Структура уроков введения нового знания
Мотивирование к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1. Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3. Устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
«хочу, потому что смогу»
• 1 – 2 минуты; • Положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг лругу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу
Актуализация знаний
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1. Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2. Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3. Мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4. Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4 – 5 минут; Возникновение проблемной ситуации
Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»); «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.
4 – 5 минут; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.
7 – 8 минут; Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию нового знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4 – 5 минут; Способы: фронтальная работа, работа в парах, группах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4 – 5 минут;
Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка. Оцените свою работу:
Кто не допустил ошибок « + »
Кто немного сомневается « ? »
Кто допустил ошибки и ему надо ещё потренироваться « - »
Включение нового знания в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Цель: повторение и тренировка использования полученных знаний.
7 – 8 минут; Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
2 – 3 минуты; Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новое знание? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать? Самооценка
Может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
46,1% уникальность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.