Халилова Назимат Атахановна,
преподаватель математических дисциплин
Профессионально – педагогического колледжа
имени З.Н.Батырмурзаева (г. Хасавюрт, РД),
Заслуженный Учитель Республики Дагестан,
Почётный работник СПО РФ
СЧАСТЬЕ УЧИТЕЛЯ
(Эссе)
Мы педагоги! Громко это сказано,
Но этим можно лишь гордиться,
И может быть, судьбой предсказано,
Нам педагогами родиться.
Не каждому в жизни выпадает счастье постичь всю глубину и смысл этих слов.
«…И может быть, судьбой предсказано, нам педагогами родиться». Как будто сказано обо мне: с самого раннего детства для меня как будто не существовало других профессий, я всегда хотела быть только Учителем. Передо мной никогда не стоял вопрос: «Быть или не быть?». Ответ всегда решался однозначно и положительно: «Быть! Быть только Учителем!», хотя отец очень хотел видеть во мне врача, а мама – экономиста или бухгалтера, как и сама, зная мои способности в математике. Но мои родители очень трепетно относились к мечтам своих шестерых детей, да и профессия учителя всегда была в нашей семье в почёте.
Мне кажется, даже если я стала бы врачом, то непременно - детским. Но врач лечит физические недуги, а учитель отвечает за нравственное здоровье человека. Процесс лечения в чём-то запрограммирован: известен диагноз – известен и метод лечения. А воспитание каждого нового человека – процесс длительный, полный неожиданностей, творческий, непохожий на сотни предыдущих. А учитель – всегда первооткрыватель. Что получишь «на выходе», зависит во многом и от педагога.
Мне очень близки слова немецкого педагога – гуманиста Адольфа Дистервега: «Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и всё человечество», не только потому, что чувствую себя счастливым человеком, но и являюсь сторонником и последователем его педагогических идей. Согласно идеям Дистервега, сама суть человеческой жизни, её смысл заключается в стремлении к совершенству, идеалу в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты. Считаю, что это и есть истинная цель педагога. Таковыми были на моем жизненном пути мои педагоги и старшие коллеги, перед именами и памятью которых я не только низко склоняю уже седую голову, но и становлюсь на колени перед добротой их сердец!
Проработав почти 13 лет в школе учителем математики и 28 лет преподавателем математических дисциплин в педагогическом колледже родного города Хасавюрта в многонациональном, солнечном Дагестане, будучи учителем учителей, я глубоко убеждена, что в человеке заложен грандиозный потенциал, дух того высшего целого, к которому он принадлежит. И педагог должен быть способным реализовать этот потенциал. Непосредственной нашей задачей является развитие всех сторон человеческой природы, всех сил, данных человеку, и постановка его на путь самостоятельного развития.
Я убеждена, что процесс развития личности ребенка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь утрат, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель глубоко знает свой предмет и делает свои знания достоянием учеников. И тогда огонек души, который дан человеку от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.
Очень часто затраченные силы моей души возвращались ко мне победами, успехами моих воспитанников на конкурсах различного уровня.
Бежит неумолимо время,
Проходят дни, как тень от облаков.
Дороже всех наград и премий
Слова любви моих учеников.
Они идут у них от сердца,
О светлом чувстве говоря.
Они со мной. А мне всё чаще кажется,
Что жизнь – то прожита не зря!
Я счастлива не только тем, что мой труд оценён по - достоинству, но и тем, что большинство моих учеников и студентов пошли по моим стопам: стали учителями математики. Я в них вижу своё продолжение, как и в своих детях, выбравших профессию Учителя – профессию своих родителей. А это значит, дело моё будет ещё продолжено в делах моих воспитанников.
Это ли не СЧАСТЬЕ УЧИТЕЛЯ ?!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.