Профильное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.
Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится "отсев" учеников:
Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.
Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОФИЛЬНО
ГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:
НЕДОСТАТКИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных "доработках". При этом "довести" профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.
Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный - литературы, русского и иностранных языков.
Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Задачи профильного образования:
Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.
Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:
С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа "школа-вуз". В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза - также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.
Отсюда вытекает и ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:
Таким образом, профильное обучение - вещь полезная и хорошая. Очень часто "универсальный профиль" - отличная база для дальнейшей карьеры.
При этом предстоит достигнуть следующих целей профильного обучения:
1. Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
2. cоздать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
4. расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
При внедрении профильного обучения целесообразно опираться на имеющийся опыт, как зарубежный, так и отечественный.
Зарубежный опыт организации профильной школы.
Во всех развитых странах общее образование на старшей ступени является профильным, охватывая три (реже два) завершающих года обучения в школе. С каждым годом число тех учащихся, кто продолжает учиться в профильной школе, растёт и составляет в настоящее время не менее 70%.
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: - “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию, то есть в основной школе.
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения в старшем звене средней школы.
1. Старшие (полные) средние школы во всех развитых странах являются профильными, т.е. осуществляют профильное обучение.
2. Как правило, профильное обучение охватывает 3, реже 2 последних года обучения в школе.
3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. От двух (академический и неакадемический (общий) в англоязычных странах до трех (естественные науки, филология, социально-экономический) во Франции, “язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология” в Германии.
5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) по сравнению с основной школой существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке: естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, “высшая” школа - в США.
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) дают чаще всего право прямого зачисления в высшие учебные заведения. Хотя имеются и некоторые исключения – например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.
В странах западной модели образования существует небольшое количество профилей — два-три (варианты: академический и неакадемический; естественнонаучный, филологический, социально-экономический; язык—литература—искусство, социальные науки, математика—точные науки—технология).
В основе профильной подготовки учащихся в этих странах лежит формирование их индивидуального учебного плана: от жёстко фиксированного перечня обязательных учебных курсов до возможности составления из множества курсов своего плана за весь период обучения. По сравнению с основной школой, количество обязательных предметов в старшей школе существенно уменьшается.
Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно (за некоторыми исключениями) дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения.
Российский опыт профильного образования.
История российского образования показывает, что предпринимались неоднократные попытки введения профильного обучения.
Так, в период реформ Александра II в 1864 г. был издан Указ, по которому организовывались семиклассные учебные заведения двух типов: классическая гимназия (её целью была подготовка в университет) и реальные училища, которые готовили к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения.
В 1915—1916 гг. в ходе реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н.Игнатьева, 4—7-й классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.
В 1918 г. Первый Всероссийский съезд работников просвещения разработал Положение о единой трудовой школе, предусматривавшее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В Постановлении ЦК ВКП(б) и Совета Народных комиссаров СССР, принятом в 1934 г. «О структуре начальной и средней школы в СССР» предусматривался единый учебный план и единые учебные программы. Но отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями заставлял вновь и вновь обращаться к проблеме профильной дифференциации в старших классах. Среди этих попыток отметим инициативу Академии педагогических наук в 1957 г. Предполагалось провести дифференциацию по трём направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. В 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8—10 классах и школы (классы) с углублённым изучением предметов, которые сохранились вплоть до настоящего времени.
Важнейшим этапом на пути становления профильной школы стали
появившиеся в конце
1980-х — начале 1990-х годов новые (или, лучше
сказать, возобновлённые старые) виды общеобразовательных учреждений: лицеи,
гимназии, ориентированные на углублённое обучение школьников по избираемым ими
образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Продолжали свою
работу специализированные (профильные) художественные, спортивные, музыкальные
и др. школы.
Основные подходы профильной школы.
Выстраивание новой иерархии целей и задач школьного образования. Выделение в качестве основной цели воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся.
Школьное образование направлено на социализацию учащихся, на подготовку к освоению ими социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.