Соотношение понятий «предложение» и «высказывания» (на примере английского языка)
Проблема различия предложения и высказывания пронизывает все разделы грамматики. Признавая тот факт, что предложение является центральной единицей синтаксического (и шире - лингвистического) описания, возникает вопрос: какова позиция предложения и высказывания, как синтаксических единиц, относительно друг друга?
Проблемой соотношения предложения и высказывания занимались такие ученые, как И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов. Актуальность исследований этих и многих других лингвистов связана с ростом интереса к предложению как к особой единицы синтаксиса и существующей связи между его элементами, его позиции в синтаксисе.
Целью нашего исследования является установление общих и отличительных черт предложения и высказывания.
Человек - существо творческого мышления и естественно ожидать от нее выявления творчества в такой сфере, тесно связанной с сознанием, как речевая деятельность, использования языка. Если говорить о творческом подходе в речи к синтаксису, то он реализуется в образовании бесконечного многообразия каждый раз новых предложений. Построение говорящим каждого предложения и является творческим актом [2, с. 365].
Предложения (если не считать готовые формулы) не возникает в сознании говорящего немедленно, а образуется постепенно в процессе речи. Свободные высказывания, в отличие от предложений, можно определить как сочетание языковых единиц, созданные по данному образцу, который возник в сознании говорящего в результате того, что он слышал много раз предложения, которые имеют общие свойства [1, с. 205].
Предложение - понятие широкого формата, который охватывает большой диапазон речевых конструкций, от однословных до сложных полипредикативных конструкций. Говоря о центральной роли предложения в структуре языка и соответственно в синтаксическом описании, мы имеем в виду прежде всего так называемое простое предложение, т.е. монопредикативную речевую конструкцию.
Поэтому можно сделать вывод, что увидеть различие между высказываниями и предложениями в ряде случаев оказывается весьма затруднительной задачей, ее можно обнаружить только с помощью тщательного анализа: для слушателя и то, и другое кажутся совершенно одинаковыми (включая пути образования и восприятия предложения и высказывания), при этом предложения играют большую роль в образовании моделей в сознании говорящего, поскольку большинство из них встречаются довольно часто [3, с. 341].
Так как предложение является не просто структурной, как все другие единицы низшего ранга, но и коммуникативной единицей, то в процессе речевой коммуникации, данная единица приобретает свойства, которые лишь потенциально заложены в предложении и реализуются при актуализации предложения в речи. Например, «It's very hot out there» - в акте речи может быть просто констатацией факта, но может быть и толчком к действию, эквивалентным по содержанию культурно-коммуникативного эффекта предложению – «Let's go to another place». Реализованное предложение, то есть высказывание, таким образом богаче по своим характеристикам, чем предложение, взятое отдельно от условий реализации. Это действительно так, но в высказывании не может быть ничего такого, что не было бы изначально потенциально заложено в предложении.
Таким образом, каждое высказывание (то есть, актуализированное предложение) выступает как речевое проявление языковой единицы - предложения. При этом значимость, главенствующая роль предложения сохраняются.
Список литературы:
1. Иванова И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебник / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов. - М.: Высшая школа, 1981. - 285 с.
2.Блох М. Я. Теоретическая грамматика английского языка = A Course in Theoretical English Grammar: учебник / Блох М.Я. - четвёртый изд., Испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 423 с.
3. Вейхман Г.А. Новое в грамматике современного английского языка: учебное пособие для вузов / Г.А. Вейхман. – 2-е изд., дополн. и исправ. – М.: Астрель, АСТ, 2002. – 544 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.