Государственное казенное образовательное учреждение " Кулебакская специальная коррекционная школ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(математика - история)
для обучающихся 8 классов по теме:
" Замена десятичных дробей целым числом"
(«Хлеб блокадного Ленинграда»)
Подготовила: Баринова В.М.
учитель математики высшей категории
18.02 2020 г. 8 класс
Интегрированный урок (математика- история) " Замена десятичных дробей целым числом", " Хлеб Блокадного Ленинграда"
Цель: формировать умения и навыки работы с десятичными дробями, учить применять полученные знания на практике
- научить заменять десятичные дроби целыми числам;
-коррекция памяти и, внимания, мышления;
-прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;
Тип урока: получение новых знаний
Оборудования: интерактивная доска, компьютер, стационарный стенд, оформленная доска
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: эмоциональный настрой детей.
а) Ребята, сегодня урок у нас необычный, можно сказать исторический. Кто мне подскажет, какую грандиозную дату мы будем праздновать 9 мая 2020 года.
Правильно- 75 летие Великой победы. В связи с этим событием во всех школах, учреждениях и просто в семьях стараются вспомнить о великих подвигах великого народа?
(Слайд №1)
Цель нашего урока - не только научиться заменять десятичные дроби целым числом, но и на примере математических примерах на военную тематику
вспомнить героическое прошлое нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
(Слайд№2)
Вопрос:
-нужно ли в наше время вспоминать о военных годах,
- как вы считаете, для чего это необходимо?
(Ответы детей)
в) О войне можно говорить долго и много. Мы с вами сегодня остановимся на одном эпизоде войны, на примере доблести, мужества и чести. Вы мне сейчас в этом поможете.
2)Проверка домашнего задания
(Слайд №3-4)
Цель: контроль над выполнением домашнего задания, работа над ошибками.
а) Продиктуйте ответы примеров домашнего задания.
5, 4 81, 1 0,5 0,1 0,8
-Молодцы. Все правильно.
Сейчас я добавлю две десятичные дроби и попрошу расположить их в порядке возрастания. Каждой дроби соответствует буква, прочтите полученное слово.
5, 4-К 81,1 -Д 0,5-Л 0,1 -Б 0,8-О 17,89-А 90,9-А
БЛОКАДА
(слово вывешивается на доске для словарной работы)
Вопрос:
-кто мне скажет, что означает слово блокада?
-ребята, о чем говорит вам это слово, с чем оно связано, с каким городом?
-Ленинград
-как называется город сейчас-Санкт Петербург
Блока́да — действия, направленные на изоляцию объекта
путём пресечения всех его внешних связей. Военная блокада. Блокада
Ленинграда во время Великой отечественной войны
(Слайд№5-6)
В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это пророчество Гитлера не сбылось. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы, пекари продолжали печь хлеб.
Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-42г.г., когда городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненных и больных невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 года стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена дорога, названная Дорогой жизни.
3.Упражнение на внимание.
Цель: коррекция концентрации внимания
(Слайд №7)
Найти целые числа в таблице.
81941, 900, 271944, 641807, 39, 225000, 15500
Давайте повторим основные даты, связанные с блокадой Ленинграда.
8сентября 1941 года - начало блокады Ленинграда
900 дней длилась блокада
27 января 1944 года - конец блокады Ленинграда
641807 жителей города, навсегда оставшихся в нем
39 школ продолжали свою работу
225 000 автоматов изготовили ленинградцы во время блокады
15500 боевых единиц ленинградцы во время блокады отправили на фронт
(Дети вклеивают в тетрадь памятку с датами)
3. Актуализация опорных знаний.
Цель: закрепить умения заменять целое число десятичной дробью
а) Число, тема урока. Сегодня на уроке мы с помощью десятичных дробей попытаемся понять всю тяжесть блокады.
(Слайд№8)
б) Повторение.
17 июля 1941 года были введены продовольственные карточки
Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлению паспорта. При утере обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было огромное количество краж этих карточек.
(Слайд№9)
Норма хлеба на человека составляла-
125 граммов - для жителей
200 граммов - для рабочих
500граммов - солдатам
Задание: перевести целое число, полеченное при измерении в десятичную дробь.
125 г= 0,125 кг
200г = 0,200 кг
500г=0,500 кг
На столе лежат тарелки с нарезанным хлебом, показывающие нормы блокадного Ленинграда.
-Молодцы, ребята. А теперь переходим к новой теме. Сегодня мы научимся производить замену десятичных дробей в целое число.
4 . Освоение нового материала
Цель: научить заменять десятичные дроби целым числом.
- Вы мне поможете это сделать .
-Запишите задание:
Глубина Ладожского озера, по которому проходила Дорога жизни- 0, 230 км. Заменить десятичную дробь целым числом.
0,230км= 0 км 230 м =230 м
1 км-1000м
1м=0,001 км
Возьмите таблицу классов и разрядов десятичных дробей и запишите в нее дробь 0, 230
Посмотрите по таблице, сколько целых и тысячных долей.
-Целых чисел нет, тысячных долей-230. Значит, получаем- 230 граммов
6,340кг =6км340м
5 Физкультминутка
6. Первичное закрепление материала.
Цель: выявить обучающихся, не освоивших новый материал
Интерактивный тренажер
7.Вторичное закрепление материала.
(Работа в парах)
(Слайд№11-12)
в) Состав муки блокадного хлеба:
ржаная
мука 0,6 кг=
льняной жмых 0,05 кг=,
отруби 0,06 кг=
овсяная мука 0,08 кг=
соевая мука 0,04 кг=
солодовая
мука 0,04 кг=
пшеничная мука 0,05 кг=
Замените десятичные дроби числами, полученными при измерении .
-Проверить результат.
6. Итог
(Слайд№13)
А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.
Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше (62,5 г вместо 41,7 г. Это больше примерно на 21 г на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Помните! Хлеб — это ценность, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Это то, что является неотъемлемой частью нашей русской национальной культуры.
7. Рефлексия.
-Что главного для себя вы узнали на уроке?
-Понравился вам урок?
-Что особенно запомнилось?
8. Оценки.
9. Домашнее задание.
Стр.122 упр357, 1 строчка
10 Минута молчания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.