №15 по теме: «Система кровообращения»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.27­28 16. Тест №16 по теме: «Дыхательная система»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.29­30 17. Тест №17 по теме: «Нервная система»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.31­32 18. Тест № 18 по теме: «Как устроен организм человека»­­­­­­­­­­­­­­­стр.33­34 19. Тест №19 по теме: «Системы органов. Органы чувств»­­­­­­­­­­­­стр.35­36 20. Ответы на тест №19 по  теме: «Органы чувств»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.37 2 21. Тест №20 по теме: « Границы России»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.38 22. Тест №21 по теме: «Путешествие по странам мира»­­­­­­­­­­­­­­стр.39­40  23. Тест №22 по теме: «Москва как летопись истории России»­­­­­стр.41­42 24. Тест №23 по теме: «Мы – граждане России»­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.43­44                                                     Тест№2  по теме : «Древняя Русь»                                                           1 вариант 1.В каком году новгородский князь Олег, совершив военный поход, объединил земли Новгорода и  Киева?                                  1.  1157г.                                       2.    882г.                                                3.    988г. 2. Какой город был столицей Древней Руси? 1. Москва 2. Владимир 3. Киев 3. В каком веке Древняя Русь появилась на картах Европы как государство? 1. в IX веке 2. в X веке 3. в XI веке 4. Кто был главой Руси? 1. князь 2. царь 3. боярин 5. На берегу какой реки возник Киев? 1. Дунай 2. Днепр 3. Дон 6.Сколько веков отделяет объединение земель Новгорода и Киева от нашего века? 1. 1.10 веков                       2.  9 веков                 3. 11 веков                                       Тест№2 по теме : «Древняя Русь»                                                           2 вариант 1. В каком веке Древняя Русь появилась на картах Европы как государство? 1. в IX веке 2. в X веке 3. в XI веке 2.Сколько веков отделяет объединение земель Новгорода и Киева от нашего века? 1. 1.10 веков 3 3. .В каком году новгородский князь Олег, совершив военный поход, объединил земли Новгорода  и  Киева?                             1. 1157г.                                  2.  882г.                                         3.  988г. 4. . Кто был главой Руси?  9 веков 2. 3. 11 веков 1. князь 2. царь 3. боярин 5. Какой город был столицей Древней Руси? 1. Москва 2. Владимир 3. Киев 6. На берегу какой реки возник Киев? 1. Дунай 2. Днепр 3. Дон                   Тест №3 по теме «Крещение Руси»                                            1 вариант 1. Какой князь крестил Русь?  Олег  Владимир  Ярослав 2. На какой реке произошло крещение Руси?  Волга  Дунай   Днепр 3.Какую религию приняла Русь?  _____________________________________________________________________ 4.  В каком году произошло крещение Руси? _____________________________________________________________________ 5. Как принятие христианства Русью повлияло на развитие государства? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 6. Кто ввел на Руси первый свод  законов? 4  Владимир Красное Солнышко  Ярослав Мудрый  Владимир Мономах  7. Почему славянская письменность названа кириллицей? _____________________________________________________________________ Вопросы: 1, 2, 6 – 1 балл                   3,4, 7 – 2 балла                    5 –  3 балла 10­ 9 баллов – «5» 8­ 7 баллов – «4» 6­ 5 баллов – «3»                                                    Тест №3 по теме «Крещение Руси»                                            2 вариант 1. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение. а) Рюрик,                 б) Владимир,          в) Ярослав,                     г) Олег. 2. В каком городе крестился князь Владимир? а) в Новгороде,                                              б) в Киеве,     в) в Корсуне (Херсонесе),                             г) в Константинополе. 3. На какой реке произошло крещение Руси? 1. Волга                        2. Дунай                          3.Днепр 4.Какую религию приняла Русь? ________________________________ 5 5.  В каком году произошло крещение Руси?__________________________ 6.Во времена какого князя была создана  «Повесть временных лет» 1.Великий князь киевский Владимир Мономах 2. Великий князь киевский Ярослав Мудрый 3. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко 7. В каком году возникла славянская письменность             1. 988г.                       2. 1016г.                  3. 863г.           Тест №4 по теме "Трудные времена на русской земле"                                               1 вариант 1.Какой князь одержал победу в «Невской битве» и «Ледовом побоище»? 1) Владимир        2) Ярослав            3) Александр                 4) Святослав 2.Ледовое побоище состоялось в 1. 1223 г.                2.1237 г.                3.1242 г.                     4.1262 г. 3.В ходе Невской битвы шла борьба 1. москвичей против новгородцев                           2.рязанцев против монголо­татар 3.новгородцев против шведов                                  4.киевлян против половцев 4. Как называлось построение немецких рыцарей в битве на Чудском озере? 1. треугольник            2.«свинья»                    3. линия                4.«рукав» 5.В каком году произошла битва на реке Неве с немецкими и шведскими  рыцарями­крестоносцами? 1. в 1223 году;                    2.в 1237 году;                       3.в 1240 году. 6.Почему князя Александра Ярославовича стали называть Александром  Невским? 1. за постоянное местонахождение на береге реки Невы; 2. за победу на реке Неве; 3. за расширение русла реки Невы. 6 Ключ: 1­3, 2­3, 3­3,  4­2,  5­3,  6­2           Тест №4 по теме "Трудные времена на русской земле"                                                   2 вариант. 1) Первый удар в 1240 г. на северо­западном рубеже Руси нанесли: а) монголы;                 б) шведы;                   в) рыцари­крестоносцы. 2) Разбил шведов на реке Неве князь: а) Александр;                      б) Ярослав;                           в) Владимир. 3) Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами: а) Мудрый;                          б) Вещий;                            в) Невский. 4) Когда состоялось Ледовое побоище?: а) 5 апреля 1242 года;                        б) 20 мая 1242 года; в) 5 апреля 1421 года. 5)Кто был противниками русских в «Ледовом побоище»? а)Немцы            б)Монголы           в)Шведы               г)Варяги 6) Что дала Руси победа в Невской битве? а) сохранение выхода в Балтийское море и продолжение торговли с иноземными  купцами; б) поссорила русских князей между собой; в) Русь присоединила новые города­крепости. Ключ к тесту: 1б, 2а, 3в, 4а ,5а, 6а Тест №5 по теме: «Возникновение Москвы. Первые московские князья».                                                  1 вариант 1. Какой год считается годом рождения Москвы? а) 1047                   б) 1147                   в) 147               г) 1107 2. Какой кремль существовал во время правления Ивана Калиты? а) белокаменный                         б) кирпичный                 в) дубовый                                   г) краснокаменный 3.  Каким стал Кремль при внуке Ивана Калиты — Дмитрии Донском? а) дубовый                                      б) белокаменный в) кирпичный                                  г) краснокаменный 4.Куда впадает Москва­река? а) в Черное море                          б) в Оку                   в) в Днепр 7 5. Как выглядели стены Московского Кремля в середине XIV века? а) кирпичные                       б) каменные                    в) дубовые Тест №5 по теме: «Возникновение Москвы. Первые московские князья».                                                  2 вариант 1. Какие моря соединял путь «из варяг в греки»? а) Балтийское и Черное                                б) Белое и Черное в) Балтийское и Белое                                   г) Балтийское и Азовское 2. Назови автора древнейшей русской летописи «Повесть временных лет». а) Садко б) Нестор в) Александр Невский 3.  Кого считают основателем Москвы? а) Ивана Калиту                                  б) Дмитрия Донского в) Александра Невского                     г) Юрия Долгорукого 4.Какой год считается годом рождения Москвы? а) 1047                   б) 1147                   в) 147               г) 1107 5.Куда впадает Москва­река? а) в Днепр                          б) в Черное море                          в)в Оку                                 Тест №6 по теме: «Жизнь древних славян».                                                     1 вариант 1. От какой ветви древних славян произошли русские, украинцы, белорусы? а) от южной;                б) от западной;                 в) от восточной. 2. В каких местностях селились древние славяне? а) по берегам рек и озер;                  б) в горах;                    в) в степной местности. 3. Древние славяне жили …? а) в одиночку;                  б) общинами;                          в) племенами. 4.Как называлось жилище древних славян? а) землянка;                б) изба                    в) терем. 8 5. Из чего было построено жилище древних славян? а) из глины;                 б) из бревен;                     в) из кирпича. 6. Древние славяне охотились с помощью…? а) копья;                     б) лука и стрел;                          в) дубинки. 7. Бортничество – это…? а) собирание меда диких пчел. б) собирание ягод и грибов; в) собирание лекарственных трав. 8. Из какого материала древние славяне изготавливали посуду? а) фарфор;               б) глина;                     в) пластик. 9. Из чего  древние славяне плели лапти? а) из коры;                    б) из бересты;                       в) из лыка. 10. Вера древних славян во множество богов называлась? а) христианство;                б) язычество;                     в) буддизм. 11. Главным богом древних славян был? а) Зевс.            б) Нептун.                  в) Перун. 12. Какой элемент одежды древних славян оберегал их от злых духов? а) рубаха;                       б) пояс;                    в) лапти. 13. Какой дух,  по поверьям древних славян, обитал в лесу? а) леший;                     б) банник;                 в) водяной. 14. Назовите духа, который по поверьям древних славян, обитал в каждом  доме? а) банник;                        б) овинник;                      в) домовой. 15. Праздник древних славян, во время которого прыгали через костер и искали  цветок папоротника? а) Масленица;                  б) Ивана Купала;              в) Троица. Ключ к тесту: 1­в; 2­а; 3­в; 4­ а; 5­б; 6­б; 7­а; 8­б; 9­в; 10­б; 11­в; 12­б; 13­а;                             14­в; 15­б.               Тест №6 по теме «Жизнь древних славян»                                              2 вариант     1. Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) западных славян;                  б) восточных славян;               в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку;                       б) семьями;                       в) племенами. 9 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс;                 б) Перун;                     в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из стволов деревьев;                  б) из кирпича;                       в) из камня. 5. Столиц Древней Руси: а) Чернигов;               б) Суздаль;                         в) Киев; 6. Главой Древней Руси был: а) царь;                     б) князь;                       в) рыцарь. 7. Какое важное событие произошло в 998 году: а) Крещение Руси;                            б) взятие Царьграда; в) мирный договор с Византией. 8. Как звали князя Красное Солнышко: а) Игорь;                        б) Святослав;                            в) Владимир. 9. На какой реке происходило Крещение Руси: а) Дунай;                    б) Днепр;                       в) Западная Двина. 10. Кто ввёл на Руси первый свод законов: а) Ярослав Мудрый;                       б) Владимир Мономах;                   в) князь Олег. 11. Какая религия была принята на Руси: а) Буддизм;                     б) Христианство;                          в) Ислам. 12. Что такое  кириллица: а) живопись;                  б) летопись;                         в) славянская письменность. 13. Как люди прозвали князя, прославившегося своими военными подвигами: а) Владимир Красное Солнышко; б) Вещий Олег; в) Ярослав Мудрый.             Тест №5 по теме «Земля ­ планета Солнечной системы»                                                        1 вариант 1. Небесное тело, обращающее вокруг солнца: а) спутник;                  в) планета;                    б) метеорит;                г) звезда. 2. Самая яркая планета Солнечной системы: 10 а) Земля;                    в) Венера;                          б) Марс;                     г) Луна. 3. «Хвостатые» небесные тела: а) астероиды;             в) планеты;                      б) кометы;                  г) звезды. 4. Центральное место в Солнечной системе занимает : а) Земля;                     в) Юпитер;                       б) Луна;                      г) Солнце. 5. Самосветящее  небесное тело: а) звезда;                    в) метеорит;                       б) планета;                 Г) Луна. 6. Самая маленькая планета Солнечной системы: а) Меркурий;             б) Плутон;                   в) Марс;                     г) Уран. 7. Космический объект, вращающийся вокруг планеты: а) звезда;                    в) астероид;                         б) спутник;                г) комета. 8. Планеты Солнечной системы изучают: а) географы;              в) астрономы;                        б) историки;              г) химики. 9. Самая большая планета Солнечной системы: а) Юпитер;                 в) Уран;                                б) Сатурн;                  г) Нептун. 10. Самая близкая звезда к планете Земля: а) Полярная;              в) Сириус;                               б) Луна;                      г) Солнце. 11. Группа звезд, занимающая определенный участок неба: а) орбита;                   в) астероиды;                         б) созвездие;              г) кометы. 12. Путь, по которому движется небесное тело вокруг Солнца: а) земля;                   в) орбита;                            б) дорога;                 г) комета. 13. Планета, на которой существует жизнь: а) Земля;                   в) Венера;                                 б) Марс;                   г) Плутон. 14.Из­за чего на Земле происходит смена дня и ночи: а) из­за вращения Земли вокруг Луны б) из­за вращения Земли вокруг Солнца в)  Из­за вращения Земли вокруг своей оси 15.За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси: а) 1 сутки                     б) 1 месяц                        в) 1 год             Тест №5  по теме "Земля ­ планета Солнечной системы"                                        2 вариант 1.В каком направлении Земля вращается вокруг Солнца:  11 а) с запада на восток в) С юга на север             б) с востока на запад 2.За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца: а) 360 дней                      б) 660 дней             в) 365 дней 3.За какое время Земля делает оборот вокруг своей оси: а) 1 сутки                     б) 1 месяц                        в) 1 год 4.Какую форму имеет планета Земля а) плоскую                     б) шарообразную                         в)  круглую 5.Ближайшая планета к Солнцу: а)  Земля 6.Солнце ­ это: а)  звезда                      б)  Венера                        в) Меркурий                          б)  планета                в)  Астероид 7.Отчего на Земле бывает лето и зима: а. Земля вращается вокруг своей оси б. летом Солнце не заходит за горизонт в. Земля вращается вокруг Солнца 8.Относительно Солнца планеты расположены так: а. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептун б. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун в. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер 9. Самая большая планета Солнечной системы: а) Юпитер;                 в) Уран;                                б) Сатурн;                  г) Нептун. 10.Какая планета Солнечной системы названа в честь римского бога войны: а) Уран                    б) Сатурн                            в) Марс 11.Солнце и движущиеся вокруг него планеты составляют: а) Вселенную              б) Солнечную систему                    в)  Созвездие 12.Из­за чего на Земле происходит смена дня и ночи: А)  из­за вращения Земли вокруг Луны Б) из­за вращения Земли вокруг Солнца В) Из­ за вращения Земли вокруг своей оси 13.Какое небесное тело не является планетой: а)  Луна                      б) Земля                         в)  Юпитер 14.Какая планета Солнечной системы является самой большой: а)  Меркурий                        б)  Сатурн                    в) Юпитер 15.Какой по счету от Солнца является планета Земля: а) первой                          б) третьей                      в) четвертой                                                                                     Тест №6 по теме: «Арктика».                                               1 вариант 12 1. Природная зона арктических пустынь расположена.... а) на островах Тихого океана б) на островах Индийского океана в) на островах Северного Ледовитого океана. 2. Территория зоны ....  а) густо заселена людьми б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились .... а) суровые условия б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут .... а) кедры ,берёзы, черёмуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва. 5. В Арктике обитают животные .... а) бобры ,нутрии, хомяки б) волки ,белые медведи, рыси в) моржи, тюлени, белые медведи. 6. Найдите верную цепь питания: а) водоросли — рачки — рыбы — гагарки — белый медведь б) водоросли — рачки — сайки — тюлени. 7. Арктический заповедник расположен ....  а) на земле Франца Иосифа б) на Северной земле в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют .... а) «птичьи базары» б) «птичьи рынки». 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по  Северному морскому пути б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают  поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану  «птичьи базары». 13 Тест №6 по теме: «Арктика».                                                          2  вариант 1. Природная зона арктических пустынь расположена…. а) на Северной земле б) На островах Тихого океана в) на земле Франца Иосифа г) На островах Северного Ледовитого океана 2. Территория зоны… а) густо заселена людьми б) не имеет коренного населения 3.В Арктике для растений и животных сложились .... а) суровые условия б) комфортные условия 4.В ледяной зоне растут .... а) кедры, берёзы, черёмуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва. 5.Арктический заповедник расположен .... а) на земле Франца Иосифа б) на Северной земле в) на острове Врангеля 6.Какое явление не свойственно Арктике? а) полярная ночь б) полярный день в) полярное утро 7.Какая из перечисленных птиц обитает в Арктике? а) гагарка б) ворона в) лебедь 8. Где кайры делают гнёзда? а) на скалах б) на кустарниках в) на деревьях 9. Чем занимаются люди в Арктике? а) разводят крупный рогатый скот б) выращивают фрукты и овощи в) ловят рыбу 14 Тест №7 по теме:  «ТУНДРА»                                                   1вариант 1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву. а) севернее арктических пустынь: б) южнее арктических пустынь. 2. Установи соответствие. ЛЕТО ЗИМА долгая короткое суровая 3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее. прохладно е  Лишайник, мхи, брусника, грибы, морошка, карликовая берёзка, яблоня. 4. Какие животные обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов. а) песец; б) тюлень; в) волк; г) лемминг; д) северный олень. 5. Восстанови цепи питания. Растения               ……                волки; …           белые куропатки            кречет. 6. Каково значение тундры для человека? Обведи буквы правильных ответов. а) здесь заготавливают полезные для человека ягоды, грибы; б) здесь развито оленеводство; в) здесь добывают каменный уголь, нефть и газ; г) здесь отличные условия для отдыха и лечения; д) здесь развит пушной промысел. 7.Тундровый заповедник расположен .. 15 а) на полуострове Ямал б) на полуострове Таймыр в) на Кольском полуострове                                    Тест №7 по теме:  «ТУНДРА»                                                     2 вариант 1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву. а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 2. Установи соответствие. ЗИМА ЛЕТО короткое долгая суровая прохладно е 3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.  Карликовая ива, ясень, морошка, голубика, мхи, розы, лишайники, голубика. 4. Какие птицы прилетают в тундру? Обведи буквы правильных ответов. а) журавли; б) гуси; в) кукушки; г) кулики; д) лебеди. 5. Восстанови цепи питания. Растения                … .…             белая сова; ……               лемминги                песцы. 6. Какие меры необходимо принять для защиты природы тундры? Обведи  буквы правильных ответов. а) защитить тундру от вредного воздействия транспорта; б) запретить добычу полезных ископаемых; 16 в) не допускать загрязнение тундры; г) взять под охрану оленьи пастбища; д) запретить оленеводство; е) взять под охрану редких животных. 7.Какие насекомые разводятся в тундре летом в огромном количестве? а) пчёлы б) бабочки в) комары                     Тест №8 по теме:  «Природная зона лесов».                                                 1вариант 1. Природная зона лесов состоит из.... а) пяти частей                         б) двух частей в) трёх частей                          г) одной части. 2. Самую большую территорию занимают.... а) смешанные леса б) хвойные леса в) широколиственные леса. 3. Природные зоны России расположены так: а) тундра, арктическая зона, зона лесов б) арктическая зона, зона лесов, тундра в) арктическая зона, тундра, зона лесов. 4. В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы б) дубы, сосны, ели в) берёзы, липы, лиственницы. 5. Лесным исполином называют.... а) благородного оленя                           б) лося                           в) медведя. 6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а) овцебык,   морж,   розовая чайка б) краснозобая  казарка,   кречет,    стерх в) зубр, амурский тигр, утка­мандаринка. 7. Экологические проблемы лесной связаны.... а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой б) с неблагоприятными погодными условиями в) с участившимися лесными пожарами. 8. На территории зоны лесов расположен заповедник: а) Таймырский                                       б) Кандалакшский  17 в) Приокско­Террасный                        г) остров Врангеля. 9. Охрана лесов — это : а) обязанность государства б) обязанность государства и долг каждого гражданина в) забота самих обитателей леса.                                   Тест №8  по теме: «Природная зона лесов».                                                 2 вариант 1. Лесная зона расположена южнее  зоны:  а) степей;                                    б) арктических пустынь ;     в) пустыни;                                 г) тундры;   2. Какую роль в жизни человека  и природы  играет лес: а) снабжает кислородом; б) очищает воздух от пыли; в) сохраняет влагу; г) прекрасное пастбище для скота ;   3. Главные отличительные признаки лесной зоны: а) вечная мерзлота; б) мало влаги и много тепла ; в) достаточность тепла и влаги; г) многочисленные болота;   4. Какое количество ярусов можно обнаружить в смешанном лесу: а) 2;                           б) 4;   в) 5;                            г) 3;   5. Какое значение имеет листопад для леса?   а) растения освобождаются от вредных веществ, которые накопились в листьях за  лето; б) зимой листья  защищают корни от мороза;   в) опавшие листья являются хорошим кормом для животных в долгие зимние дни;    г) листья, разлагаясь, обеспечивают почву питательными веществами;    6. Кто из представителей животного мира относится к зоне лесов: а) сайгак;                      б) лось;   18 в) кабан;                      г) дрофа;    8. Кто из названных животных не залегает в спячку? а) белка;                             б) бурый медведь; в) ёж;                                  г) барсук   9. Птица, которую называют “доктором” леса: а) снегирь;                            б) сойка; в) тетерев;                             г) дятел;   10.Какой организм надо включить в пищевую цепь:                                          осина ­­­­­­­…… ­­­­­­­­ лиса а) гусеница;                      б) заяц; в) мышь;                           г) бобр;                              Тест №9 по теме: «ЗОНА СТЕПЕЙ»                                                      1вариант 1.Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи нужную букву. а) зона арктических пустынь; б) зона степей; в) зона тундры. 2. Установи соответствие. ЛЕТО ЗИМА короткая жаркое длинное тёплая 3. Какие растения встречаются в степях? Вычеркни лишнее.  Ковыль, шиповник, типчак, лишайники, ель, тюльпаны, ясень. 4. По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне.  Допиши предложения.  Самый мелкий из журавлей – это _______________________________.  Хищный зверь, поедающий грызунов ­ это _______________________. 19 5. Восстанови цепи питания.  Насекомые                кузнечики              ……… ;  ….. ..                 суслик                степной орёл. 6. Каково значение зоны степей для человека? Обведи буквы правильных  ответов. а) здесь хорошие условия для полеводства  садоводства; б) здесь развито оленеводство; в) здесь добывают поваренную соль  природный газ; г) здесь хорошие условия для пастбищ; д) здесь заготавливают полезные для человека ягоды и грибы. 20 Тест №9 по теме:  «ЗОНА СТЕПЕЙ»                                                            2 вариант 1.Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи нужную букву. а) зона степей; б) зона арктических пустынь; в) зона тундры. 2. Установи соответствие. тёплая ЗИМА ЛЕТО продолжительное короткая 3. Какие растения встречаются в степях? Вычеркни лишнее. засушливо е  Ирисы, берёза, типчак, пихта, ковыль, тюльпаны, терн. 4. По описанным признакам определи животное, обитающее в степной зоне.  Допиши предложения.  Самая крупная птица нашей страны – это ________________________.  Ядовитая охотница, по спине которой проходит зигзагом тёмная полоса ­ это  _______________________. 5. Восстанови цепи питания.  Растения             ………                  степная гадюка;  …..               кобылки                ящерицы.  6. Какие меры необходимо принять для защиты природы степной зоны?  Обведи буквы правильных ответов. а) ограничить выпас скота; б) ограничить рыбную ловлю; в) запретить изучение и описание природы степей; г) прекратить распашку степи; д) взять под охрану редких животных. 21 Тест №10  по теме " Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне "                                                   1 вариант 1. Где расположены полупустыни и пустыни?   а)  у Чёрного моря б)  около Каспийского моря и на юге Восточной Сибири в)  недалеко от зоны широколиственных лесов 2. Какое в пустыне лето?  а)  влажное жаркое б) сухое жаркое в) сухое холодное 3. Перечисли растения пустыни   _______________________________________________________________ ________________________________________________________________  4. Что является отличительной чертой растений пустыни  а) длинные корни б) большая высота  в) широкие листья  5. Перечисли животных пустыни _______________________________________________________________ _______________________________________________________________  6. Какое растение нельзя увидеть в пустыне?  а) саксаул б) джузгун  в) клюкву 7. Какие животные пустыни никогда не пьют?  ______________________________________________________________  _______________________________________________________________  8. Кто из животных пустыни пробегают в поисках воды огромные расстояния  от одного водоёма к другому?  а) тушканчики и песчанки б) сайгаки и джейраны в) скорпионы и ящерицы 9. Какие культуры возделывают люди на орошаемых землях в пустыне _______________________________________________________________  _______________________________________________________________ 10. Какое главное домашнее  животное  в пустыне?  _______________________________________________________________  11. Почему учёных беспокоит освоение пустынь человеком?  _______________________________________________________________  _______________________________________________________________  ________________________________________________________________  ________________________________________________________________  22 Тест №10 по теме "Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне"                                                  2 вариант 1. Пустыня – это _____________________________________________________ ____________________________________________________________________ 2. Самая большая драгоценность в пустыне: а) нефть б) песок в) пресная вода  г) верблюд 3. Места с довольно пышной растительностью называются  ________________________________________________________________ 4. Виды пустынь:  а) Песчаная  б) Глинистая  в) Солончаковая  г) Каменистая  5. Сколько в пустыне времён года?  __________________________________________________________________ 6. Суховей – это а) сухой и холодный ветер б) сухой и тёплый ветер в) сухой и горячий ветер г) растение 7. Назовите трёх представителей животного мира пустыни. _________________ ____________________________________________________________________ 8. Назови экологические проблемы зоны пустынь _________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 9. Пустыни занимают: а) огромную территорию центральной части России б) небольшую территорию по берегам северных морей 23 в) небольшую территорию на юго­западе нашей страны г) небольшую территорию на юго­востоке нашей страны 10. В зоне пустынь: а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега б) выпадает малое количество осадков в) чаще всего осадков не бывает г) осадки не выпадают                 Тест №11 по теме:  «У ЧЁРНОГО МОРЯ»                                                  1 вариант 1. Где расположено Черноморское побережье Кавказа? Обведи нужную букву. а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны; в) в субтропической зоне; г) в степной зоне страны. 2. Установи соответствие. ЛЕТО ЗИМА короткая жаркое длинное тёплая 3.Какие деревья встречаются в лесах на склонах гор Черноморского  побережья? Обведи нужную букву. а) дуб, бук, каштан; б) ель, сосна, пихта; в) ольха, липа, берёза. 4. Какие животные обитают на Черноморском побережье? Вычеркни неверное.  Морские коньки, сайгаки, дрофа, хомяк, косуля, чайки, медузы, летяга, баклан. 5. Восстанови цепи питания.  …..                    цикада              ящерица кавказская;  Мухи              богомол               …….. .   6. Каково значение Черноморского побережья для человека? Обведи буквы  правильных ответов. а) здесь можно увидеть красивые растения, привезённые из тёплых стран; 24 б) здесь хорошие условия для развития оленеводства; в) здесь хорошие условия для отдыха и лечения; г) здесь хорошие условия для развития садоводства и виноградарства; д) здесь развит пушной промысел. 25 Тест №11 по теме: «У ЧЁРНОГО МОРЯ»                                                2 вариант 1. Где расположена субтропическая зона России? Обведи нужную букву. а) в центре страны; б) на востоке страны; в) на побережье северных морей; г) на побережье Черного моря. 2. Установи соответствие. ЗИМА ЛЕТО жаркое короткая длинное тёплая 3.Какие растения выращивают в парках и на улицах городов Черноморского  побережья? Обведи нужную букву. а) кипарисы, магнолии, пальмы; б) липы, джузгун, маки; в) полынь, типчак, ель. 4. Какие животные обитают на Черноморском побережье? Вычеркни неверное.  Дельфины, кабан, богомол, тушканчик, фазан, жук жужелица, краб, беркут,  медуза. 5. Восстанови цепи питания.  Растения             ……….                    чайки;  Улитки               жужелица кавказская               …….  . 6. Какие меры необходимо принять для сохранения природы Черноморского  побережья? Обведи буквы правильных ответов. а) взять под охрану редкие растения; б) ограничить выпас скота; в) не допускать загрязнение моря; г) запретить отдых и лечение людей; д) взять под охрану редких животных. 26 Тест №12  по теме: «Природные зоны»                                        1 вариант 1.Сколько природных зон сменяются с севера на юг? а) 3                     б)                           9 в) 6 2.Какие природные зоны ты знаешь? Напиши.  _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3.Природная зона арктических пустынь расположена.... а) на островах Тихого океана б) на островах Северного Ледовитого океана в) на островах Индийского океана 4.В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы б) дубы, сосны, ели в) берёзы, липы, лиственницы. 5.Какое растение встречается в пустыне? а) верблюжья колючка                         б) ирис                                 в) берёза 6.Экологические проблемы лесной связаны.... а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой б) с неблагоприятными погодными условиями в) с частыми лесными пожарами 7.В ледяной зоне растут .... а) кедры, берёзы, черёмуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва 8.Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец б) растения — заяц­беляк — рысь в) зерно — суслик — орёл­беркут 9.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"? а) сайгака           б) джейрана                      в) верблюда 10. Соедини стрелкой животное и зону  обитания. Рысь                                          Субтропики Суслик                                       Тундра Северный олень                        Степи Дельфин                                    Зона лесов Глухарь                                     Пустыни Ушастый ёж                                Арктическая    пустыня Жук­скарабей Тюлень  27 11.О каком растении пустыни идёт речь: корни проникают на глубину почти  до 20 метров и оттуда добывают воду, поэтому всё лето, даже в самый сильный зной это растение ярко­зелёное? а ) колосняк                      б) джузгун                    в) верблюжья колючка             Тест  №12  по теме: «Природные зоны»  2 вариант 1.В какой природной зоне: очень тёплое, продолжительное, засушливое лето;  часто дуют горячие сухие ветры­суховеи; иногда они переходят в пыльные  бури? а) зона пустынь                    б) зона степей                   в) зона лесов 2.Какие животные находятся под особой охраной и внесены в Красную книгу  России? а) амурский тигр                б) бурундук         в) утка­мандаринка     г) бурый медведь 3.Когда этих животных мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают  мало детёнышей. Зато, когда этих животных много, потомство у сов и песцов  большое и всем малышам хватает еды. О каких животных идёт речь? а ) олени                         б) лемминги                       в) белые куропатки 4.В какой природной зоне находится заповедник "Остров Врангеля"? а) зона тундры               б) зона арктических пустынь                в) зона лесов 5.Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь.  Что это за природная зона? а) зона пустынь                  б) зона тундры                    в) зона степей 6.О каком растении пустыни идёт речь: корни проникают на глубину почти до  20 метров и оттуда добывают воду, поэтому всё лето, даже в самый сильный  зной это растение ярко­зелёное? а ) колосняк                      б) джузгун                    в) верблюжья колючка 7. Древесина какого хвойного дерева используется для изготовления  музыкальных инструментов? а) кедр                            б) сосна                            в) ель 8.  Какая основная пища северных оленей? а) брусника                        б) ягель                            в) карликовая ива 9.Какое растение лишнее? а) липа                 б) вяз                 в) осина                   г) ясень 10. Какая природная зона следует после зоны степей? а) зона лесов                  б) зона пустынь                       в) зона тундры 11.Экологические проблемы лесной связаны.... 28 а) с неумеренной охотой и браконьерством,   вырубкой б) с неблагоприятными погодными условиями в) с частыми лесными пожарами             Тест №13 по теме: «Родной край­часть великой России»                                                        1.В какой природной зоне находится наш край?__________________________________________ 2.В каком году основан г.Богородицк? _______________________________________________ 3.Какие города Тульской  области ты знаешь? _______________________________________ _________________________________________________________________________________ 4.Какие водоемы нашего края ты знаешь? реки: ______________________________________________________________________________ озера: ______________________________________________________________________________ 5 .Какие растения растут в нашем крае? деревья: ____________________________________________________________________________ кусты: _____________________________________________________________________________ цветы: _____________________________________________________________________________ ягоды: _____________________________________________________________________________ 6.Какие животные встречаются в нашем крае? звери:______________________________________________________________________________ птицы:_____________________________________________________________________________ рыбы:_____________________________________________________________________________ насекомые: _________________________________________________________________________ 7 .Какие ты знаешь народные промыслы своего края?________________________________ __________________________________________________________________________________ 8.Напиши экологические проблемы нашего края.  __________________________________________________________________________________ 29 ___________________________________________________________________________________  9.Составь памятку по охране природы родного края.                                                                    Памятка 1.__________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________________________ 5.__________________________________________________________________________________ 6.__________________________________________________________________________________                                              Тест по теме «Клетка». 1.Все живые организмы состоят из:      а) систем органов      б) тканей;      в) клеток;. 2.Клетки можно изучать с помощью:       а) микроскопа;                             б) телескопа;                           в) лупы. 3.Кто открыл существование клеток в 1665 г.       а) Теодор Шванн       б) Роберт Гук       в) Маттиас Шлейден 4.Живые клетки человеческого организма:        а) только  растут и размножаются;        б) только дышат и питаются;        в) дышат, питаются, растут, размножаются; погибают  5. Клетки погибнут  без:    а) воздуха и отдыха;     б) питания, кислорода  и  работы;    в) движения и кислорода 6. Замена погибших клеток в организме происходит:      а) только днем;             б) постоянно;                    30 в) только ночью. 7.Как называются особые отверстия в клеточной мембране       а) митохондрии       б) вакуоли       в)поры 8.Какая часть клетки содержит наследственную информацию об организме и    регулирует процессы жизнедеятельности           а) вакуоль           б) хлоропласт           в) ядро                                             Тест по теме: Как человек двигается? 1. Зачем человеку череп? а) Защита ключицы б)Защита бедра в)Защита грудной клетки г)Защита головного мозга 2.Опорно­двигательная система состоит из… а)Кровеносных сосудов б)Нервов в)Скелета и мышц г)Кожи 3. Зачем человеку позвоночник? а) Защищать грудную клетку б)Защищать головной мозг в)Создавать опору всему скелету г)Обеспечивать прочность ноги 4.Что находится в канале внутри позвоночника: а) головной мозг б) сердце в) спинной мозг 5.Найди лишнее понятие. 31 а) плечо;                                 б) предплечье; в) голень;                               г) кисть. 6.Неправильная осанка может привести к: а).Искривлению позвоночника; б)Развитию остеохондроза; в)Увеличению прочности костей: 7. В полости кости находится: а)костный мозг           б)костная кровь               в) спинной мозг 8.Благодаря чему  наши конечности могут сгибаться и разгибаться? а)скелет      б)мышцы               в)сустав                     г)кожа                                  ключ:1г, 2в,3в, 4в, 5в, 6а, 7а, 8б     Тест№14  по теме: «Пищеварительная система».                                           1 вариант 1.Для чего служит пищеварительная система? а) для передачи сигналов от головного мозга ко всем органам тела б) чтобы разносить питательные вещества по всему организму в) для обеспечения опоры и движения организма г) для измельчения и переваривания пищи 2.Из каких органов состоит пищеварительная система? Найди орган, не  относящийся к ней: а) желудок                                        д) печень б) пищевод                                    е) спинной мозг в) толстая кишка                        ж) ротовая полость г) глотка 3.Расположи органы пищеварительной системы в той последовательности,  в какой через неё проходит съеденная пища: а) желудок                                          г) глотка б) пищевод                                д) ротовая полость в) толстая кишка                                е) тонкая кишка 4.Какую роль в пищеварении играет печень? Какую жидкость она выделяет? а) слюну б) желудочный сок 5.С помощью чего пища начинает перевариваться в ротовой полости? а) желчи б) желудочного сока                                           в) желчь  г) кровь                                    з) тонкая кишка                                                 д) слёзы           в) слюны г) крови 32 в) слюны г) крови                                             в) слюны г) крови               Тест №14 по теме: «Пищеварительная система».                                           2 вариант 1.С помощью чего пища переваривается в желудке? а) желчи б) желудочного сока 2.С помощью чего пища переваривается в тонкой кишке? а) желчи б) желудочного сока 3.Как питательные вещества из переваренной пищи поступают в различные  органы? а) по специальным каналам б) их разносит кровь в) передают друг другу по «эстафете» 4.Как питательные вещества из переваренной пищи попадают в кровь? а) всасываются через стенки кишечника б) толстый кишечник заканчивается кровеносными сосудами в) кровь проходит сквозь кишечник и «забирает» с собой питательные вещества 5.Что происходит  с не переваренными остатками пищи?  а) возвращаются для нового переваривания б) удаляются из организма в) их не бывает, вся пища переваривается до конца           Тест №15 по теме: «Система кровообращения».                                            1 вариант 1. Какие органы входят в кровеносную систему?    а) лёгкие;                              б) сердце,     в) желудок;                          г) кровеносные сосуды.  2. . В чем заключается функция крови? а) Разносит кислород; б) Забирает ненужные вещества; в)  Кровь, двигаясь по сосудам, снабжает все органы кислородом, питательными  веществами, забирает углекислый газ и ненужные для организма вещества 3. Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе? а)  2 б)  3 в)  1 4. Какую роль выполнят эритроциты? а) останавливают кровотечение; б) переносят кислород; 33 в)  защищают кровь от болезнетворных бактерий 5. Какая часть крови  останавливает кровотечение? а) белые кровяные тельца; б) кровяные пластинки; в)  плазма и клетки крови. 6.  Каким газом богата кровь, которую несут кровеносные сосуды от лёгких? а)  кислородом; б) углекислым газом; в) азотом. Проверь себя: 1.б), г) 2. в) 3. а)  4. б) 5. б) 6. а)             Тест №15 по теме: «Система кровообращения».                                           2 вариант 1. Где кровь обменивает углекислый газ на кислород? а) В сердце                                    б) В легких в) В почках                                   г) В печени 2. Сильной мышцей в организме называется… а) Сердце                                                   б)Легкие в)Мочевой пузырь                                    г)Почки 3. Сколько сокращений в минуту делает сердце в среднем? а) 10-20                                   б)20­30 34 в)30­40                                           г) 60­80 4. По чему кровь поступает от сердца в органы, принося необходимые  вещества? а)Вены                                                     б)Артерии в)Капилляры                                           г)Легкие 5. Мельчайшие сосуды, которые связывают артерии и вены, называются… а) Вены                                             б)Легкие в)Капилляры                                     г)Артерии 6. Благодаря чему кровь проталкивается в самые отдаленные органы? а) Клапан                                б)Перегородка в)Давление                              г)Легкие Тест №16 по теме: “Дыхательная система” 1 вариант 1.Назови органы, составляющие дыхательную систему. 1_________________________________________________________________ 2________________________________________________________________ 3________________________________________________________________ 4________________________________________________________________ 5_________________________________________________________________ 6______________________________________________________________ 2. В каком органе дыхания воздух обогревается?  А) носовая полость; Б) гортань;  35 В) трахея.  3. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?  А) носовая полость; Б) гортань;  В) трахея.  4. Как влияет крик на голосовые связки?  А) никак не влияет;  Б) улучшает; В) ухудшает.  5.Для какой части дыхательной системы характерны такие функции как  проведение воздуха, очищение от пыли, согревание и увлажнение? А) легких  Б) носа, гортани В) бронхов и легких  Г) воздухоносных путей 6. Подчеркни. Какой орган человека подвергается наибольшему воздействию  табака:  Желудок  Сердце  Лёгкие  Головной мозг 7. Сущность дыхания состоит в: А) поглощении организмом кислорода Б) переносе кровью кислорода от легких к клеткам тела В) окислении в клетках органических веществ с освобождением энергии Г) переносе кровью углекислого газа от клеток тела к легким                           Тест №16 по теме: « Дыхательная система».                                                 2 вариант 1.Подчеркните органы дыхания:  Сердце, нервы, носоглотка, гортань,  позвоночник, мышцы, трахея, бронхи,  желудок, легкие, печень, селезёнка. 2. Сколько вдохов и выдохов в среднем делает взрослый человек? 36 а) 20­25;                       б) 15­17;                        в) 25­30 3. Что происходит с воздухом в носоглотке? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4.Из чего состоят лёгкие? а) из крошечных  пузырьков;             б) из крошечных шариков;            в) из  костей. 5.Перечислите  правила бережного отношения к дыхательной системе: 1.______________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________ 4.  _______________________________________________________________________ 6. Для чего нужна дыхательная система? а) для обеспечения организма питательными веществами; б) для обеспечения организма  водой; в) для обеспечения организма кислородом. 7. Подчеркни. Какой орган человека подвергается наибольшему воздействию  табака: а) Желудок                           б) Сердце в)Лёгкие                              г)Головной мозг Тест №17 по теме: «Нервная система».                                                             1 вариант 1. Что происходит с человеком, если в результате болезни или травмы,  какое­то из чувств утрачено: а) человек умирает  б) за него начинают работать другие чувства 2. Что способствует попаданию информации в головной мозг:    а) нервы  37 б) телевизор  в) интернет 4. Допиши, что входит в центральную нервную систему: а) _____________________________________________________________________ б) нервы  в)_____________________________________________________________________ 5.Какую функцию выполняет головной мозг?  а) переваривает пищу б)   воспринимает,   узнает,   осознает,   запоминает,   вспоминает,   мыслит,   управляет мышцами рук и языка  в) отвечает за рост волос  6. Сколько полушарий имеет головной мозг? а) одно                   б) два                      в) три 7.  Какую функцию выполняет cпинной мозг?   a) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом.  б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств в) отвечает за развитие речи 8. Какую функцию выполняют нервы? а) переносят в организме питательные вещества б) защищают организм от вирусов   в)   передают   электрические   сигналы  от   органов  к   мозгу  и  команды   от   мозга   к органам.)  9. Остановка работы нервных клеток может привести к …(допиши) _______________________________________________________________________ 10. Чем вы можете помочь нервной системе, чтобы она не перенапрягалась и оставалась здоровой? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Тест №17 по теме: «Нервная система».                                                             2  вариант 1.Заполните схему. Нервная система человека. 38 _______________________________________________________________________ 2. Вычеркни названия тех органов, которые не относятся к нервной системе. Головной мозг, череп, скелет, сердце, мышцы, спинной мозг, нервы, трахея. 3. Как поступают сигналы в головной мозг? а) по крови     б) по лимфе     в) по нервам 4. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют... а) аксонами       б) нейронами           в) дендритами 5.Назови полушария головного мозга. а) левое и правое     б) верхнее и нижнее     в) заднее и переднее 6. Функция нервной системы: а) образует наружные слои кожи б) управляет деятельности всего организма в) образует кости скелета 7. Какой орган нервной системы находится: в позвоночнике__________________________________________________________ в черепе________________________________________________________________ 7. Подпишите органы нервной системы.           Тест № 18 по теме: «Как устроен организм человека» 39 1 вариант 1. Подпиши названия внутренних органов человека  2. В какой строке  указаны только органы чувств человека? а)  Сердце, глаза, лёгкие, нервы, кожа; б)  Глаза, уши, кожа, язык, нос; в)  Уши, глаза, желудок, кровеносные сосуды. 3.Перечислите части тела человека? а) Голова, позвоночник, туловище, руки, ноги. б) Голова, глаза, уши, нос, рот, туловище, руки, ноги. в) Голова, туловище, руки, ноги. 4.Какую систему организма составляют кости и мышцы? а) Опорную.                 б) Опорно­двигательную.                        в) Двигательную. 5.Что из данных понятий не входит в нервную систему? а) Головной мозг.                              б) Кровь. в) Спинной мозг.                                г) Нервы. 6. Через какие системы выводятся из тела отработанные продукты обмена веществ? а) Органы пищеварения.                     б) Мочевые органы. в) Органы дыхания. 7.Какую роль играют органы дыхания? а) Обеспечивают переваривание пищи. б) Обеспечивают движение крови в организме. в) Необходимы для газообмена. 8.Какая система состоит из сердца и сосудов, по которым течёт кровь? а) Пищеварительная. б) Кровеносная. в) Дыхательная 9. Дополни предложение 40 Системы органов ­ это ________________ связанных ________________________  органов, согласованно выполняющих ______________________________________ в организме.                      Тест №18 по теме «Человеческий организм»                                                 2 вариант 1.Система, регулирующая деятельность всего организма, – это...  1) нервная                                  2) кровеносная                       3) дыхательная  4) пищеварительная                 5) выделительная                   6) опорно­двигательная  2.Система, регулирующая газообмен в организме, – это...  1) нервная                                      2) кровеносная                               3) дыхательная  4) пищеварительная                   5) выделительная                   6) опорно­двигательная  3.Система, обеспечивающая поступление в организм питательных веществ  и их усвоение, – это...  1) нервная                                     2) кровеносная                             3) дыхательная  4) пищеварительная                  5) выделительная                    6) опорно­двигательная  4.Единственной подвижной костью в черепе человека является...  1) височная кость                           2) верхняя челюсть                    3) нижняя челюсть  4) ушная раковина                         5) лобная кость  5.Количество рёбер в организме человека составляет...  1) 6 пар                           2) 10 пар                             3) 12 пар                    4) 24 пары 6. Подпиши названия внутренних органов человека  7. Внутренний орган, состоящий из двух желудочков, – это...  1) головной мозг                  2) сердце                    3) желудок  4) печень                                5) почки  8.Сердце в организме человека защищено...  41 1) диафрагмой                              2) рёбрами  3) грудиной                                   4) позвоночником  9.К кровеносным сосудам относятся...  1) альвеолы                         2) капилляры                         3) бронхи  4) бронхиолы                      5) вены                                    6) артерии  →   соответствующую систему органов с её функцией.                                   Тест №19 по теме: «Системы органов. Органы чувств»                                                            1 вариант 1.Сколько в организме человека систем органов?        ­ 3                 ­ 5                  ­ 2                   ­ 6  2. Сколько у человека  органов чувств?        ­ 3                 ­ 5                  ­ 2                   ­ 6  3.Соедини      а) Пищеварительная система                             Выводит вредные продукты  жизнедеятельности   б) Дыхательная система                                     Обеспечивает движение крови в  организме   в) Опорно­ двигательная система                     Обеспечивает переваривание пищи   г) Нервная система                                             Дает опору  телу человека, создает  движение   д) Система кровообращения                              Обеспечивает газообмен   е) Выделительная система                                 Управляет деятельностью всего  организма 4.Допиши главный орган чувств  и его основную функцию:   а) Орган зрения ­ _______________________________________________________  _______________________________________________________________________   б) Орган слуха ­  _______________ ________________________________________  _______________________________________________________________________   в) Орган вкуса ­  _______________ ________________________________________  _______________________________________________________________________   г) Орган осязания ­ _____________________________________________________   _______________________________________________________________________   д) Орган обоняния ­  ____________ _______________________________________  _______________________________________________________________________     е) Орган равновесия ­ __________________________________________________   ______________________________________________________ _________________ 5. Книга и тетрадь должны быть на расстоянии от глаз  ___________________ 42 6. При письме свет должен  падать________________________________________ 7.  Садиться к экрану телевизора надо не ближе чем  на______________________ 8.Самый большой орган чувств ­  __________________________________________ 9.Напиши строение одного из органов чувств (по выбору)____________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________              Тест №19 по теме: «Системы органов. Органы чувств»                                                            2 вариант 1. Больше   всего   информации   об   окружающем   мире   человек   получает   с помощью _________________________________________________________ 2. Основная часть глаза ­______________________________________________ 3.С помощью ушей – органов слуха – человек______________________________  4. Ухо состоит из ___________________________________________________ 5. Способность человека чувствовать запахи, называется _________________  6. Орган обоняния – это______________________________________________ 7. В носовой полости имеются _________________________________________ 8. Органом вкуса является____________________________________________ 43 Способность   человека   чувствовать   прикосновения   называется 9. ­___________________________________________________________________ 10. Орган осязания – это _____________________________________________   На 11. можем определить_____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ощупь мы           Если ухе 12. надо___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ почувствуете боль в       Ответы на тест№19 по  теме: «Органы чувств» 1.  Больше всего информации об окружающем мире человек получает с помощью ………. Глаз­. органов зрения 2. Основная часть глаза ­……… глазное яблоко 3. С помощью ушей – органов слуха – человек…… …..  слышит все те звуки, которыми наполнен мир. 4.   Ухо   состоит   из   ….  Трёх   основных   частей:   наружного   уха,   среднего   уха, внутреннего уха. 5. Способность человека чувствовать запахи, называется …. Обонянием. 6. Орган обоняния – это…. Нос 7.   В   носовой   полости   имеются   ….  Нервные   окончания,   которые   улавливают пахучие вещества и передают сигналы о них в мозг. 8. Органом вкуса является …………………………………….. язык 44 Способность   человека   чувствовать   прикосновения   называется   ­ 9. ………………………осязанием 10. Орган осязания – это …………………………….. кожа. 11.   На   ощупь   мы   можем   определить…………………….  Гладкий   предмет   или шершавый, мягкий или твёрдый.. 12. Книга и тетрадь должны быть на расстоянии от глаз …….. 30­35 см. 13. При письме свет должен падать…….. слева 14. Садиться к экрану телевизора надо не ближе чем на ……… 2­3 метра 15. Если почувствуете боль в ухе надо…. Обратиться к врачу Тест №20 по теме: « Границы России» 1 вариант 1. Какая страна не имеет с Россией общей границы? 1) Норвегия; 2) Польша; 3) Белоруссия; 4) Франция. 2. Какая страна является нашим морским соседом? 1) Китай; 2) Казахстан; 3) Япония; 4) Украина. 3. В какой стране самое многочисленное население? 1) в США; 2) в Китае; 3) в Монголии; 4) в Польше. 4. Какая страна граничит с Россией на севере? 45 1) Норвегия; 2) Азербайджан; 3) Грузия; 4) КНДР. Тест №20 по теме: « Границы России» 2 вариант 1. Самая длинная граница России с государством: а) Монголия           б) Китай             в) Казахстан                  г) Украина 2.   Какая из названных стран СНГ не имеет сухопутной границы с Россией:       а) Украина              б) Молдавия          в) Грузия         г) Казахстан 3. Россия пересекается: а) с экватором                                      б) с северным тропиком               в) с северным полярным кругом 4.В какой группе все страны имеют общую границу с Россией: а) Норвегия, Финляндия, Швеция                б) Азербайджан, Армения, Грузия в) Белоруссия, Украина, Эстония                 г) Китай, Индия, Монголия 5.Россия имеет только морскую границу с государствами    а) Норвегия и Япония                                       б) Япония и Китай       в) США и Норвегия                                            г) Япония и США             Тест №21 по теме: «Путешествие по странам мира»                                                      1вариант 1.Сколько всего на планете материков?        а) 5               б) 3                 в) 6              г) 4 2.Какие материки ты знаешь? Напиши. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3.Сколько в мире государств?       а) >300          б) >100         в) >500         г) >200 4.Какие символы государства ты знаешь? Напиши.  _______________________________________________________________________  _______________________________________________________________________  5.Материк, который состоит из Европы и Азии    называется __________________________________________________________. 6.Пролив, который отделяет Россию от США  называется....    а)  Гибралтарский                                б) Берингов  46 в) Гудзонов                                             г) Ла­ Манш                                                         7.Соедини   → государства и их столицы.                                                       Токио     Великобритания                      Нью ­Йорк     Россия                                      Париж     США                                         Берлин     Франция                                   Санкт ­Петербург        Япония                                     Лондон     Германия                                  Вашингтон                                                       Москва 8.Великобритания по­ другому называется _______________, а США  __________________ . 9. Кто управляет государством ? Соедини   США     Англия      Россия       Япония     Франция              королева     президент    парламент     император 10. Государственный язык  этих стран ......     Франция ­ _______________________________     Англия ­  ________________________________     Германия ­ _______________________________     Россия ­   ________________________________     Япония ­ ________________________________     США ­ __________________________________ 11.Соедини  →  государство и его главную  достопримечательность:                                                колокол Биг­ Бен   Россия                                Эйфелева башня   Великобритания                Статуя Свободы   США                                   Красная плошадь  Франция                           Императорский дворец   Япония                               Букингемский дворец                                               Эрмитаж        Тест №21 по теме: «Путешествие по странам мира»                                          2 вариант 1. Вспомни столицу государства                                                       Токио     Великобритания                      Нью ­Йорк     Россия                                      Париж     США                                         Берлин     Франция                                   Санкт ­Петербург        Япония                                     Лондон     Германия                                  Вашингтон                                                       Москва 47 2. Вспомни флаг государства Великобритания                             США                         Франция                             3. Найди герб государства Великобритания                             США                         Франция     4. Вспомни достопримечательности страны Великобритания                             США                         Франция     5.  Государственный язык  этих стран ......     Франция ­ _______________________________     Англия ­  ________________________________     Германия ­ _______________________________     Россия ­   ________________________________     Япония ­ ________________________________     США ­ __________________________________ 6.  Пролив, который отделяет Россию от США  называется....    а)  Гибралтарский                                б) Берингов     в) Гудзонов                                             г) Ла­ Манш                                                        7 .  Кто управляет государством ? Соедини   США             Англия            Россия           Япония                Франция              королева      президент          парламент                император              Тест №22 по теме "Отечественная война 1812 года"  1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:  а) Багратион,                    б) Наполеон,                    в) Барклай­ де­ Толли. 2.Какую цель преследовал Наполеон, когда нападал на разные страны? 48 а )  Любил войну           б ) Мечтал покорить весь мир          в )  Мстил  своим  обидчикам 3.Французская армия вторглась в Россию:  а) 1 сентября 1812 года,            б) 14 ноября 1812 года,                       в) 12 июня 1812 года. 4.Главнокомандующим русской армии был назначен:  а) М. И. Кутузов,                           б) А. В. Суворов,                               в) Ф. Ф.  Ушаков. 5.Бородинская битва произошла:  а) 26декабря 1812 года,             б) 26 ноября 1812 года,                           в) 26 августа  1812 года. 6.Около какого города проходило Бородинское сражение: а) Смоленск                        б) Москва                                      в ) Санкт­Петербург 7.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:  а) оставить Москву,                            б) дать еще одно сражение под Москвой,  в) признать Наполеона победителем. 8.Почему русская армия оставила Москву? а )  Армия Наполеона была сильнее б )  Не было смелых командиров в )  Решили сохранить русскую армию 9. Что происходило в Москве, когда вошли французы? а ) Пожары                б )  Наводнение                         в )  Землетрясение 10.Война 1812 года называется Отечественной потому, что  а) главное сражение произошло под Москвой,  б) на войну поднялся весь народ,  в) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие. 11.Кому принадлежат строки:  Недаром помнит вся Россия  Про день Бородина…  а) А. С. Пушкину,                         б) М.Ю.Лермонтову.                  в) Д. В. Давыдову. Тест №23 по теме «Москва как летопись истории России»                                            1 вариант 1. В летописях первое упоминание о Москве встречается в... 1) 1367 году                          2) 1147 году                         3) 1485 году 2. Основателем Москвы является... 1) Иван Калита                                   2) Юрий Долгорукий 49 3) Александр Невский 3. Родословное древо московских князей начинает... 1) Иван Калита                              2) Юрий Долгорукий 3) Александр Невский 4. Москва стала удельным княжеством при правлении... 1) князя Даниила                                  2) князя Ивана III 3) князя Дмитрия            5. В XIII веке в состав Московского княжества входили... 1) Москва и Владимир                            2) Москва и Суздаль 3) Москва и Звенигород            6. В XIII веке Московский Кремль был построен из... 1) камня 2) кирпича 3) дерева            7. Памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной                России» на Красной площади посвящён... 1) победе воинов добровольного ополчения над иноземными захватчиками в  начале XVII века 2) победе русской армии в Бородинском сражении 3) победе Красной армии в битве под Москвой 8. В Бородинской битве русские войска сражались под командованием... 1) Александра Ярославовича Невского 2) Михаила Илларионовича Кутузова 3) Георгия Константиновича Жукова             9. В декабре 1812 году армия под командованием Наполеона потерпела             сокрушительное поражение в... 1) Бородинском сражении                2) битве на Березине 3) битве под Москвой Тест №23 по теме «Москва как летопись истории России»                                            2 вариант             1. Памятник «Триумфальная арка» в Москве возведён в честь победы              русских войск в... 1) Ледовом побоище 50 2) Отечественной войне 1812 года 3) Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов             2. Великая Отечественная война началась... 1) 1 сентября 1939 года                       2) 22 июня 1941 года 3) 24 июня 1945 года            3. Парад Победы на Красной площади в Москве состоялся... 1) 8 мая 1945 года                           2) 9 мая 1945 года 3) 24 июня 1945 года            4. 4 октября 1957 года состоялся... 1) запуск первого в мире искусственного спутника Земли 2) первый в мире пилотируемый космический полёт 3) первый в мире выход человека в открытый космос            5. Первым человеком в мире, вышедшим в открытый космос, стал... 1) Юрий Гагарин 2) Алексей Леонов 3) Сергей Королёв 6.Первая в мире женщина­космонавт – это _______________.            7. «Бронзовая конная статуя полководца величаво возвышается на             постаменте. Скульптурная группа фигур, окружающая постамент,            прославляет подвиг солдат, партизан и военачальников...» О каком             памятнике идёт речь? _________________________.            8. «На гранитном пьедестале фигура рабочего, поднявшего над головой              шар с лучами­антеннами...» О каком памятнике идёт речь?                _________________________. 9. В летописях первое упоминание о Москве встречается в... 1) 1367 году                          2) 1147 году                         3) 1485 году                   Тест №24 по теме «Мы – граждане России».                                              1 вариант 1.Что должен делать гражданин страны? а) Исполнять законы государства б) Проживать на территории страны в) Иметь семью г) Иметь образование 2. Что относится к правам гражданина? 51 а) Защита чести и доброго имени б) Сохранение природы в) Исполнение законов государства г) Забота о своем ребенке         3. Что относится к обязанностям гражданина? а) Личная неприкосновенность б) Свободный труд и образование в)Забота о сохранении природы г) Отдых          4. С какого возраста гражданин РФ имеет право участвовать в выборах                 органов государственной власти? а) с 14 лет б) с 18 лет в) с 21 года г) с 25 лет           5. Какие обязанности имеет гражданин России? а) Участвовать в управлении страной б) Заботиться о своем ребенке в) Заботиться о сохранении природы г) Соблюдать законы своей страны              Тест №24 по теме «Мы – граждане России».                                              2 вариант 1. Кто является главой государства в нашей стране? А)  император     Б) король     В) президент       Г) султан  2. Как называется основной закон нашей страны? А)  Федеральный закон            Б)  Конституция      В) Декларация                           Г) Конвенция 3. В каком возрасте гражданин России  получает паспорт? А)  18 лет        Б) 21 год      В) 16 лет               Г) 14 лет.  4. Что относится к обязанностям гражданина? А)  личная неприкосновенность            Б)  свободный труд и образование   В) забота о сохранении природы        Г) отдых 52 5. Как называется документ, который защищает права юных жителей  планеты?   А)  Всеобщая декларация прав человек   Б) Конституция российской федерации    В) Конвенция о правах ребёнка                         Г) Указ президента РФ. 53

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ

Сборник "Проверочные тесты по окружающему миру" 4 класс ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017