Сборник: В мире музыкальных инструментов

  • Занимательные материалы
  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыка окружает человека со всех сторон. Это и трели птиц, и звон колокольчиков, и шорох деревьев. Всю эту своеобразную музыку создает сама природа. Человек же во все времена пытался воссоздать природные звуки при помощи самых разнообразных приспособлений. Со временем люди научились составлять совершенно другие мелодии, отличные от звуков природы, но такие же прекрасные и неповторимые. А инструменты, позволяющие создавать затейливые композиции, стали разнообразнее.
Иконка файла материала 5.doc
В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВМузыка окружает человека со всех сторон. Это и  трели птиц, и звон колокольчиков, и шорох деревьев.  Всю эту своеобразную музыку создает сама природа.  Человек же во все времена пытался воссоздать  природные звуки при помощи самых разнообразных  приспособлений. Со временем люди научились  составлять совершенно другие мелодии, отличные  от  звуков природы, но такие же прекрасные и  неповторимые. А  инструменты, позволяющие создавать  затейливые композиции, стали  разнообразнее. Каждый народ создавал свои, характерные только  для него, традиционные инструменты, а значит, и сама  музыка имела своеобразные отличия. Можно длительное время спорить о том, какие инструменты лучше звучат,  какие проще в использовании, или какие из  них  появились раньше всего. Но все музыкальные  инструменты созданы для того, чтобы радовать  человека своими прекрасными звуками. Не случайно же  музыка на лестнице искусств занимает самую верхнюю  позицию, являясь вершиной, возглавляющей все другие  виды творчества и мастерства. Музыкальные инструменты – очень необычные  предметы, своеобразные устройства из различных  звучащих материалов, с  помощью которых музыканты  исполняют, импровизируют и  сочиняют музыку. Самое  поразительное в музыкальных инструментах то, что они  являются передатчиками вибраций человеческой души,  эмоций, чувств. Вам не нужно знать язык, на котором  2говорит музыкант, играющий восхитительную музыку.  Вы поймёте всё без слов, потому что музыка –  универсальный язык. Музыкальные инструменты  восхитительны не только благодаря своей прекрасной  роли. В каждом инструменте есть душа. Душа  материала, из которого этот инструмент изготовлен,  душа мастера, его создавшего. Порой даже душа  продавца, относящегося к своим инструментам с  большой любовью. Когда такой инструмент попадает в руки  чувственного музыканта, все  эти души и душа  музыканта сливаются, и происходит чудо,  имя  которому – музыка. Материалы данного пособия рассказывают об  истории создания музыкальных инструментов и могут  быть полезны в подготовке и  проведении мероприятий  по музыкальному воспитанию.  Пособие будет полезно библиотекарям,  организаторам внеклассной работы  общеобразовательных школ, а также всем,  кто  интересуется историей музыкальных инструментов. 3Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты – инструменты,  обладающие способностью воспроизводить при  содействии человека ритмически организованные и  фиксированные по высоте звуки или четко  регулированный ритм. Каждый музыкальный  инструмент обладает особым тембром (окраской)  звучания, а также своими музыкально­выразительными  динамическими возможностями, определённым  диапазоном звуков. Качество звучания музыкальных  инструментов зависит от взаимосвязи материалов,  применяемых для изготовления инструмента и  приданной им формы, и может быть изменено  с  помощью дополнительных приспособлений (сурдины), различных приёмов звукоизвлечения (пиццикато,  флажолет). Музыкальные инструменты принято делить на  народные и  профессиональные. Народные  музыкальные инструменты могут быть  самобытными, принадлежать лишь одному народу,  и  «межнациональными», пользующимися  распространением у разных народов, связанных между  собой этнической общностью или  длительными  историко­культурными контактами. Так, например,  бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури  4лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка  одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении;  в  Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все  инструменты. В России издавна существовали ансамбли народных  музыкальных инструментов (гусляров, гудошников,  домристов); во второй половине XVII в. на основе  охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в  70­ х гг. большую известность получили хоры пастухов­ рожечников; особенно славился хор, организованный  Н. В. Кондратьевым. В  конце  XIX в. благодаря  деятельности В. В. Андреева и его ближайших  помощников С. И. Налимова, Ф. С. Пассербского,  Н. П. Фомина, некоторые русские музыкальные   инструменты (балалайка, гусли и др.) были  усовершенствованы или реконструированы (домра) и на  их основе созданы оркестры народных инструментов.  Профессиональными музыкальными  инструментами считаются инструменты,  составляющие симфонический (оперный), духовой  и  эстрадный оркестры. Почти все профессиональные  музыкальные инструменты своими истоками уходят в  народные прототипы. Народным музыкальным  инструментом в далёком прошлом была скрипка, из  простейшей народной флейты создана современная,  из  примитивного шалмея – гобой и т. п. Развитие музыкальных инструментов  непосредственно связано с  развитием человеческого  общества, его культуры, музыки, исполнительского  5искусства и техники производства. При этом одни  музыкальные инструменты, благодаря особенности их  конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего  времени в первоначальном виде (например, узбекские  каменные кастаньеты – кайрак), многие другие  подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся  неспособными отвечать растущим музыкальным и  исполнительским требованиям, отмирали и на смену им  приходили новые. Наиболее отчётливо связь музыкальных  инструментов с  творчеством и исполнительством,  отбор и совершенствование их прослеживается в  области профессиональной музыки, нежели в  народной  (где эти процессы протекают значительно медленнее  и  где  музыкальные инструменты веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в XV– XVI вв. грубоватые и  малоподвижные фидели (виелы)  были заменены нежными, матового тембра  «аристократическими» виолами. В XVII–XVIII вв. в  связи с  приходом на смену полифоническому стилю  гомофонно­гармонического и появлением музыки,  требующей динамического исполнения, виолы с их  тихим звучанием и аккордовой техникой игры  постепенно заменили скрипка и её семейство,  обладающие ярким, выразительным звуком, богатой  штриховой техникой и возможностями для виртуозной  игры. Одновременно с виолами вышла из употребления  такая же нежная по звучанию, но «безжизненная»  продольная флейта, уступив место более звучной и  технически подвижной поперечной флейте. В это же  6время, в ансамблевой и оркестровой практике,  перестают применять европейскую лютню и её  разновидности – теорбу и китаррон (архилютню), в  домашнем бытовом музицировании лютню заменяют  виуэлой, а затем – гитарой. К концу XVIII в. на смену  клавесину и камерному клавикорду пришёл новый  клавишный инструмент – фортепьяно. Профессиональные музыкальные инструменты,  ввиду сложности их конструкции, более чем народные,  зависят в своём развитии также от  состояния точных  наук и техники производства – наличия музыкальных  фабрик и заводов с их экспериментальными  лабораториями, конструкторскими бюро и  квалифицированными специалистами по  инструментостроению. Исключение составляют  инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные  на основе народных образцов знаменитыми  брешанскими и кремонскими мастерами XVI–XVII вв.  Гаспаро да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати,  А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др. – они  остаются непревзойдёнными по своим достоинствам.  Наиболее интенсивное развитие профессиональных  музыкальных инструментов происходило в  XVIII– XIX вв. Создание Т. Бёмом рациональной клапанной  системы (первая модель появилась в 1832 г.),  применение её сначала у флейты, а  затем, в разных  вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно  расширило исполнительские возможности и повысило  интонационную чистоту и устойчивость строя  7деревянных духовых инструментов, позволило  композиторам шире и многообразнее использовать  их  в  своём творчестве, способствовало развитию  сольно­концертного исполнительского искусства.  Подлинную революцию произвело появление в начале  XIX в. вентильной механики у медных духовых  инструментов, превратившей их из так называемых  натуральных музыкальных инструментов, с  ограниченным количеством звуков и  отсюда  ограниченными исполнительскими возможностями,  в  хроматические, способные, подобно деревянным  духовым инструментам, воспроизводить любую музыку.  Коренное стилистическое изменение в музыке всех  жанров для струнных клавишных инструментов  произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С  изобретением радио стало возможным конструирование  электрофонических музыкальных инструментов. Для определения видов музыкальных инструментов  существуют различные системы классификации.  Общеизвестна трехгрупповая система, по которой  музыкальные инструменты делятся на духовые,  струнные и ударные; в свою очередь, духовые  подразделяются на  деревянные (флейта, гобой,  кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и  их  разновидности) и медные (труба, корнет, валторна,  тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а  струнные – на щипковые (арфа, лютня, гитара) и  смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным  музыкальным инструментам относятся литавры,  барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При  8научном изучении, особенно разнообразных народных  музыкальных инструментов, применяют более полные и  точные системы классификации. Среди них признанием  пользуется система, разработанная в начале XX в.  австрийским музыковедом Э. Хорнбостелем и немецким музыковедом К. Заксом (основу которой положили во  второй половине XIX в. бельгийские музыковеды  Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля– Закса построена на двух признаках: источник звука  инструмента и способ его извлечения. По первому  признаку музыкальные инструменты делятся на  самозвучащие (идиофоны или  автофоны), мембранные  (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые  (аэрофоны). Источник звука первых – сам материал,  из  которого сделан инструмент или его звучащая  деталь; вторых – натянутая упругая мембрана; третьих  – натянутая струна; четвёртых – столб воздуха,  заключённый в канале ствола (трубки). По способу  извлечения звука самозвучащие подразделяются на  щипковые (варган), фрикционные (краатспилль,  гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные – на  фрикционные  (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные –  на  щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые  (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые – на  флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой,  кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога).  Дальнейшее деление производится по особенностям  конструкции инструмента. Так, например, флейты  делятся на продольные (открытые и свистковые),  9поперечные и многоствольные; струнные на клавишно­ щипковые (спинет, клавесин) и клавишно­ударные  (фортепьяно, клавикорд) и т. д. Среди современных музыкальных инструментов  особую группу составляют электрические, источником  звука которых служат генераторы колебаний звуковой  частоты. Эти инструменты подразделяются в основном  на две подгруппы: электронные (собственно  электроинструменты) и адаптированные, т. е.  инструменты обычного типа, снабженные усилителями  звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский  электродутар). 10Струнные музыкальные инструменты Струнные музыкальные инструменты – это  инструменты, в  которых источником звука являются  колебания струн, в  академической музыкальной  традиции они имеют второе название – хордофоны (от  греческих слов chorde – струна и phone – звук).  Типичными представителями струнных инструментов  являются скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа,  гитара, гусли, балалайка, домра. Происхождение струнных смычковых инструментов неясно. Согласно К. Заксу, смычок впервые  упоминается в Персии и Китае в  IX в., а фидели  начинают появляться в Европе в X в., один из типов  этого инструмента, по­видимому, пришедший из  Византии, оказывается в это время в Испании. Именно  этот тип, обычно грушевидной формы и  без  шейки, с  1–5 струнами, стал главным смычковым инструментом,  фигурировавшим под разными названиями – фидель,  виела или виола – в Средневековой Европе. Второй тип,  длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно,  арабского происхождения, появился в Европе в XI в. и  11сохранялся в различных видах около шести столетий. К  концу XVI в. ясно различались два основных семейства  струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки.  Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента.  Высота звука в струнных инструментах достигается либо  укорачиванием струн (как на скрипке или гитаре), число струн в  таком случае невелико, либо с помощью  постоянно настроенных на  определенную высоту струн  с разным диапазоном звучания (как  например, на  цимбалах).  Характер и интенсивность звучания инструмента  определяется также способом возбуждения струн. Этот  критерий положен в основу наиболее распространенной  классификации:  – смычковый метод – звук из струн извлекается в  основном при  помощи смычка, с помощью  которого к струне прикладывается переменная  вынуждающая сила, поддерживающая колебания  струны (альт, виола, виолончель, кеманча,  контрабас, скрипка);  – щипковый метод – звукоизвлечение  осуществляется защипыванием струн пальцами  или плектром (арфа, бандура, балалайка, вамби,  валиха, домбра, гитара, гусли, лютня, мандолина); – ударный метод – извлечение звука производится  ударами по  струне молоточком, палочками или  тангетом ( цимбалы).  12Альт (англ. и итал. – viola, фр. – alto, нем. –  Bratsche) – смычковый струнный  музыкальный инструмент, представляющий  переход от скрипки к виолончели, как и  остальные инструменты скрипичного  семейства, зародился приблизительно в конце XV– начале XVI в., очень похож на скрипку, только чуть  большего размера, поэтому и звучание его ниже  скрипичного. У альта очень выразительный, мягкий  тембр голоса, он звучнее и сочнее голоса скрипки.  Когда альт появился в оркестре, ведущее положение  мелодических голосов было еще привилегией высоких  виол. Из всего скрипичного семейства альт был  наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию,  поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве  среднего голоса и гармонично влился в него. Таким  образом, альт  явился своего рода мостом между  13уходящим семейством виол и  зарождавшимися  скрипичными инструментами. Этот инструмент всегда считался тяжелым из­за  того, что  музыканту приходится растягивать пальцы во  время игры на нем больше, чем на скрипке. Поэтому  руки у альтиста должны быть очень гибкими. Ученые  говорят, что во времена И. С. Баха люди были  не  такими высокими, как сейчас, а значит, и руки у них  были меньше.  Альт как ансамблевый и оркестровый инструмент  известен с  давних пор, а сейчас этот инструмент  получает все больше распространение как солирующий,  и в этом во многом заслуга выдающегося альтиста Юрия Башмета. Инструменты скрипичного семейства, в том числе и альт, в  процессе своего становления и развития на  протяжении XVIII–XX вв. довольно часто подвергались  многочисленным преобразованиям, связанным с  попытками усовершенствования и расширения  выразительных возможностей инструмента. Эти  изменения имели, несомненно, положительную роль.  Одни меньше, другие больше, но  все   они были  направлены на улучшение качества звука, расширение  диапазона и развитие техники.  Арфа – струнный щипковый музыкальный инструмент, один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла  от лука с  натянутой струной, которая  мелодично звучала при  выстреле. Позже звук  14тетивы стали использовать как  сигнал. Человек,  впервые натянувший на лук              три–четыре тетивы,  которые из­за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках XV в. до н. э. арфы еще  напоминают лук. И эти арфы не самые древние,  древнейшую археологи нашли при раскопках  шумерского города Ура в Месопотамии – она была  изготовлена 4,5 тыс. лет назад, в XXVI в. до н. э.  В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа  оставалась одним из самых распространенных и  любимых инструментов. Часто  ей  пользовались для  сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе:  здесь  особым искусством игры на ней славилась  Ирландия, где  народные певцы – барды – пели под ее  аккомпанемент свои саги.  Арфа имеет форму треугольника, который состоит:  во­первых, из  резонансного корпуса­ящика длиною  приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу  (прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя  же – закругленная с одной стороны), он снабжен  плоскою декою, выделываемою обыкновенно из  кленового дерева, в середину которой по длине корпуса  прикрепляется узкая и тонкая рейка из  твердого  дерева, в которой пробиваются отверстия  для  пронизывания жильных струн; во­вторых, из  верхней части (в  виде  больших размеров грифа),  змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине  корпуса, образующей с ним острый угол; к  этой части  15приделаны колки для укрепления струн  и   их  настраивания; в­третьих, из переднего бруса,  имеющего форму колонны, назначение которого –  оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом. Считается, что красотой своего внешнего вида арфа превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее  изящные очертания скрывают форму треугольника,  металлическую раму украшают резьбой. На раму  натягивают струны (47–48) разной длины и толщины,  которые образуют прозрачную сетку.  Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная,  сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным  инструментам оркестра, в других случаях ей поручают  эффектные соло.  Современная арфа – очень изящный и большой  инструмент, звучит изящно, благородно и очень  красочно. Ее звучание придает неповторимую красоту и  великолепие любому музыкальному произведению. В  состав оркестра арфа входит с XVII в., а  с XVIII в.  она  широко используется как ансамблевый и сольный  инструмент. Балалайка – русский народный трёхструнный  щипковый  музыкальный инструмент, от 600–700 мм  (балалайка прима) до 1,7 м (балалайка­ контрабас) длиной, с  треугольным слегка  изогнутым (в XVIII–XIX вв. также  16овальным) деревянным корпусом. Балалайка – один из  инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского  народа. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы  для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное  пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло,  дроби, гитарные приемы. Любопытно уже само название инструмента,  типично народное, звучанием слогосочетаний  передающее характер игры на нём. Корень  слов  «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка»,  давно  привлекал внимание исследователей родством с  такими русскими словами, как балакать, балабонить,  балаболить, балагурить, что значит болтать,  пустозвонить (восходит к общеславянскому bolbol того  же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга,  передают суть балалайки – инструмента лёгкого,  забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. История происхождения балалайки уходит своими  корнями в  глубину веков. Здесь не так то все просто,  потому что существует довольно большое количество  документов и сведений о возникновении инструмента.  Многие считают, что балалайка была придумана на  Руси, другие думают, что произошла от народного  инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна  версия: возможно балалайка была придумана во время  татарского владычества, или, по крайней мере,  заимствована от татар. Следовательно, и год  происхождения инструмента назвать сложно. Историки  17и музыковеды спорят и из­за этого. Большинство  придерживаются 1715 г., но эта дата условна, т. к. есть  упоминания и более раннего периода – 1688 г.  Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне,  чтобы скрасить свое существование в  подчинении у  жестокого помещика. Постепенно балалайка  распространилась среди крестьян и скоморохов,  разъезжающих по всей огромной нашей стране.  Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ и  даже не подозревали, на каком чудо­инструменте они  играют. Веселье долго продолжаться не могло, царь и  великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал  указ, в котором велел все инструменты (домры,  балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех  людей, которые не будут подчиняться, и отдавать  музыкальные инструменты, пороть и отправлять в  ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер,  и  репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по  всей стране, но опять ненадолго. Время  популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX в.  Так и потерялась балалайка, только не совсем.  Некоторые крестьяне по­прежнему музицировали на  трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему  имению, молодой дворянин Василий Васильевич  Андреев услышал балалайку у своего дворового.  В. В. Андреева поразила особенность звучания этого  инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских  народных инструментов. И решил Василий Васильевич  сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент.  18Для  начала сам потихоньку научился играть, потом  заметил, что  инструмент таит в себе огромные  возможности, и задумал усовершенствовать балалайку.  В. В. Андреев поехал в Петербург к  скрипичному  мастеру Иванову, за советом и попросил подумать,  как  улучшить звучание инструмента. Работа была  долгой и тяжелой, но  все­таки новая балалайка была  изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто  большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ  и  распространить. Теперь всем солдатам, проходящим  службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии,  военные забирали инструмент с собой.  Таким образом, балалайка вновь распространилась  по России и  стала одним из самых популярных  инструментов. Мало того, В. В. Андреев задумал  создать семейство балалаек разных размеров по  образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров –  Ф. С. Пасербского и С. И Налимова, – и они, работая  совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант,  прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих  инструментов была создана основа Великорусского  оркестра, который впоследствии объездил несчетное  количество стран мира, прославляя балалайку и  русскую культуру. Дошло до того, что  и  в  других  странах (Англии, США, Германии) были созданы  оркестры русских народных инструментов по образцу  Великорусского.  В современном оркестре русских народных  инструментов используются пять разновидностей  19балалаек: прима, секунда, альт, бас и  контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным  инструментом, а за остальными закреплены чисто  оркестровые функции: секунда и альт реализуют  аккордовый аккомпанемент, а  бас  и  контрабас –  функцию баса. В истории балалайки были взлёты и были падения,  но  она  продолжает жить. И, наверное, не случайно для  всех иностранцев именно балалайка стала воплощением  русской культуры.  Виолончель – (итал    . – violoncello, сокр. –   . – violoncelle, англ.  . – Violoncello, фр  cello, нем  – cello) – смычковый струнный музыкальный  инструмент басового и тенорового регистра,  такого же строения, что и скрипка или альт,  однако значительно больших размеров. На виолончели  играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол  особой ножкой с остриём (шпилем). Появление виолончели относится к началу XVI в.  Первоначально она применялась как басовый  инструмент для сопровождения пения или исполнения  на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели,  отличавшиеся друг от друга размерами, количеством  струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон  20